Резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г.Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Тиховой А.А., с участием представителя истца Ждановой Ю.С., ответчика Шевелевой Л.А,, представителя ответчика адвоката Асламовой С.К., представителей ответчика администрации Ангарского городского округа - Васильевой М.В., Гареевой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4214/2019 по иску прокурора г.Ангарска в защиту интересов муниципального образования Ангарский городской округ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ангарского городского округа, Шевелевой Людмиле Анатольевне о признании недействительным постановления, признании недействительным договора купли-продажи, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований с учетом их уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, прокурор г.Ангарска, действуя в защиту интересов муниципального образования Ангарский городской округ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой города проведена проверка доводов обращения Поповой Е.Г. о незаконных действиях администрации Ангарского городского округа при распоряжении муниципальным имуществом в рамках реализации подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» муниципальной программы Ангарского городского округа «Доступное жилье».
При оценке документов установлено, что 12.11.2015 постановлением администрации Ангарского городского округа № 1584-па Шевелева Л.А. включена в состав участников подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска» на 2015-2018 годы муниципальной программы «Доступное жилье в городе Ангарске».
25.04.2016 в КУМИ АГО зарегистрировано её заявление о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи по адресу ..., ..., квартира общей площадью 35,6 кв.м., стоимостью 1340838,40 руб.
На основании постановления администрации Ангарского городского округа от 13.05.2016г. №1051-па, КУМИ АГО от имени администрации АГО 08.07.2016 заключил с Шевелевой Л.А. договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу.
Вместе с тем, 06.05.2016 в КУМИ АГО зарегистрировано еще одно заявление Шевелевой Л.А., поданное ею также в рамках реализации права участника подпрограммы, о предоставлении по договору купли-продажи другого жилого помещения по адресу ..., ..., общей площадью 35,8 кв.м., стоимостью 1348871,20 руб.
На основании постановления администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016г. №1137-па КУМИ АГО от имени администрации АГО 08.07.2016 заключил с Шевелевой Л.А. договор купли-продажи однокомнатной квартиры расположенной по адресу, ..., ..., ....
Постановление от 23.05.2016 вынесено незаконно по следующим основаниям.
Постановлением администрации города Ангарска Иркутской области от 30 сентября 2014 № 1350-Г утверждена муниципальная программа "Доступное жилье в городе Ангарске". В указанную программу включена подпрограмма "Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска" на 2015-2018 годы. Финансирование Подпрограммы осуществлялось за счет средств бюджета города Ангарска.
Согласно паспорту данной подпрограммы, целевыми показателями подпрограммы являлось количество работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия. Ориентировочный расчет приобретения в 2015-2018 годах жилых помещений – 78 квартир. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы - количество работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия за период 2015-2018 годы - 78 семей. Работникам бюджетной сферы право на участие в Подпрограмме может быть предоставлено 1 раз. Таким образом, исходя из положений подпрограммы, к целям ее реализация относятся количественные показатели обеспечения специалистов жилыми помещения из расчета 1 жилое помещение на 1 семью. Указанная программа действовала до 18.02.2016г.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от 11.11.2015 № 1567-па утверждена муниципальная программа Ангарского городского округа "Доступное жилье" на 2016-2018г. в соответствии с которой признано необходимым продолжить предоставление жилых помещений по договорам купли-продажи работникам бюджетной сферы.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от 12.04.2016 № 774-па утвержден Порядок предоставления жилых помещений работникам бюджетной сферы по договорам купли-продажи (далее по тексту – Порядок).
Согласно п. 2.10. Порядка, Комитет в течение 2 рабочих дней со дня регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения, построенные в целях реализации подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы", приглашает участников подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы" для заключения договора-купли продажи жилого помещения, порядок которого предусмотрен разделом 3 настоящего Порядка. Согласно представленным документам право муниципальной собственности на оспариваемую квартиру зарегистрировано 03.02.2016г., на квартиру по адресу по адресу: ..., ..., ... – 04.02.2016г.
Согласно п. 3.6. Участник подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы", не обратившийся в Комитет с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи жилого помещения в течение 1 месяца со дня получения уведомления, указанного в пункте 2.10 раздела 2 настоящего Порядка, подлежит исключению из числа участников подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы". Таким образов, в случае исполнения данных требований порядка, Шевелева Л.А. должна была обратиться с заявлением о заключении договора купли-продажи не позднее 07.03.2016г. Вместе с тем, первое заявление Шевелевой Л.А. о заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, ..., ... зарегистрировано лишь 25.04.2016г., а заявление на заключение договора купли-продажи жилого помещения по адресу Иркутская область, г.Ангарск, ..., ... лишь 06.05.2016г. Соответственно Шевелева Л.А. подлежала исключению из числа участников подпрограммы.
Согласно п. 3.1. Порядка для заключения договора купли-продажи жилого помещения, участники подпрограммы обращаются в Комитет с заявлением по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку. Днем обращения в Комитет с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения считается дата регистрации Комитетом заявления.
Таким образом, не смотря на то, что оба заявления Шевелевой Л.А. датированы 24.04.2016г. порядком четко определено установление даты обращения гражданина, то есть Шевелевой Л.А. подано 2 обращения 25.04.2016г. и 06.05.2016г. соответственно.
Согласно п. 3.2. Порядка, Комитет в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления подготавливает проект постановления о заключении договора купли-продажи и направляет его в порядке, установленном в администрации Ангарского городского округа, на согласование. После подписания постановления о заключении договора купли-продажи жилого помещения с участником подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы", Комитет в течение 5 рабочих дней заключает договор купли-продажи жилого помещения с участником подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы" (п. 3.3. Порядка).
Постановление мэра Ангарского городского округа «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, ..., ... с участником подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» №1051-па вынесено 13.05.2016г. Таким образом, в нарушение указанных требований, договор купли - продажи жилого помещения с Шевелевой заключен лишь 08.07.2016г. Однако, при соблюдении соответствующих требований Порядка и заключении договора купли-продажи жилого помещения 18.05.2016г., оснований для вынесения постановления мэра Ангарского городского округа «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ... участником программы «Жилье для работников бюджетной сферы»» №1137-па от 23.05.2016г. не имелось.
При этом порядок не содержит положений, устанавливающих действия органа местного самоуправления в отношения участника подпрограммы кроме как подписания договора купли-продажи жилого помещения, таким образом, фактически Постановление администрации о заключении договора купли-продажи обеспечивает право участника на получение жилого помещения, то есть реализация программы со стороны органа местного самоуправления заканчивается вынесением Постановления. И именно с этого момента право участника считается реализованным.
Пункт 3.5. Порядка, в обеспечение целей и достижения целевых показателей подпрограммы, также закрепляет положение об однократном участии в подпрограмме, то есть о возможности получения одним 1 участником одного жилого помещения, что следует из цели создания подпрограммы, в рамках которой предоставлено жилое помещение Шевелевой Л.А.
Кроме того, даже форма заявления о предоставлении жилого помещении по договору купли-продажи, указанная в приложении 3 Порядка не предусматривает указания нескольких жилых помещений в заявлении, что также исключает передачу нескольких квартир одному участнику поданных в рамках одного заявления.
Таким образом, Постановление администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016г. №1137-па «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., с участником программы «Жилье для работников бюджетной сферы» Шевелевой Л.А.» принято с нарушением муниципального правового акта, а именно противоречит требованиям п. 3.3, п. 3.5, п.3.6 Порядка, соответственно, в силу ст. 13 ГК РФ может быть признано судом недействительным. Соответственно договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ... от 08.07.2016г., заключенный между администрацией Ангарского городского округа и Шевелевой Л.А. на основании недействительного постановления также является недействительным.
Муниципальное имущество – квартира по адресу: ..., 12 мрн, ..., созданное для решения вопросов местного значения по обеспечению проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан, незаконно перешло в собственность Шевелевой Л.А. на основании Постановления администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016г. №1137-па, что нарушает интересы муниципального образования - Ангарский городской округ.
Кроме того, действиями администрации Ангарского городского округа по предоставлению неограниченного количества жилых помещений одному участнику подпрограммы нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – работников бюджетной сферы муниципального образования, с учетом возможных кадровых изменений, нуждаемость которых могла возникнуть в период действия подпрограммы с учетом запланированных мероприятий и финансирования программы, лишая тем самым возможности данных лиц, круг которых не определен, на улучшение жилищных условий.
На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 167, 168 ГК РФ просит признать недействительным постановление администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016г. №1137-па «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., с участником программы «Жилье для работников бюджетной сферы» Шевелевой Л.А. Признать недействительным договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ... от 08.07.2016г., площадью 35,8 кв.м. стоимостью 1348371,20 руб., заключенный между администрацией Ангарского городского округа и Шевелевой Людмилой Анатольевной. Применить последствия недействительности ничтожной сделки, вернув стороны в первоначальное положение, возвратив жилое помещение по адресу: ..., ..., ... муниципальную собственность Ангарского городского округа, вернув Шевелевой Л.А. из бюджета Ангарского городского округа денежные средства, выплаченные в счет стоимости вышеуказанной квартиры а именно первоначальный взнос в размере 134 837 рублей 12 копеек и денежные средства, уплаченные в счет стоимости квартиры в доход бюджета Ангарского городского округа на дату вынесения решения суда.
В судебном заседании представитель процессуального истца – Жданова Ю.С., действующая на основании прав по должности, исковые требования в редакции уточненного иска поддержала, по существу дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, а также в письменных объяснениях, которые приобщены к материалам дела.
Ответчик Шевелева Л.И. иск не признала, поддержав доводы письменных возражений, которые приобщены к материалам дела, а также поддержала заявление о пропуске истцом срока исковой давности, который подлежит исчислению с даты принятия оспариваемого постановления. Полагает, что она действовала добросовестно, решение о приобретении двух однокомнатных квартир было обусловлено тем, что не было подходящей двухкомнатной квартиры, поэтому она приобрела две однокомнатные, планируя в дальнейшем их соединить.
Представитель ответчика – адвокат Асламова С.К., действующая на основании ордера, позицию своего доверителя поддержала, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель ответчика администрации АГО – Васильева М.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, которые приобщены к материалам дела, а также заявление о применении последствий пропуска срока исковой давности в котором указано, что в рамках «Соглашения о порядке взаимодействия между администрацией Ангарского городского округа и прокуратурой г.Ангарска в сфере нормотворчества» от 17.08.2015 в адрес истца 7.06.2016 был направлен перечень постановлений, принятых администрацией АГО в мае 2016. В данном перечне указано оспариваемое постановление, следовательно, истец узнал о нем не позднее 7.06.2016, на день обращения в суд с иском истек срок исковой давности для его оспаривания, а следовательно не имеется оснований для удовлетворения требований в целом.
Представитель ответчика администрации АГО – Гареева А.Х., действующая на основании доверенности, иск не признала, привела аналогичные доводы. Не согласна с позицией истца относительно того, что право Шевелевой на получение жилого помещения в рамках подпрограммы было реализовано после вынесения постановления от 13.05.2016, считает, что право на получение жилья было реализовано в день заключения договоров купли-продажи 8.07.2016, были заключены оба договора; просила учесть, что в соответствии с условиями подпрограммы участники не ограничены в выборе жилого помещения любой площади.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. Выводы суда основаны на следующем.
Согласно ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 названного Федерального владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, относится к вопросам местного значения городского округа.
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49 вышеуказанного Закона).
В соответствии со ст. 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п.1 ст. 549 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В статье 166 Гражданского кодекса РФ указано, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Понятие ничтожной сделки содержит ст.168 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки ( п.2).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании поступившего 15.04.2019 в прокуратуру г.Ангарска обращения гр. Поповой Е.Г. о незаконных действиях администрации Ангарского городского округа при распоряжении муниципальным имуществом в рамках реализации подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» муниципальной программы Ангарского городского округа «Доступное жилье», прокуратурой проведена проверка.
Постановлением администрации Ангарского городского округа № 1584-па от 12.11.2015 Шевелева Л.А. включена в состав участников подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска» на 2015-2018 годы муниципальной программы «Доступное жилье в городе Ангарске».
25.04.2016 Комитетом по управлению муниципального имущества администрации АГО зарегистрировано заявление Шевелевой Л.А. о предоставлении жилого помещения по договору купли-продажи, построенного в рамках подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы», по адресу ..., ..., общей площадью 35,6 кв.м., стоимостью 1340838,40 руб., а также доказательства оплаты первоначального взноса в размере 10% от стоимости квартиры.
На основании указанного заявления 13 мая 2016 года издано постановление администрации АГО № 1051-па «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., с участником подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы», явившееся в свою очередь основанием для заключения 08.07.2016 с Шевелевой Л.А. договора купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, согласно которому в собственность Шевелевой Л.А. передается квартира, являющаяся муниципальной собственностью АГО, на условиях, указанных в договоре.
06.05.2016 Комитетом по управлению муниципального имущества администрации АГО зарегистрировано еще одно заявление Шевелевой Л.А., поданное ею также в рамках реализации права участника подпрограммы о предоставлении по договору купли-продажи другого жилого помещения, построенного в рамках подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» по адресу ..., 12 мр-н, 30 дом, 18 квартира, общей площадью 35,8 кв.м., стоимостью 1348871,20 руб.
На основании постановления администрации Ангарского городского округа от 23.05.2016г. №1137-па КУМИ АГО от имени администрации АГО 08.07.2016 заключил с Шевелевой Л.А. договор купли-продажи однокомнатной квартиры расположенной по адресу, ..., ..., ....
Оценивая доводы истца о незаконности указанного постановления, суд принимает во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Ангарска от 30 сентября 2014 г. № 1350-Г утверждена муниципальная программа "Доступное жилье в городе Ангарске". В указанную программу включена подпрограмма "Жилье для работников бюджетной сферы города Ангарска" на 2015-2018 годы. Финансирование Подпрограммы осуществлялось за счет средств бюджета города Ангарска.
Целью указанной подпрограммы явилось необходимость разработки механизма поддержки за счет средств бюджета города Ангарска работников бюджетной сферы в целях удовлетворения потребности в собственном жилье.
Согласно паспорту данной подпрограммы, целевыми показателями подпрограммы являлось количество работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия. Общее количество жилых помещений определяется из расчета стоимости 1 квадратного метра вновь строящегося жилья исходя из объемов финансирования из бюджета города Ангарска и потребности в жилых помещениях, определяемой согласно поданным участниками настоящей Подпрограммы заявлениям. Ориентировочный расчет приобретения в 2015-2018 годах жилых помещений – 78 квартир. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы - количество работников бюджетной сферы, улучшивших жилищные условия за период 2015-2018 годы - 78 семей. Работникам бюджетной сферы право на участие в Подпрограмме может быть предоставлено 1 раз.
Указанная программа действовала до 18.02.2016г.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от 11.11.2015 № 1567-па утверждена муниципальная программа Ангарского городского округа "Доступное жилье" на 2016-2018г. (далее по тексту – Программа), в которой также выделена подпрограмма "Жилье для работников бюджетной сферы" на 2016-2018 годы.
В соответствии с п. 11.2.2 Программы, с целью выполнения взятых обязательств в рамках подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы" на 2015 - 2018 годы муниципальной программы "Доступное жилье в городе Ангарске", утвержденной постановлением администрации города Ангарска от 30.09.2014 № 1350-г, признано необходимым продолжить предоставление жилых помещений по договорам купли-продажи работникам бюджетной сферы в рамках Подпрограммы "Жилье для работников бюджетной сферы" на 2016-2018 годы (далее - Подпрограмма).
Согласно разделу 1 Программы необходимость разработки Подпрограммы обоснована проблемой нехватки работников бюджетной сферы в Ангарском городском округе. Одним из основных стимулов по привлечению квалифицированных кадров на территорию Ангарского городского округа является обеспечение их жилыми помещениями. Недостаточно высокая заработная плата работников бюджетной сферы, невозможность приобретения жилья самостоятельно по рыночным ценам, высокие ставки по ипотечным кредитам, не позволяют им приобретать в собственность жилые помещения самостоятельно.
Пунктом 11.2.2 Подпрограммы предусмотрено, что порядок предоставления жилых помещений работникам бюджетной сферы по договору купли-продажи устанавливается постановлением администрации Ангарского городского округа.
Постановлением администрации Ангарского городского округа от 12.04.2016 № 774-па утвержден Порядок предоставления жилых помещений работникам бюджетной сферы по договорам купли-продажи (далее – Порядок).
В соответствии с п. 3.5 Порядка, работникам бюджетной сферы право на участие в подпрограмме «Жилье для работников бюджетной сферы» предоставляет один раз.
Изучение и анализ указанных правовых актов позволяет суду прийти к выводу о том, что к целям реализация Подпрограммы относятся количественные показатели обеспечения специалистов жилыми помещения из расчета одно жилое помещение для одной семьи работника бюджетной сферы, нуждающегося в улучшении жилищных условий; противоположное толкование, предложенное стороной ответчика, противоречит смыслу и целям Подпрограммы, не предусматривающей возможность обеспечения работника бюджетной сферы несколькими жилыми помещениями на льготных условиях их приобретения. Доводы стороны ответчика о том, что в соответствии с Порядком ( п. 1.9) размер общей площади приобретаемого жилого помещения определяется участником подпрограммы самостоятельно, указанных выводов не опровергают, поскольку речь идет лишь об одном жилом помещении.
Как было указано выше, пункт 3.5. Порядка, в обеспечение целей и достижения целевых показателей подпрограммы, также закрепляет положение об однократном участии в подпрограмме, то есть о возможности получения участником лишь одного жилого помещения независимо от его площади, что следует из цели создания подпрограммы, в рамках которой предоставлено жилое помещение Шевелевой Л.А.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление, давшее возможность Шевелевой Л.А., реализовавшей свое право на приобретение жилого помещения по адресу: ..., ... в рамках подпрограммы, приобрести второе жилое помещение, является незаконным, поскольку принято с нарушением муниципального правового акта, а именно противоречит требованиям п. 3.3, п. 3.5, п.3.6 Порядка, соответственно, в силу ст. 13 ГК РФ может быть признано судом недействительным.
Соответственно договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ... от 08.07.2016г., заключенный между администрацией Ангарского городского округа и Шевелевой Л.А. на основании недействительного постановления также является недействительным в силу его ничтожности.
Муниципальное имущество – квартира по адресу: ..., ......, созданное для решения вопросов местного значения по обеспечению проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях граждан, незаконно перешло в собственность Шевелевой Л.А., что нарушает интересы муниципального образования - Ангарский городской округ.
Кроме того, действиями администрации Ангарского городского округа по предоставлению неограниченного количества жилых помещений одному участнику подпрограммы нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – работников бюджетной сферы муниципального образования, с учетом возможных кадровых изменений, нуждаемость которых могла возникнуть в период действия подпрограммы.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае, действиями администрации Ангарского городского округа нарушаются права муниципального образования на реализацию вопросов местного значения по обеспечению малоимущих работников бюджетной сферы жилыми помещениями за счет муниципального имущества, а также нарушаются права неопределенного круга лица – возможных участников подпрограммы. При таких данных, у прокурора имеются основания для обращения в суд с настоящим иском.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая изложенное правовыми последствиями признания недействительным договора купли-продажи является возвращение квартиры в собственность муниципального образования Ангарский городской округ и взыскание в пользу Шевелевой Л.А. из бюджета Ангарского городского округа денежных средств, оплаченных ею по договору купли-продажи.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 10.10.2019 Шевелева Л.А. в счет оплаты по договору внесла 715 354,32 руб.; кроме того, из объяснений ответчика Шевелевой Л.А. установлено, что она продолжает вносить ежемесячные платежи. При таких обстоятельствах в пользу Шевелевой Л.А. следует взыскать как оплаченную по состоянию на 10.10.2019 по договору сумму 715 354,71 руб., а также поступившие после указанной даты денежные средства в рамках исполнения договора купли-продажи от 8.07.2016.
Оценивая обоснованность сделанного ответчиками заявления о пропуске срока исковой давности, суд принимает во внимание следующее.
Оспариваемое истцом постановление влечет за собой возникновение (прекращение) гражданских прав и обязанностей, связанных с приобретением на его основании квартиры в собственность. Требования о признании недействительным договор купли-продажи от 8.07.2016 фактически производны от требований о признании недействительным постановления.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки ( п. 1).
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом, начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Оспариваемое постановление носит ненормативный характер, в связи с чем, не подлежало обязательной публикации в средствах массовой информации для доведения до сведения неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц, в интересах которого и подан иск, не имел и не имеет доступа к оспариваемому постановлению. При таких обстоятельствах, срок исковой давности для защиты прокурором нарушенных прав неопределенного круга лиц, не пропущен.
Суд также находит заслуживающими внимания доводы истца о том, что конкретные нарушения законодательства могут быть выявлены прокурором только в результате проверки. Так, согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 6 приказа Генерального прокурора РФ от 7.12.2015 № 195, основанием для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, а также другие материалы, свидетельствующие о допущенных правонарушениях и требующих использования прокурорских полномочий. Отсутствие данной информации в органах прокуратуры, учитывая, что оспариваемое постановление не является нормативно-правовым актом, свидетельствует о том, что до поступления соответствующего обращения, которое поступило в прокуратуру для проверки лишь 15.04.2019, отсутствовали как основания проверки оспариваемого ненормативного правового акта, так и возможность выявления нарушений законодательства при его издании.
В данной связи отсутствуют основания для вывода о пропуске прокурором срока исковой давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г.Ангарска в защиту интересов муниципального образования Ангарский городской округ, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ангарского городского округа, Шевелевой Людмиле Анатольевне о признании недействительным постановления, признании недействительным договора купли-продажи, применении последствий недействительности сделки, удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации Ангарского городского округа № 1137-па от 23.05.2016 «О заключении договора купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., с участником подпрограммы «Жилье для работников бюджетной сферы» Шевелевой Л.А.
Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ..., от 8.07.2016, заключенный между администрацией Ангарского городского округа и Шевелевой Людмилой Анатольевной.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки: вернуть квартиру, расположенную по адресу: ..., ..., ... собственность муниципального образования Ангарский городской округ; взыскать в пользу Шевелевой Людмилы Анатольевны из бюджета Ангарского городского округа денежные средства, оплаченные по договору купли-продажи от ** по состоянию на ** в сумме 715 354,71 руб., а также поступившие от Шевелевой Л.А. в бюджет Ангарского городского округа денежные средства в рамках исполнения договора купли-продажи от **, после указанной даты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено **.
Судья Шишпор Н.Н.