Дело № 2-59/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 марта 2014 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Ивковой А.В.
при секретаре Черных К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, администрации Костромской области о признании приказа незаконным, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Костромской области, департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома. В обоснование иска указала, что относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители были лишены родительских прав, жилое помещение за ней не закреплялось. В 1999 году была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список детей-воспитанников детских домов, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации г. Костромы. В соответствии с постановлением администрации г. Костромы до подхода очередности по списку воспитанников детских домов, ей была предоставлена комната № в муниципальном общежитии площадью 10,9 кв.м. по адресу: <адрес>, в которой она и проживает по настоящее время. Постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес>, исключен из состава специализированного жилищного фонда со снятием статуса общежития. После предоставления комнаты она не была снята с учета, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющее внеочередное право предоставления жилого помещения по списку «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», нуждающиеся в получении жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям. Однако в июле 2013 года ею было получено уведомление из комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Костромы о принятии решения об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для отказа указывался абз. 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Считает решение необоснованным, поскольку право на внеочередное обеспечение жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям ею не реализовано. Постановлением администрации г. Костромы ей была предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>, но предоставление жилого помещения в общежитии в виде комнаты площадью 10,9 кв.м. не являлось реализацией права на внеочередное получение жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям. Согласно решения Думы г. Костромы от 23.06.2005 года № 54 установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на территории города Костромы: в отдельном жилом помещении - в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, в коммунальных квартирах - в размере 10 кв.м. жилой площади жилого помещения на одного человека, но в 1999 году, на дату постановки ее в очередь, а также на момент получения ею комнаты в общежитии действовали другие нормы предоставления жилого помещения и учетные нормы площади жилого помещения в городе Костроме, не позволяющие исключения ее из списка очередников детей-воспитанников детских домов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответственно, принятие комитетом социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Костромы решения об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения необоснованно, поскольку право на обеспечение жилым помещением истцом не реализовано. Просит признать незаконным решение Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Обязать ответчиков предоставить ей отдельное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В ходе рассмотрения гражданского дела истец неоднократно уточняла исковые требования, которые окончательно предъявлены к администрации Костромской области, комитету социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома и сводятся к следующему: признать незаконным приказ комитета социальной защиты населения опеки и попечительства по городскому округу город Кострома от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ФИО2 ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать администрацию Костромской области предоставить ФИО2 ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории г. Костромы. Взыскать с ответчиков судебные расходы на представителя.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены департамент финансов Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
В судебном заседании истец ФИО2 не присутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала. Полагала, что предоставление истцу комнаты в общежитии, не смотря на то, что потом статус общежития поменялся, не является исполнением взятых на себя государством обязательств по обеспечению детей-сирот благоустроенным жилым помещением. Оснований для исключения ФИО2 из списка детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не имелось.
Представитель ответчика администрации Костромской области ФИО5 исковые требования не признал. Полагал, что у администрации Костромской области отсутствует обязательство по обеспечению ФИО2 жилым помещением, поскольку она обеспечена жилым помещением по установленной норме.
Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома ФИО6 полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку ФИО2 обеспечена жилым помещением общей площадью более установленной нормы.
Представитель третьего лица департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области ФИО7 полагала, исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований - администрация городского округа город Кострома, департамент финансов Костромской области, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно подпунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 155.3. СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В силу пп. 14.2. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, на органы государственной власти субъектов РФ, в том числе и Костромскую область, возложена основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 решением Ленинского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 70). Сведения об отце, согласно справке Отдела ЗАГС по городскому округу город Кострома от ДД.ММ.ГГГГ №, внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 83).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывалась в Костромском специализированном доме ребенка с органическим поражением ЦНС, с нарушением психики. ДД.ММ.ГГГГ истец переведена в Нерехтскую школу-интернат (л.д. 78). В дальнейшем проживала и обучалась в Мантуровской школе-интернате. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 окончила обучение в коррекционной школе-интернате 8 вида для детей-сирот г. Мантурово Костромской области (л.д. 163). В июне 2011 года закончила обучение в ПТУ-11 г. Галича.
По сведениям Управления Росреестра по Костромской области, ГПКО «Костромаоблтехинвентаризация» за ФИО2 не зарегистрировано на праве собственности объектов недвижимого имущества (л.д. 26, 28).
Постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилой площади» ФИО2 ИО1 предоставлена комната № жилой площадью 10,9 кв.м. в муниципальном общежитии по адресу: <адрес> - одной (л.д. 154).
Постановлением Главы города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении жилого <адрес>, литер А по <адрес>, из специализированного жилищного фонда со снятием статуса общежития» жилой <адрес> литер А по <адрес> исключен из специализированного жилищного фонда со снятием статуса общежития. Из жилых помещений <адрес> литер А по <адрес> образованы квартиры, которым присвоены номера: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 (л.д. 168-169). В жилом <адрес> изменена нумерация жилых помещений. Старый номер жилой комната истца (21) изменен на кв.5 комн.6 (л.д. 63).
До июля 2013 года ФИО2 значилась в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома издан приказ № «Об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, которым ФИО2 ИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 24). ДД.ММ.ГГГГ соответствующее уведомление направлено ФИО2 (л.д. 6).
Принимая решение об исключении истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома исходил из того, что ФИО2 реализовала свое право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем на нее не может распространяться действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не имеет оснований получения жилого помещения вне очереди и учета ее в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, т.к. обеспечена жильем.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из пояснений представителей ответчиков, истец является нанимателем комнаты в доме, при снятии статуса общежития занимает комнату на праве социального найма, в связи с чем, обязанность по предоставлению ей жилого помещения исполнена. Однако, указанный довод является несостоятельным по следующим основаниям.
В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 10 ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории граждан предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Действовавшим на тот момент ЖК РСФСР, статья 40, было предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Жилое помещение истцу было предоставлено в общежитии, т.е. в специализированном жилищном фонде, предназначенном для временного проживания, жилая площадь предоставленного помещения составляет менее 12 кв.м., в связи с чем право истца на внеочередное обеспечение жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм реализовано не было.
В соответствии с ранее действовавшим жилищным законодательством (ст. 38 ЖК РСФСР) и ныне действующим жилищным законодательством (ст. 50 ЖК РФ, решение Думы г. Костромы от 23.06.2005 № 54 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Костроме») норма предоставления жилой пощади не может быть менее 12 кв.м.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о не реализации истцом гарантированного права и признании ответчиком до июня 2013 года за ним права на получение как ребенка-сироты, жилого помещения.
Следовательно, право ФИО2 как сироты, на получение от государства социальной гарантии в виде отдельного благоустроенного жилого помещения до настоящего времени не реализовано.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Истцом при обращении с требованием о признании приказа комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным соблюден срок на обращение в суд, так как исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. в пределах установленного в ст. 256 ГПК РФ срока.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что приказ комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ФИО2 ИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. подлежит признанию незаконным.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах, свидетельствует о наличии у администрации Костромской области обязанности по предоставлению ФИО2 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом вышеприведенных норм права, на ФИО9 распространяются положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и после достижения возраста 23 лет - до фактического обеспечения ее жилым помещением.
Довод представителя ответчика, что администрация Костромской области является ненадлежащим ответчиком, суд считает необоснованным, противоречащим положениям ст. 10.1 Закона Костромской области № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области».
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 8, 20, 26, 28 Устава Костромской области, принятого Законом Костромской области от 24.04.2008 № 300-4-ЗКО администрация Костромской области является высшим исполнительным органом государственной власти Костромской области. В Костромской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Костромской области - администрацией Костромской области. Администрация Костромской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Костромской области, наделенным собственной компетенцией. Она в пределах своей компетенции на территории Костромской области обеспечивает исполнение Конституции РФ, федерального и областного законодательства, осуществляет на всей территории Костромской области исполнительно-распорядительную деятельность по реализации полномочий Костромской области по предметам ведения Костромской области и полномочий Костромской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области; осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина; обеспечивает исполнение областного бюджета; управляет и распоряжается собственностью Костромской области в соответствии с законами Костромской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Костромской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд находит основания для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения ФИО2, которая относилась к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, на день разрешения спора не имеет благоустроенного жилого помещения, соответствующего нормам предоставления жилого помещения, для проживания по договору социального найма либо в собственности, в связи с чем является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Местом жительства истца следует признать г. Кострому, что сторонами по делу не оспаривалось, подтверждается материалами дела. На администрацию Костромской области подлежит возложению обязанность предоставить ФИО2 из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Костромы.
При этом суд учитывает, что предоставление гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих аналогичное право, соблюдения очередности, от наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно статьям 88, 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.12.2004 № 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требования ст. 17 Конституции РФ. Именно поэтому в п. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующими в деле.
Стороной истца представлен договор на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный между ФИО2 и ФИО4, условиями которого предусмотрено оказание исполнителем заказчику услуг по представлению интересов в судебных заседаниях при рассмотрении дела в суде, также расписка от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой ФИО4 в счет оплаты по указанному договору получила от истца денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей.
Определяя размер вознаграждения по смыслу ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает во внимание, что указанная норма устанавливает по существу обязанность суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Кроме того, предоставляет право суду уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя критерий разумности понесенных расходов. Размер вознаграждения суд определяет в зависимости от продолжительности и сложности дела, объема фактически проделанной представителем работы, достигнутым по итогам рассмотрения дела результатом.
Как видно из материалов дела, представитель составил уточненное исковое заявление, участвовал в судебных заседаниях ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года. С учетом указанных обстоятельств, сложности дела, продолжительность рассмотрения дела, степени участия представителя в судебном разбирательстве, суд считает разумной и справедливой компенсацию истцу расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Таким образом, с комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома, администрации Костромской области в пользу ФИО2 ИО1 подлежат взысканию судебные расходы на представителя в размере по <данные изъяты> рублей с каждого ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Исковые требования ФИО2 ИО1 удовлетворить.
Признать незаконным приказ Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями ФИО2 ИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Обязать администрацию Костромской области предоставить ФИО2 ИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из специализированного жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, на территории г. Костромы.
Взыскать с Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу город Кострома в пользу ФИО2 ИО1 судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с администрации Костромской области в пользу ФИО2 ИО1 судебные расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья А.В. Ивкова