Октябрьский районный суд города Ижевска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-4218/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2010 года
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Стех Н.Э.
с участием прокуроров Краснова В.Б., ФИО1,
при секретарях Сабрековой Е.А., Сбоевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным бездействия Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 (далее заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска (далее Комиссии) 07.09.2010 года по непринятию заявления о назначении доверенного лица ФИО3 и не допуске ФИО3 в помещение избирательной комиссии (здание Администрации Октябрьского района г. Ижевска). Требования мотивировал тем, что 7 сентября 2010 года ФИО2 как кандидат в депутаты Городской думы г. Ижевска обратился в Комиссию с заявлением о назначении ФИО3 своим доверенным лицом.
Однако председатель Комиссии С.З.А. воспрепятствовала заявителю в регистрации ФИО3 доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО2
Кроме того, ФИО3 не был допущен в 19 часов 03 минуты 07.09.2010 года в здание Администрации Октябрьского района г. Ижевска в качестве назначенного заявителем доверенного лица для участия в проверке подписей в поддержку заявителя, назначенной на 19 часов этого же дня.
В судебное заседание ФИО2, извещенный о месте и времени его проведения не явился, о причинах неявки не сообщил. Дело рассмотрено без его участия, в порядке ст.260.1 ГПК РФ.
Представители заявителя ФИО2 ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО3 требование заявителя поддержали по доводам, указанным в заявлении, просили заявление удовлетворить. При этом представитель заявителя ФИО4 пояснил, что 07 сентября 2010 года в 17 часов 50 минут он приехал в здание Комиссии, где его уже ждал ФИО2 ФИО2 назначил ФИО4 своим доверенным лицом, на что ФИО4 дал свое согласие. Кроме ФИО4 доверенным лицом был назначен также ФИО3, который должен был подъехать к 19 часам. ФИО2 написал одно заявление о назначении доверенных лиц ФИО4 и ФИО3, передал заявление ФИО4 на глазах у членов Комиссии, а ФИО4, в свою очередь, передал заявление в Комиссию. Согласие ФИО3 быть доверенным лицом кандидата ФИО2 также ФИО4 передал Комиссии. С.З.А. вернула ФИО4 заявление, ФИО4 был вынужден устно сделать заявление. Ему сказали, что устное заявление принимают. Однако в журнале устное заявление не зафиксировано. Проверка подписных листов избирателей, представленных ФИО2, до 23 часов 33 минут не была начата. ФИО2 себя плохо чувствовал, просил отложить проверку, чтобы при проверке могли присутствовать его доверенные лица; сам при проведении проверки представленных им подписных листов не присутствовал. ФИО2 выразил волеизъявление о назначении доверенных лиц, однако доступ в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска с 18 часов был закрыт, и ФИО3 не смог пройти.
Бездействие Комиссии нарушило право ФИО2 на участие доверенных лиц при проверке подписей избирателей.
Представитель Заявителя ФИО6 суду показал, что график работы Комиссии был нарушен. Комиссия работала в правомочном составе. Однако дверь Администрации Октябрьского района г. Ижевска после 19 часов была закрыта, документы не принимались, в журнале не регистрировались, право гражданина подавать документы нарушено.
Представитель Комиссии ФИО7 заявление полагает необоснованным. Просила отказать в его удовлетворении. При этом пояснила, что 02 сентября 2010 года в Комиссию поступило уведомление ФИО2 о самовыдвижении кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № 12 и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № 12 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения. С этого момента на него как на кандидата в депутаты возлагаются дополнительные права и обязанности. 04 сентября 2010 года ФИО2 сдал в Октябрьскую территориальную избирательную комиссию города Ижевска ряд документов, в том числе подписные листы избирателей. 07 сентября 2010 года в 19-00 была назначена проверка подписных листов избирателей. На 07 сентября 2010 года зарегистрированных доверенных лиц указанного кандидата не было. Согласно утвержденному режиму работы Комиссии, заявления кандидатов принимаются до 16 часов. Статьей 33 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» установлено, что регистрация доверенных лиц кандидатов осуществляется зарегистрировавшей кандидата территориальной избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. Этой же статьей установлены ограничения по лицам, которые не могут являться доверенными лицами кандидата в депутаты. Трехдневный срок для регистрации доверенных лиц кандидатов установлен для проверки соблюдения указанных ограничений. После регистрации доверенных лиц Комиссия выдает им удостоверения. Кандидат ФИО2 присутствовал при работе Рабочей группы, но документы передавал ФИО4, не обладая статусом его доверенного лица. Комиссия не приняла документы, поскольку они поданы за рамками рабочего времени, в журнале не зарегистрировала. 08 сентября 2010 года от ФИО2 поступило заявление о назначении доверенного лица ФИО3, оно зарегистрировано под номером 6 в журнале регистрации обращений, жалоб и заявлений, поступающих в Комиссию. В материалах дела также имеется постановление от 10 сентября 2010 года №.6, которым отказано в регистрации ФИО3 в качестве доверенного лица кандидата ФИО2 В силу п. 14 ст. 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидат в депутаты, его уполномоченные представители или доверенные лица. ФИО3 не приобрел статус доверенного лица, то есть не имел право присутствовать при проверке подписных листов избирателей.
Свидетель С.З.А. показала, что является председателем Комиссии. 07 сентября 2010 года на заседание Рабочей группы Комиссии явились ФИО2 и ФИО4 При этом ФИО4 пояснил, что он вправе присутствовать на заседании Комиссии как депутат. С.З.А. разъяснила ФИО4 содержание п. 14 ст. 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», после чего ФИО4 удалился из помещения Комиссии. Через некоторое время ФИО4 вернулся с заявлением о назначении его доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО2 и заявлением о согласии быть доверенным лицом. С.З.А. взяла заявления в руки, но их не читала, вернула ФИО2, разъяснив, в каком порядке Комиссия принимает заявления. 08 сентября 2010 года уже передали три документа. Для обеспечения доступа в помещение Комиссии С.З.А. писала на имя Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска служебную записку о том, что 07 сентября 2010 года проводится проверка подписных листов избирателей, просила обеспечить доступ кандидатов и их доверенных уполномоченных лиц. К 19 часам 07 сентября 2010 года в помещении Комиссии были все кандидаты. Доступ обеспечивался следующим образом: у кандидатов в депутаты имеется паспорт, их фамилии указаны в списке, а у доверенных лиц кандидатов имеется удостоверение.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО3 (до допроса ФИО3 в судебном заседании не присутствовал) суду показал, что 07 сентября 2010 года в 19 часов должна была быть проведена проверка подписных листов избирателей, представленных ФИО2 ФИО2 предложил ФИО3 быть его доверенным лицом. Он должен был написать заявление, а ФИО3 к 19 часам подъехать. В 19 часов ФИО3 подъехал к зданию Администрации Октябрьского района г. Ижевска. Здание было закрыто. Постучал. Охранник пояснил, что у него задание никого не пускать. ФИО3 позвонил по телефону 02, приехал наряд милиции, ФИО3 написал объяснения, что нарушаются права гражданина. Заявления о согласии быть доверенным лицом кандидата ФИО2 ФИО3 писал дважды: 7 и 8 сентября.
Допрошенная в качестве свидетеля К.С.В. суду показала, что работает заместителем Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска. 07 сентября 2010 года находилась в здании Администрации Октябрьского района г. Ижевска до 19 часов. Рабочее время Администрации Октябрьского района г. Ижевска до 17 часов 30 минут. Администрацией Октябрьского района г. Ижевска заключен договор с охранным предприятием «Агентство региональной безопасности». Доступ в здание Администрации Октябрьского района г. Ижевска в нерабочее время осуществляется строго на основании служебных записок с визой Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска. Если имеется виза Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска, служебная записка поступает в охранное предприятие. 07 сентября 2010 года поступила служебная записка от Комиссии. Доступ в здание Администрации Октябрьского района г. Ижевска заканчивается в 18 часов, здание Администрации закрывается. Позднее допускались только те лица, которые указаны в служебной записке. Служебная записка находится в охранном предприятии. Охранное предприятие осуществляет по служебной записке взаимодействие с Комиссией. Доверенное лицо кандидата пустят по удостоверению.
Выслушав мнение представителей заявителей и Комиссии, показания свидетелей, просмотрев видеозапись, на которой зафиксирован момент разъяснения председателем избирательной комиссии С.З.А. кандидату ФИО2 порядка подачи заявлений, прослушав аудиозапись, выслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителей необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон №67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п.п. 1,3,6 ст.38 Закона №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п.17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в п.16 или 16.2 настоящей статьи.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
В силу п.п.1,2,6,14 ст.29 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» от 22 декабря 2009 года №70-РЗ (далее Закон №70-РЗ) регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч.ч.2,3 и 5 ст.24, ч.ч.13 и 17 ст.27 настоящего Закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
02 сентября 2010 года в Октябрьскую территориальную избирательную комиссию г. Ижевска поступило уведомление ФИО2 о самовыдвижении кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № 12 и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № 12 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
04 сентября 2010 года кандидат в депутаты Городской думы города Ижевска пятого созыва по Майскому избирательному округу №12 ФИО2 представил в Октябрьскую территориальную избирательную комиссию г. Ижевска документы для регистрации его кандидатом в депутаты: реквизиты специального избирательного счета кандидата, открытого с разрешения территориальной избирательной комиссии, две фотографии, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей, протокол жеребьевки.
В силу ст. 43 Закона №67-ФЗ, кандидат вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения.
В силу ст. 33 Закона №70-РЗ, кандидат в депутаты вправе назначить до 10 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц кандидатов осуществляется зарегистрировавшей кандидата территориальной избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска). Доверенные лица получают в соответствующей избирательной комиссии удостоверения.
Таким образом, законом установлены ограничения по лицам, которые могут быть доверенными лицами кандидатов в депутаты, а также процедура регистрации доверенных лиц. В силу изложенного, лицо приобретает статус доверенного лица кандидата в депутаты только при соблюдении всей процедуры, предусмотренной законом, завершающейся регистрацией доверенного лица территориальной избирательной комиссией с выдачей ему удостоверения. При этом требование к территориальной избирательной комиссии о принятии немедленного решения о регистрации лица в качестве доверенного лица кандидата в депутаты без проверки того обстоятельства, не подпадает ли это лицо под ограничения быть доверенным лицом кандидата в депутаты, незаконно.
07 сентября 2010 года Рабочая группа проводила проверку подписных листов избирателей, представленных кандидатами К.М.И., К.А.П., П.А.Р., ФИО2 ФИО2 появился в помещении Комиссии до 19 часов 07 сентября 2010 года. При этом заявление от имени ФИО2 о назначении доверенных лиц передал Комиссии ФИО4, не обладавший статусом доверенного лица кандидата ФИО2
На 07 сентября 2010 года ФИО3 и ФИО4 в качестве доверенных лиц кандидата в депутаты ФИО2 не были зарегистрированы.
Заявление ФИО2 о назначении доверенных лиц ФИО3 и ФИО4 Комиссией принято и зарегистрировано не было, но председателем Комиссии было разъяснено ФИО2 право подать заявление о назначении доверенных лиц в Комиссию в специально отведенное для этого время: в рабочие дни с 10 до 12 часов и с 14 до 16 часов и в выходные дни с 10 до 13 часов.
08 сентября 2010 года Комиссией было принято заявление ФИО2 о назначении доверенных лиц и зарегистрировано в журнале регистрации обращений, жалоб и заявлений, зарегистрированных Комиссией под номером 6.
Постановлением Комиссии №.6 от 10 сентября 2010 года в регистрации доверенных лиц кандидата ФИО2 отказано в связи с отказом в регистрации кандидата ФИО2 и утратой им статуса кандидата в депутаты Городской думы г. Ижевска.
Рассматривая требования заявителей, суд приходит к следующему.
1). Требование о признании незаконным бездействия Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска 07.09.2010 года по непринятию заявления о назначении доверенного лица ФИО3
Один из принципов, закрепленных в Законе №67-ФЗ и Законе № 70 РЗ это принцип равенства кандидатов (ст. 39 Закона № 69-ФЗ и ст. 30 Закона № 70-РЗ). Принцип равенства кандидатов обеспечивается в том числе и установлением единого порядка и времени для работы с кандидатами. Постановлением Индустриальной территориальной избирательной комиссии г. Ижевска от 20.07.2010 года № 35.1 одобрен режим работы территориальных избирательных комиссий г. Ижевска в период избирательной кампании по выборам депутатов Городской думы г. Ижевска пятого созыва (август-октябрь 2010 года). В частности, режим работы с кандидатами в депутаты установлен в рабочие дни с 10 до 12 часов и с 14 до 16 часов, а в выходные дни с 10 до 13 часов. Время в рабочие дни с 16 до 18 часов установлено в том числе для заседания Рабочих групп.
Постановление об одобрении режима работы должно быть направлено для опубликования в редакции газет «Известия Удмуртской Республики», «Удмуртская правда» и в Центральную избирательную комиссию УР для размещения на официальном сайте ЦИК Удмуртии, о чем указано в самом постановлении.
Пунктом 7 ст. 3 Закона № 67 ФЗ установлено, что вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
07 сентября 2010 года с 16 часов согласно утвержденному режиму работы территориальных избирательных комиссий г. Ижевска проводилось заседание Рабочей группы по проверке подписных листов избирателей, представленных кандидатами К.М.И., К.А.П., П.А.Р., ФИО2
Указанное время не было отведено для работы с кандидатами, поэтому законны и направлены на реализацию принципа равенства кандидатов действия председателя Комиссии С.З.А., которая не приняла от ФИО4 заявление ФИО2 о назначении доверенных лиц и разъяснила ФИО2 его право на подачу указанного заявления в специально установленное время.
То обстоятельство, что Рабочая группа не закончила свою работу по проверке подписных листов избирателей в 18 часов не дает право кандидату требовать принятия его заявления в нарушение установленного режима работы Комиссии, поскольку Рабочая группа собралась не для работы с кандидатами, а для иной работы, по проверке подписных листов избирателей, в том числе представленных не только этим, но и другими кандидатами.
Кроме того, оспариваемое бездействие Комиссии не нарушает избирательных прав кандидата ФИО2 на участие его доверенных лиц при проверке подписей избирателей. Поскольку в силу ст. 43 Закона № 67-ФЗ и ст. 33 Закона № 70-РЗ регистрация доверенных лиц кандидатов осуществляется зарегистрировавшей кандидата территориальной избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами, в соответствии с законом должно быть проверено соблюдение ограничений для лиц иметь статус доверенных лиц кандидата, решение о регистрации ФИО3 доверенным лицом кандидата ФИО2 не могло быть принято 07 сентября 2010 года, тем более что Рабочая группа собралась для решения иных вопросов – проведения проверки подписных листов избирателей.
Комиссия вправе не принимать решения о регистрации доверенного лица до истечения трехдневного срока со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. Постановлением Комиссии №.6 от 10 сентября 2010 года в регистрации доверенных лиц кандидата ФИО2 отказано в связи с отказом в регистрации кандидата ФИО2 и утратой им статуса кандидата в депутаты Городской думы г. Ижевска. Указанное Постановление Комиссии принято до истечения трех дней начиная с 07 сентября 2010 года. Учитывая основания принятия Комиссией такого решения очевидно, что такое решение было бы принято Комиссией независимо от того, принято ли заявление от ФИО2 о назначении доверенных лиц 07 сентября 2010 года или 08 сентября 2010 года. Указанное также свидетельствует о том, что оспариваемым бездействием избирательные права кандидата ФИО2 не нарушены.
2). Требование о признании незаконным бездействия Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска 07.09.2010 года по не допуску ФИО3 в помещение избирательной комиссии (здание Администрации Октябрьского района г. Ижевска).
Пунктом 5 ст. 3 Закона № 67-ФЗ и пунктом 5 ст. 3 Закона № 70-РЗ установлено, что деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
Вместе с тем пунктом 7 ст. 3 Закона № 67 ФЗ установлено, что вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Пунктом 6 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, пунктом 14 ст. 29 Закона № 70-РЗ предусмотрено право любого кандидата, представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченных представителей или доверенных лиц присутствовать при проведении проверки подписей избирателей.
Проверку подписных листов проводит не Комиссия на своем заседании, а Рабочая группа, специально созданная для этих целей.
Таким образом, специальные нормы Закона № 67-ФЗ и № 70-РЗ в условиях действия общего принципа гласности деятельности Комиссии устанавливают ограничения по кругу лиц, которые вправе присутствовать при проверке Рабочей группы подписных листов избирателей. При этом очевидно, что закон предусматривает присутствие при проверке подписных листов избирателей всех заинтересованных лиц, ограничивая возможность присутствия при проверке посторонних лиц.
Таким образом, если бы Комиссия вопреки требованиям закона допустила бы присутствие ФИО3 при проведении проверки подписей избирателей, то были бы нарушены п. 6 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, п. 14 ст. 29 Закона № 70-РЗ, которые направлены в том числе на обеспечение принципа равенства кандидатов, принципа невмешательства в деятельность Комиссии, а также способствуют соблюдению порядка при работе Рабочей группы.
Довод представителей заявителя о том, что в помещение Комиссии после 19 часов не могли бы пройти любые лица, поскольку двери Администрации Октябрьского района г. Ижевска были закрыты, а охраной были получены указания никого не впускать, суд не принимает во внимание, поскольку указанный довод не относится к предмету рассматриваемого заявления.
Кроме того, оспариваемое бездействие Комиссии не нарушает избирательных прав кандидата ФИО2 на участие его доверенных лиц при проверке подписей избирателей, поскольку ФИО3 не является и не являлся доверенным лицом кандидата ФИО2
В связи с изложенным, в удовлетворении заявления должно быть отказано.
В связи с отказом в удовлетворении заявлений судебные расходы ФИО2, возмещению за счет органа, чьи действия (бездействие) оспаривались, не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО2 о признании незаконным бездействия Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска отказать.
Решение изготовлено на компьютере и подписано председательствующим судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий судья: Н.Э. Стех