ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-421/18 от 15.01.2018 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

Дело №2-5405/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2017 года г. Старый Оскол

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Черных Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Бобриковой М.А.,

с участием истца ФИО1, поддержавшей заявленные требования, представителя ответчика ФИО2 (доверенность от 15.01.2018 года), не признавшей иск,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о взыскании компенсации, предоставления бесплатного проезда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 являясь ветераном труда обратилась в суд с иском, в котором просила взыскать с ответчика недоначисленную сумму компенсации, оплаченных ею по счетчикам услуг ЖКХ и за непредоставленный бесплатный проезд в общественном транспорте (автобусе) пригородного и городского сообщения за 2017 год в сумме 50000 рублей в качестве причиненного ущерба. Обязать ответчика восстановить ее права на бесплатный проезд в общественном транспорте городского и пригородного сообщения. Обязать ответчика восстановить ее права на компенсацию услуги ЖКХ, оплачиваемых по счетчикам. Взыскать с ответчика судебные издержки. Вынести частное определение в адрес ООО «Газпром. Межрегионбелгородгаз. Белгород» о строгом соблюдении финансовой дисциплины и формировании квитанций на оплату услуги поставки газа не ранее срока оплаты с целью недопущения искусственного создания долгов потребителей.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требование ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно удостоверению от ДД.ММ.ГГГГ истец награждена медалью «Ветеран труда» и ей выдано удостоверение серии Ф при предъявлении которого она имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст.22 Федерального закона «О ветеранах».

В силу ст.22 Федерального закона №5-ФЗ от 28.12.2004 года «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст.15 Закона Белгородской области №165 от 28.12.2004 года «Социальный кодекс Белгородской области» ветерану труда предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 50% от платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Постановлением правительства Белгородской области от 28.04.2008 года №90-пп утверждено Положение «О порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов».

Согласно п.1.2.1 вышеуказанного Положения, меры социальной поддержки льготной категории граждан, имеющим статус «ветеран труда» предоставляются по оплате за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке органами государственной власти области. При отсутствии указанных приборов учета – по оплате за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством порядке органами государственной власти области.

Постановлением Правительства Белгородской области №275-пп от 15.08.2016 года «О бюджете жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области на 2016 год» утвержден региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, который составляет на одиноко проживающего человека – 33 кв.м. общей площади жилья.

В соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области №76 от 14.12.2015 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых домах» для приготовления пищи в жилых домах, оборудованных газовой плитой, при снабжении природным газом установлен норматив потребления – 15 куб.м газа на человека в месяц для приготовления пищи. Для отопления жилых помещений – 8,5 куб.м газа на квадратный метр общей площади жилых помещений в месяц для отопления жилых помещений. Всего, общий объем потребления согласно нормативу потребления составляет 295,5 куб.м.

Представитель ответчика ссылалась на то, что ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения коммунальных услуг начисляется и выплачивается ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В подтверждение чего стороной ответчика предоставлена справка о выплаченных суммах социальной поддержки.

Истец не оспаривала, что все перечисленные в справке выплаты ею действительно получены. Однако, утверждала, что с ДД.ММ.ГГГГ ей не доплачивается компенсация на оплаченные ею услуги ЖКХ, так как она производится не по счетчикам, а по социальной площади.

Заявитель полагает, что поскольку норматив круглогодичен при отсутствии прибора учета газа, то годовая норма составляет 3366 куб.м. из расчета 280,5 куб.м х 12 месяцев.

Ссылалась на то, что отопительный сезон в Белгородской области продолжается шесть месяцев, в которые расход газа является большим по сравнению с теплым временем года, когда отопление не используется. Соответственно, по мнению истца, при установленном круглогодичном нормативе размер компенсации ей должен быть выплачен в размере за 12 месяцев, независимо от показаний прибора учета газа.

Однако, доводы истца не основаны на законе. Исходя из преамбулы Постановления правительства Белгородской области от 28.04.2008 года №90-пп следует, что его положения регулируют процедуру обращения за ежемесячной денежной компенсацией отдельных категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассмотрения этих обращений органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов.

При этом выплата компенсации по оплате за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством порядке органами государственной власти области (п.1.2.1).

Иного порядка выплаты не предусмотрено, в том числе и выплаты компенсации по суммированным нормативам потребления коммунальных услуг за год при наличии приборов учета и их показаний у граждан.

С 01.12.2016 года расчет компенсации по услугам электроснабжения и холодного водоснабжения производится из нормативов потребления 208 кВт/ч и 1,716 куб.м., утвержденных Приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области от 16.11.2016 года №№113, 114.

Заявленная ко взысканию сумма в размере 50000 рублей не пояснена истцом, при этом она ссылалась на то, что не в состоянии произвести расчет искового требования. В связи с чем, указанная сумма денежных средств является приблизительной.

Таким образом, суду не предоставлено истцом доказательств того, что ответчиком начисление и выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги производились с нарушением требований действующего законодательства. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований о взыскании недоначисленной суммы компенсации, оплаченных истцом по счетчикам услуг ЖКХ, и о восстановлении права на компенсацию услуги ЖКХ, оплачиваемых по счетчикам не усматривается.

Относительно требований истца о бесплатном проезде суд также не установил основания для их удовлетворения.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ "О ветеранах". При этом данным законом не предусмотрена такая мера социальной поддержки ветеранов, в том числе ветеранов труда, как бесплатный проезд на городском и пригородном автомобильном транспорте.

В силу п.2 ст.10, ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подп.12 и 24 п.2, п.п.3.1 и 5 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов организации транспортного обслуживания населения, социальной поддержки ветеранов труда и др.

Пунктом 2 статьи 85 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, меры социальной поддержки, принимаемые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, являются дополнительными мерами социальной поддержки, в связи с этим определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей его бюджета.

Постановлением правительства Белгородской области от 19.01.2009 года №7-пп на территории Белгородской области введен единый социальный проездной билет. Реализация данного билета осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области №386-пп от 13.11.2010 года по цене 185 рублей.

Количество поездок определено в соответствии с п.2 ст.10 Закона Белгородской области №80 от 18.11.2011 года «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области», исходя из размера средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете и в бюджете Старооскольского городского округа на текущий финансовый год.

Постановлением администрации Старооскольского городского округа №1326 от 10.04.2015 года «О внесении изменений в постановление главы администрации Старооскольского городского округа от 24.06.2011 года №2662» установлено количество разовых проездных талонов, выдаваемых к ЕСПБ на территории округа – 18 штук со сроком действия до конца текущего года.

Судом установлено из пояснений сторон, что истец не обращалась за приобретением единого социального проездного билета в 2017 году.

Кроме того, представитель ответчика ссылалась на то, что ФИО1 получает ежемесячную денежную компенсацию как ветеран труда в размере <данные изъяты> рублей в связи с тем, что ею ранее подано было заявление об отказе от набора социальных услуг.

Размер указанной выплаты установлен ст.16 Социального кодекса Белгородской области.

Постановлением правительства Белгородской области от 14.12.2004 года №199-пп утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, с учетом права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги)".

Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом стоимости социальных услуг по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и лекарственному обеспечению в размерах и по категориям граждан, утвержденных Социальным кодексом Белгородской области (п.22 Порядка). Для этого гражданин должен до 1 октября текущего года подать заявление в установленной форме в уполномоченный орган по реализации положений данного Порядка – Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области на получение в очередном году ежемесячной денежной выплаты в полном размере или за вычетом установленной Социальным кодексом Белгородской области стоимости набора вышеназванных услуг или отдельной услуги. В том случае, если гражданин до 1 октября текущего года не подал заявление об отказе в получении социальных услуг (социальной услуги) в следующем году, то в очередном году они продолжают ему предоставляться в прежде установленном порядке.

Поскольку данное положение Порядка выполнено в соответствии с волеизъявлением ФИО1, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1

Относительно требования о вынесении частного определения в адрес ООО «Газпром. Межрегионбелгородгаз. Белгород» суд не усматривается основания для его удовлетворения, поскольку не были выявлены случаи нарушения законности. Кроме того, данное юридическое лицо не являлось стороной по данному делу, а предметом спора не являлось нарушение прав заявителя указанным выше юридическим лицом.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о взыскании компенсации, предоставления бесплатного проезда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н. Черных

Решение в окончательной форме принято 23.01.2018 года.