ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-421/2013 от 07.05.2013 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Дыбаль Н.О.,

с участием помощника прокурора Феофилиди В.Н.

при секретаре Кулагиной Г.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к главе муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>, заинтересованные лица Министерство внутренней и информационной политики <адрес>, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с указанным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, ссылаясь на то, что <адрес> в ходе проверки деятельности ФИО1 сельского поселения выявлен факт неисполнения главой муниципального образования обязанностей по представлению изданных нормативных правовых актов для их включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов.

В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации образуют федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении федерального регистра муниципальных правовых актов» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов является Министерство юстиции РФ.

В целях реализации указанного постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции РФ была разработана Методика ведения федерального регистра муниципальных нормативных актов, которая утверждена приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

В пунктах 3 и 4 Методики установлено, что федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов имеет информационное и технологическое сопряжение с федеральным регистром нормативных правовых актов субъектов РФ, реестром уставов муниципальных образований и реестром муниципальных образований. Федеральный регистр муниципальных нормативных актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Исходя из правовых норм Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» следует, что обязанность по представлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> для ведения регистра возложена на главу муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>.

Постановлением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования «ФИО1 сельское поселения» <адрес> зарегистрирован ФИО5

Анализ сведений содержащихся в федеральном регистре правовых актов показал, что органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> за период 2012 год, истекший период 2013 года принято 3 нормативных правовых акта:

- решение Собрания депутатов ФИО1 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил благоустройства на территории ФИО1 сельского поселения <адрес>»;

- постановление ФИО1 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог внутрипоселкового значения и правилах расчета размера ассигнований бюджета ФИО1 сельского поселения на указанные цели»;

- решение Собрания депутатов ФИО1 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О регламенте Собрания депутатов ФИО1 сельского поселения».

Вместе с тем, на официальном сайте ФИО1 сельского поселения в сети Интернет за анализируемый период размещено десять решений собрания депутатов ФИО1 сельского поселения и одно постановление ФИО1 поселения, которые отвечают всем признакам нормативных правовых актов и потому подлежат включению в регистр не позднее чем через 35 календарных дней со дня принятия.

При этом нормативные правовые акты, содержащиеся в федеральном регистре, на официальном сайте не размещены.

Таким образом, главой муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>ФИО5 не исполняется обязанность, возложенная федеральным и областным законодательством по направлению муниципальных нормативных правовых актов для их включения в федеральный и областной регистры, в результате чего не достигаются установленные пунктом 2 Положения о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденного, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ цели обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вышеуказанными действиями должностного лица нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, которому должна быть предоставлена возможность ознакомиться с содержанием таких муниципальных нормативных правовых актов, что послужило основанием для обращения прокурора с настоящим иском.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 27, 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 28, 45, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просит суд: Признать незаконным бездействие главы муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>, выразившегося в непредставлении в Министерство внутренней и информационной политики <адрес> муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес>. Обязать главу муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес> либо лицо, исполняющее его полномочия, предоставить в Министерство внутренней и информационной политики <адрес> нормативные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> в период со дня вступления в должность ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ) до момента вступления в силу решения суда. Обязать главу муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес> либо лицо, исполняющее его полномочия, в случае принятия органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> нормативных правовых актов после вступления в силу решения суда представлять их в уполномоченный орган, в порядке, установленном Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>».

Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании уточнил исковые требования и поддержал их в части признания незаконным бездействия главы муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>, выразившегося в непредставлении в Министерство внутренней и информационной политики <адрес> муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес>, просил обязать главу муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес> либо лицо, исполняющее его полномочия, предоставить в Министерство внутренней и информационной политики <адрес> нормативные правовые акты, которые были приняты органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> за период со дня вступления в должность ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ) до момента вступления в силу решения суда, пояснив, что в федеральный регистр правовых актов органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> за период 2012 год, истекший период 2013 года предоставлено фактически два нормативных правовых акта: решение Собрания депутатов ФИО1 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил благоустройства на территории ФИО1 сельского поселения <адрес>» и постановление ФИО1 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог внутрипоселкового значения и правилах расчета размера ассигнований бюджета ФИО1 сельского поселения на указанные цели». Решение Собрания депутатов ФИО1 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О регламенте Собрания депутатов ФИО1 сельского поселения» указано ошибочно, так как данное решение принято не в 2012г., а в 2008 году.

ФИО1 сельского поселения, извещенная надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, никаких ходатайств, заявлений, возражений по существу иска не представил.

Третье лицо Министерство внутренней и информационной политики <адрес>, извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Представило письменный отзыв (л.д.59-60), согласно которого указало, что в соответствии со статьей 431 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию и ведение регистра; муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации ; осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Часть 8 статьи 3 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» установлено, что по вопросам организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес> (далее - регистр) могут издаваться правовые акты <адрес> и уполномоченного органа исполнительной власти. Согласно пункту 1.2 Порядка организации работы по ведению регистра, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ведение регистра осуществляет министерство. В соответствии с пунктом 2.1 указанного порядка в регистр включаются оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, правовые акты, вносящие в муниципальные нормативные правовые акты изменения, признающие их утратившими силу (отменяющие их), приостанавливающие или возобновляющие их действие. Документы для ведения регистра предоставляются в срок не позднее чем через 35 календарных дней со дня принятия (издания) соответствующего муниципального нормативного правового акта. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-ЗС нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования для ведения регистра представляет глава муниципального образования.Таким образом, нормативные правовые акты органов местного самоуправления ФИО1 сельского поселения в министерство представляет Глава ФИО1 сельского поселения.В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Главой ФИО1 сельского поселения в министерство было представлено 2 муниципальных правовых акта, которые были включены в регистр.Информацией о принятии в указанный период органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения иных муниципальных нормативных правовых актов министерство не располагает.

Третье лицо Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.47-48). Представило письменный отзыв (л.д.56-57), согласно которого указало, что в соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы).Регистрирующий орган: проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; проводит антикоррупционную экспертизу устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> (далее - Главное управление) является территориальным органом Минюста России. Деятельность Главного управления регламентирована Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (далее - Положение).Согласно подпункту 24 пункта 6 раздела 2 указанного Положения Главное управление осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы. Анализ сведений, содержащихся в государственном реестре уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации показал, что последняя регистрация решения Собрания депутатов ФИО1 сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена ДД.ММ.ГГГГ. Государственный регистрационный .За период 2012 года, истекший период 2013 года новый Устав муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» или решение о внесении изменений или дополнений в действующий Устав муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» в Главное управление на регистрацию не поступали.

В соответствии со ст.167 ч.4 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФИО1 и третьих лиц.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд полагает уточненные исковые требования прокурора <адрес> РО подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Областного закона -ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» установлено, что в регистр включаются оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, правовые акты, вносящие в муниципальные нормативные правовые акты изменения, признающие их утратившими силу (отменяющие их), приостанавливающие или возобновляющие их действие (далее - муниципальные нормативные правовые акты). Часть 3 данной статьи определяет, какие сведения включаются в регистр.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Областного закона -ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» организацию и ведение регистра осуществляет орган исполнительной власти <адрес>, уполномоченный <адрес>.

Пунктом 1.2 Порядка организации работы по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов <адрес>, утвержденного постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определено, что ведение регистра осуществляет министерство внутренней и информационной политики <адрес>.

Согласно ч.1, 2 ст. 4 Областного закона -ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» определен перечень документов, необходимых для включения муниципального нормативного правового акта в регистр.

Судом установлено, что согласно представленным <адрес> сведениям, на официальном сайте ФИО1 сельского поселения в сети Интернет за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время размещено десять решений собрания депутатов ФИО1 сельского поселения и одно постановление ФИО1 поселения (л.д.14-31), тогда как для размещения в регистр направлено два. Согласно журнала регистрации приказов ФИО1 сельского поселения (л.д.32-37) и журнала регистрации приказов (постановлений) ФИО1 сельского поселения (л.д.38-40) количество нормативно-правовых актов, подлежащих размещению в регистре, не соответствует фактически размещенным двум, что подтверждаются Министерством внутренней и информационной политики <адрес> (л.д.59-60).

ФИО1<адрес> обращалась к Главе ФИО1 сельского поселения ФИО5 с разъяснением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) о том, что в течение трех месяцев принятые нормативно-правовые акты ФИО1 сельского поселения не направляются на включение в регистр, и необходимо принять меры по недопущению нарушений действующего федерального и областного законодательства.

Однако, согласно сообщения Министерства внутренней и информационной политики <адрес> (л.д.59-60) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Главой ФИО1 сельского поселения в Министерство было представлено два муниципальных правовых акта, которые были включены в регистр.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Областного закона -ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» установлено, что вышеуказанные документы в отношении нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования представляет глава муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 5 Областного закона -ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» глава муниципального образования обеспечивают полноту и достоверность представляемых документов, а также соблюдение сроков их представления.

Согласно постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) главой муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес> зарегистрирован ФИО5 Как следует из объяснения ФИО5 отобранного помощником прокурора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11) за весь период его работы главой ФИО1 сельского поселения в прокуратуру <адрес> направлялось около трех проектов нормативно правовых актов, в Министерство информационной политики <адрес> для внесения в регистр нормативно правовые акты не направлялись, по запросу министерства он направил посредством факсимильной связи регламент собрания депутатов, и некоторые решения депутатов.

Статья 6 Областного закона -ЗС «О регистре муниципальных нормативных правовых актов <адрес>» устанавливает сроки представления документов, необходимых для включения муниципального нормативного правового акта в регист<адрес>, соответствующие документы представляются не позднее чем через 35 календарных дней со дня принятия (издания) соответствующего муниципального нормативного правового акта, за исключением копий уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований которые представляются не позднее чем через 15 календарных дней со дня их принятия. Сведения об источниках официального опубликования (обнародования) уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований представляются не позднее чем через 15 календарных дней со дня официального опубликования (обнародования) данных муниципальных нормативных правовых актов.

При установленных обстоятельствах, суд полагает уточненные исковые требования прокурора <адрес> РО о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>, выразившегося в непредставлении в Министерство внутренней и информационной политики <адрес> муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> и обязании главу муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес> либо лицо, исполняющее его полномочия, предоставить в Министерство внутренней и информационной политики <адрес> нормативные правовые акты, которые были приняты органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> за период со дня вступления в должность ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ) до момента вступления в силу решения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к главе муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>, заинтересованные лица Министерство внутренней и информационной политики <адрес>, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес>, выразившегося в непредставлении в Министерство внутренней и информационной политики <адрес> муниципальных нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес>.

Обязать главу муниципального образования «ФИО1 сельское поселение» <адрес> либо лицо, исполняющее его полномочия, предоставить в Министерство внутренней и информационной политики <адрес> нормативные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления ФИО1 сельского поселения <адрес> за период со дня вступления в должность ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ) до момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.05.2013 года.

Судья: Н.О.Дыбаль