РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Володарский 04 июня 2014 г.
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Калинцевой А.Х.,
при секретаре Сидоровой О.Г.,
с участием ст. помощника прокурора Володарского района Астраханской области Давлетовой А.Н.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Новокрасинский сельсовет» по непринятию мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Новокрасинский сельсовет» по непринятию мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, указав, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в 14.28 часов проведена проверка соблюдения МО «Новокрасинский сельсовет» законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Во исполнение требований ч.2 ст.24 Конституции РФ издан Указ Президента РФ от 31.12.1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», в соответствии с которым деятельность государственных органов, организаций
и предприятий, общественных объединений должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается
в доступности для граждан информации, представляющей общественный
интерес или затрагивающей интересы граждан; в систематическом
информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в
осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных
органов, организаций, предприятии, общественных объединений, должностных лиц за принимаемыми ими решениями, связанными соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.
Федеральным законом РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Перечень информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Новокрасинский сельсовет», подлежащей размещению в средствах массовой информации, в сети Интернет закреплен в Постановлении администрации МО «Новокрасинский сельсовет» от 05.03.2014 г. № 6 «Об утверждении перечня информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Новокрасинский сельсовет», размещаемой в сети Интернет». Официальным сайтом МО «Новокрасинский сельсовет» является <данные изъяты>.
В нарушение требований Федерального закона «О противодействии коррупции» на официальном сайте органа местного самоуправления отсутствует информация о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.
Кроме того, проверкой установлено, что на официальном сайте МО «Новокрасинский сельсовет» до настоящего времени не опубликовано решение о бюджете на 2014 год, об исполнении бюджета за 1 квартал 2014 года. Также выявлены факты отсутствия на официальном сайте органа местного самоуправления обязательной информации:
- сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в
органе местного самоуправления;
- информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
- информацию о нормотворческой деятельности органа местного
самоуправления, в том числе:
а) муниципальных правовых актов, изданных органом местного
самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их
утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о
государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных
правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации (Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в
Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил благоустройства на
территории МО «Новокрасинский сельсовет», Решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О
внесении изменений в Решение Совета «О земельном налоге на территории МО
«Новокрасинский сельсовет»; Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № МО
«Новокрасинский сельсовет» «О создании дорожного фонда МО
«Новокрасинский сельсовет»);
б) проектов муниципальных правовых актов, внесенных в
представительные органы муниципальных образований;
- установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
- информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе
представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений,
государственных органов, органов местного самоуправления, порядок
рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их сращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;
- информация о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления.
Кроме того, указанная информация не размещена ни на каком ином официальном сайте муниципального района и субъекта РФ.
Несоблюдение МО «Новокрасинский сельсовет» принципа прозрачности создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку ограничивает установленное законом право населения муниципального образования на получение официальной информации о деятельности органа местного самоуправления.
В связи с чем, прокурор просит признать бездействие администрации МО «Новокрасинский сельсовет» по непринятию мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления незаконным и обязать администрацию МО «Новокрасинский сельсовет» устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и противодействия коррупции посредством размещения в сети Интернет отсутствующей информации.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Володарского района Астраханской области Давлетова А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Глава администрации МО «Новокрасинский сельсовет» ФИО4 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявленными требованиями согласен, не возражает против их удовлетворения.
Выслушав доводы ст. помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Федеральным законом РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 3, 7 указанного Закона одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основным направлением деятельности органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В силу ст.9 Федерального закона РФ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления.
В соответствии со ст.10 указанного Федерального закона РФ, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Согласно ст.ст. 13, 14 Федерального закона РФ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети «Интернет», определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что официальным сайтом МО «Новокрасинский сельсовет» является <данные изъяты>.
В Постановлении администрации МО «Новокрасинский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Новокрасинский сельсовет», размещаемой в сети Интернет» закреплен перечень информации о деятельности органов местного самоуправления МО «Новокрасинский сельсовет», подлежащей размещению в средствах массовой информации, в сети Интернет.
Согласно ч.6 ст.8 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции», сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающие должности муниципальной службы, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления.
В нарушение требований указанного Закона на официальном сайте МО «Новокрасинский сельсовет» отсутствует информация о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.
В соответствии со ст.28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах прозрачности (открытости).
В ст.36 БК РФ закреплено, что принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.
Неисполнение требований закона, выразившихся в несоблюдении МО «Новокрасинский сельсовет» принципа прозрачности создает предпосылки для коррупционных проявлений, поскольку ограничивает установленное законом право населения муниципального образования на получение официальной информации о деятельности органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Володарского района Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Новокрасинский сельсовет» по непринятию мер по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления незаконным и обязании устранить выявленные нарушения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Новокрасинский сельсовет» устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления и противодействия коррупции посредством размещения в сети Интернет:
- информацию о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих;
- решение о бюджете на 2014 год, об исполнении бюджета за 1 квартал 2014 года;
- сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
- информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
- информацию о нормотворческой деятельности органа местного
самоуправления, в том числе:
а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного
самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их
утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о
государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных
правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации (Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в
Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил благоустройства на
территории МО «Новокрасинский сельсовет», Решение от ДД.ММ.ГГГГ № «О
внесении изменений в Решение Совета «О земельном налоге на территории МО
«Новокрасинский сельсовет»; Решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № МО
«Новокрасинский сельсовет» «О создании дорожного фонда МО
«Новокрасинский сельсовет»);
б) проекты муниципальных правовых актов, внесенные в
представительные органы муниципальных образований;
- установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
- информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе
представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений,
государственных органов, органов местного самоуправления, порядок
рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их сращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;
- информацию о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Полный текст решения изготовлен 09 июня 2014 г.
Судья А.Х. Калинцева