ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-421/2016 от 25.01.2016 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело «25» января 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Рипачевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству культуры Архангельской области о возложении обязанностей в сфере сохранения объектов культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Приморский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству культуры Архангельской области о возложении обязанностей в сфере сохранения объектов культурного наследия. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о государственной собственности при учете, содержании объектов культурного наследия установлено, что на учете Министерства культуры Архангельской области на территории МО Зимнее-Золотицкое» <адрес> Архангельской области находятся следующие объекты недвижимости: дом ФИО1, ФИО2, расположенный в д. Верхняя Золотица, <адрес>; церковь Рождественская (вт.пол. 19 в.), расположенная в <адрес>а; усадьба ФИО3 (дом и амбар), расположенная в д. Верхняя Золотица; дом ФИО4, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом ФИО5, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом ФИО6, расположенный в д. Верхняя Золотица; крест у амбара ФИО7 (1870 г.), расположенный в <адрес>; ледники ФИО8 и ФИО9, расположенные в д. Верхняя Золотица; амбар, временный дом, ледник, причал, старая баня, новая баня (сер.20 в.) хутора рыбацкого «Това», расположенные в 12 км. на северо-восток от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря; жилой дом и часовня Никольская (1912 г.), расположенные в <адрес> (хутор рыбацкий Това); крест (1960-е), новая изба (1936 г.), старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 10,2 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Конь-Камень); крест (1920 г.), новая изба, старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в
2,7 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Ручеек); крест (1920-е), новая изба (1960-е), старая изба, расположенные в 5 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Быстрица); крест (1920-е), новая изба (1920-е), старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 6,9 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Колотиха); изба, крест, ледник, очаг, расположенные в 8,3 км. на С. от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря (тоня Анфимово); усадьба ФИО10 (жилой дом и амбар), расположенная в д. Нижняя Золотица <адрес>а; церковь ФИО11 (1799 г.), расположенная в <адрес>; амбар, расположенный в д. Нижняя Золотица; амбары «у моста» (кон. 19 в.), ФИО12, ФИО13, расположенные в <адрес>.

Указанные объекты недвижимости являются объектами культурного наследия регионального значения.

Также на учете стоят объекты: неолитическая стоянка «Могилка», которая находится в 16.6 км. от д. Нижяя Золотица; дюнная стоянка, которая находится в 1 км. от устья реки Золотица; городище «Зимняя Золотица», которое расположено на правом берегу реки Золотица в 5 км. от д. Нижняя Золотица; дюнная стоянка, расположенная на левом берегу реки Лопшеньга; неолитическая дюнная стоянка «Това», расположенная на правом берегу <адрес>; неолитическая дюнная стоянка «Товица», расположенная на правом берегу <адрес>.

Указанные объекты отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.

Установлено, что часть объектов культурного наследия находятся в неудовлетворительном (ветхом) состоянии либо считаются утраченными, а именно: церковь Рождественская (вт.пол. 19 в.), расположенная в <адрес>а; амбар усадьбы ФИО3, расположенная в д. Верхняя Золотица; дом ФИО4, расположенный в д. Верхняя Золотица; ледник ФИО9, расположенные в д. Верхняя Золотица; амбар, временный дом, ледник, причал, старая баня, новая баня (сер.20 в.) хутора рыбацкого «Това», расположенные в 12 км. на северо-восток от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря; жилой дом и часовня Никольская (1912 г.), расположенные в <адрес> (хутор рыбацкий Това); крест (1960-е), новая изба (1936 г.), старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 10,2 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Конь-Камень); крест (1920 г.), новая изба, старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 2,7 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Ручеек); крест (1920-е), новая изба (1960-е), старая изба, расположенные в 5 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Быстрица); крест (1920-е), новая изба (1920-е), старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 6,9 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Колотиха); изба, крест, ледник, очаг, расположенные в 8,3 км. на С. от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря (тоня Анфимово); амбар усадьбы ФИО10, расположенный в д. Нижняя Золотица <адрес>а; церковь ФИО11 (1799 г.), расположенная в <адрес>; амбар, расположенный в д. Нижняя Золотица; амбары ФИО12, ФИО13, расположенные в <адрес>Золотица.

Поскольку, несмотря на предоставленные полномочия ответчиком проекты зон охраны указанных объектов не разработаны, историко-культурная экспертиза, необходимая для решения вопроса об их восстановлении либо исключении объектов культурного наследия из реестра, не организована, прокурор обратился в суд с данным иском и просил обязать Министерство культуры Архангельской области в срок до 01.01.2017 организовать историко-культурную экспертизу для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра вышеуказанных объектов культурного наследия.

Кроме того, прокурор просил обязать Министерство культуры Архангельской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты зон охраны следующих объектов культурного наследия: дом ФИО1, ФИО2, расположенный в д. Верхняя Золотица, <адрес>; дом усадьбы ФИО3, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом ФИО5, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом ФИО6, расположенный в д. Верхняя Золотица; крест у амбара ФИО7 (1870 г.), расположенный в <адрес>; ледник ФИО8, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом усадьбы ФИО10, расположенный в д. Нижняя Золотица <адрес>а; амбар «у моста» (кон. 19 в.), расположенный в <адрес>; неолитическая стоянка «Могилка», которая находится в 16.6 км. от д. Нижняя Золотица; дюнная стоянка, которая находится в 1 км. от устья реки Золотица; городище «Зимняя Золотица», которое расположено на правом берегу реки Золотица в 5 км. от д. Нижняя Золотица; дюнная стоянка, расположенная на левом берегу реки Лопшеньга; неолитическая дюнная стоянка «Това», расположенная на правом берегу <адрес>; неолитическая дюнная стоянка «Товица», расположенная на правом берегу <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора Климичнин Т.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Министерства культуры Архангельской области ФИО14, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями прокурора по организации разработки проекта зон охраны культурного наследия в срок до ДД.ММ.ГГГГ не согласилась, указав, что реальным сроком является - ДД.ММ.ГГГГ, поскольку финансовые возможности областного бюджета в условиях кризиса предельно ограничены. Средств на государственную программу Архангельской области «ФИО15.» (2013-2020 годы)», утв. Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп, незначительно. Для этого необходимо провести анализ финансовых затрат и финансовых возможностей министерства по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия. Полагает, что проведение государственной историко-культурной экспертизы входит в полномочия министерства, но носит не обязательный характер, поскольку министерство не считает необходимым исключать какие-либо объекты культурного наследия из реестра в силу их культурной значимости в независимости от фактического состояния.

Третьи лица - Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, Администрация МО «Зимне-Золотицкое», Управление Минкультуры России по СЗФО, извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили.

Третье лицо Управление Минкультуры России по СЗФО представило в суд письменный отзыв, в котором указало, что в силу действующего законодательства, полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны, в том числе, полномочия по организации государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия регионального значения и полномочия по разработке и согласованию проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения, указанных прокурором, осуществляет Министерство культуры Архангельской области. При этом, проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия носит не обязательный характер. При установлении срока проведения государственной историко-культурной экспертизы и установления сроков по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия необходимо принять во внимание необходимость предварительного проведения анализа объема требуемых финансовых затрат и финансовых возможностей Министерства культуры Архангельской области, а также принять во внимание приоритет мероприятий по охране объектов культурного наследия.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой <адрес> Архангельской области проведена проверка соблюдения законодательства о государственной собственности при учете, содержании объектов культурного наследия и были выявлены нарушения. Так, границы территории ряда объектов культурного наследия не утверждены, предмет охраны не определен, проект зоны охраны объектов не разработан. Кроме того, часть объектов недвижимости находится в неудовлетворительном состоянии либо считаются утраченными, в связи с чем имеется необходимость проведения историко-культурной экспертизы с целью восстановления либо исключения из реестра данных объектов культурного наследия.

В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ).

Указанный Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии у заместителя межрайонного прокурора права на обращение в суд с данным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 9.1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением: организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения.

Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Как следует из ч. 2 вышеуказанной статьи Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, в качестве мер по государственной охране объектов культурного наследия, органы государственной власти наделены рядом полномочий, в том числе по проведению историко-культурной экспертизы; по разработке, согласованию и утверждению в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Разрешая требования истца о возложении на ответчика обязанности организовать проведение историко-культурной экспертизы для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра рядя объектов культурного наследия, суд исходит из следующего.

Положениями ст. 28, ст. 30 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ предусмотрено, что в целях обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза, объектами которой являются, в том числе документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра.

На основании п. 3 ст. 31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы; в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).

Следовательно, решение вопросов об исключении объекта культурного наследия, а также его элементов из реестра возможно только в соответствии с установленной действующим законодательством процедурой.

Кроме того, в силу п. 2 ст. 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

Утрата историко-культурного значения может быть установлена только по результатам государственной историко-культурной экспертизы, которая в силу ст. 28 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ проводится, в том числе в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра.

В силу п. 2 ст. 47 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом данного субъекта Российской Федерации, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций.

Согласно пп. «д» п. 2, п. 11 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, для обоснования принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра экспертиза проводится в обязательном порядке экспертной комиссией.

В процессе судебного разбирательства по делу установлено, что на территории МО «Зимне-Золотицкое» <адрес> Архангельской области находятся следующие объекты недвижимости, состоящие на учете Министерства культуры Архангельской области: дом ФИО1, ФИО2, расположенный в д. Верхняя Золотица, <адрес>; церковь Рождественская (вт.пол. 19 в.), расположенная в <адрес>а; усадьба ФИО3 (дом и амбар), расположенная в д. Верхняя Золотица; дом ФИО4, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом ФИО5, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом ФИО6, расположенный в д. Верхняя Золотица; крест у амбара ФИО7 (1870 г.), расположенный в <адрес>; ледники ФИО8 и ФИО9, расположенные в д. Верхняя Золотица; амбар, временный дом, ледник, причал, старая баня, новая баня (сер.20 в.) хутора рыбацкого «Това», расположенные в 12 км. на северо-восток от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря; жилой дом и часовня Никольская (1912 г.), расположенные в <адрес> (хутор рыбацкий Това); крест (1960-е), новая изба (1936 г.), старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 10,2 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Конь-Камень); крест (1920 г.), новая изба, старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 2,7 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Ручеек); крест (1920-е), новая изба (1960-е), старая изба, расположенные в 5 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Быстрица); крест (1920-е), новая изба (1920-е), старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 6,9 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Колотиха); изба, крест, ледник, очаг, расположенные в 8,3 км. на С. от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря (тоня Анфимово); усадьба ФИО10 (жилой дом и амбар), расположенная в д. Нижняя Золотица <адрес>а; церковь ФИО11 (1799 г.), расположенная в <адрес>; амбар, расположенный в д. Нижняя Золотица; амбары «у моста» (кон. 19 в.), ФИО12, ФИО13, расположенные в <адрес>.

Указанные объекты недвижимости на основании постановления администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области», принятого во исполнение решения исполнительного комитета Архангельской области областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры» являются объектами культурного наследия регионального значения.

Также на учете состоят такие объекты, как неолитическая стоянка «Могилка», которая находится в 16.6 км. от д. Нижняя Золотица; дюнная стоянка, которая находится в 1 км. от устья реки Золотица; городище «Зимняя Золотица», которое расположено на правом берегу реки Золотица в 5 км. от д. Нижняя Золотица; дюнная стоянка, расположенная на левом берегу реки Лопшеньга; неолитическая дюнная стоянка «Това», расположенная на правом берегу <адрес>; неолитическая дюнная стоянка «Товица», расположенная на правом берегу <адрес>.

Указанные объекты в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.

В рамках проведенной прокурорской проверки выявлено то обстоятельство, что ряд объектов культурного наследия находятся в неудовлетворительном (ветхом) состоянии либо считаются утраченными. К их числу относятся:

церковь Рождественская (вт.пол. 19 в.), расположенная в <адрес>
Золотица, <адрес>а;

амбар усадьбы ФИО3, расположенная в д. Верхняя Золотица;

дом ФИО4, расположенный в д. Верхняя Золотица;

ледник ФИО9, расположенные в д. Верхняя Золотица;

амбар, временный дом, ледник, причал, старая баня, новая баня (сер.20
в.) хутора рыбацкого «Това», расположенные в 12 км. на северо-восток от д.
Нижняя Золотица по берегу Белого моря

жилой дом и часовня Никольская (1912 г.), расположенные в <адрес> (хутор рыбацкий Това);

крест (1960-е), новая изба (1936 г.), старая изба (вт.пол. 19 в.),
расположенные в 10,2 км. на С. от <адрес> по берегу Белого
моря (тоня Конь-Камень);

крест (1920 г.), новая изба, старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в
2,7 км. на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Ручеек);

крест (1920-е), новая изба (1960-е), старая изба, расположенные в 5 км.
на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Быстрица);

- крест (1920-е), новая изба (1920-е), старая изба (вт.пол. 19 в.), расположенные в 6,9 км. на С. от <адрес> по берегу Белого
моря (тоня Колотиха);

изба, крест, ледник, очаг, расположенные в 8,3 км. на С. от д. Нижняя
Золотица по берегу Белого моря (тоня Анфимово);

амбар усадьбы ФИО10, расположенный в д. Нижняя Золотица
<адрес>а;

- церковь ФИО11 (1799 г.), расположенная в <адрес>
Золотица, <адрес>;

амбар, расположенный в д. Нижняя Золотица;

амбары ФИО12, ФИО13, расположенные в <адрес>
Золотица.

Изложенное подтверждается материалами данного гражданского дела, объяснениями сторон и в процессе разбирательства по делу ничем опровергнуто не было. Факт отсутствия у ответчика сведений о ветхом состоянии вышеуказанных объектов или об их утрате свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей в сфере охраны объектов культурного наследия и не исключает необходимости проведения историко-культурной экспертизы. Позиция ответчика, направленная на сохранение в реестре всех включенных в него объектов культурного наследия в силу их культурной значимости в независимости от фактического состояния, правового значения для разрешения данного спора не имеет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости проведения историко-культурной экспертизы для решения вопроса о восстановлении либо исключения из реестра вышеуказанных объектов культурного наследия.

Разрешая требование истца о возложении на ответчика обязанности разработать проекты зон охраны ряда объектов культурного наследия, суд принимает во внимание следующее.

В процессе судебного разбирательства установлено и никем не оспаривалось, что отсутствуют проекты зон охраны следующих объектов культурного наследия: дом ФИО1, ФИО2, расположенный в д. Верхняя Золотица, <адрес>; дом усадьбы ФИО3, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом ФИО5, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом ФИО6, расположенный в д. Верхняя Золотица; крест у амбара ФИО7 (1870 г), расположенный в д. Верхняя Золотица; ледник ФИО8, расположенный в д. Верхняя Золотица; дом усадьбы ФИО10, расположенный в д. Нижняя Золотица, <адрес> а; амбар «у моста» (кон. 19 в), расположенный в д. Нижняя Золотица; неолитическая стоянка «Могилка», которая находится в 16,6 кв.м от д. Нижняя Золотица; дюнная стоянка, которая находится в 1 км от устья реки Золотица; городище «Зимняя Золотица», которое расположено на правом берегу реки Золотица в 5 км от д. Нижняя Золотица; дюнная стоянка, расположенная на левом берегу реки Лопшеньга; неолитическая дюнная стоянка «Това», расположенная на правом берегу <адрес>; неолитическая дюнная стоянка «Товица», расположенная на правом берегу <адрес>.

Согласно ст. 34 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (далее - Положение).

Указанное Положение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

В силу п. 5 Положения решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно п. 7 Положения, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости разработать в отношении вышеуказанных объектов культурного наследия проекты зон охраны, поскольку это является одной из необходимых мер по охране объектов культурного наследия, предусмотренных действующим законодательством.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп утверждено Положение о Министерстве культуры Архангельской области.

В соответствии со ст. 1 данного Положения, Министерство культуры Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере культуры, в том числе в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) на территории Архангельской области.

Как следует из ч. 2, 5, 14 п. 11 вышеуказанного Положения, в связи с осуществлением полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения министерство культуры Архангельской области осуществляет следующие полномочия: проведение историко-культурной экспертизы, за исключением государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, а также разработку в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, а также иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в реестр, проведение которых отнесено Федеральным законом к полномочиям федерального органа охраны объектов культурного наследия, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацами вторым - пятым подпункта 1 пункта 10 настоящего Положения.

В силу п. 8 Положения, министерство осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения в том числе: в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения подготовка обращения Правительства Архангельской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия: с предложением об исключении объекта культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации (далее - реестр); осуществление регионального государственного надзора в сфере охраны объектов культурного наследия; согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, решений исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области о предоставлении земель и об изменении их правового режима; осуществление в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия регионального значения, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

Следовательно, именно министерство культуры Архангельской области наделено полномочиями по проведению историко-культурной экспертизы и организации разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований Приморского межрайонного прокурора в полном объеме.

Принимая во внимание пояснения ответчика и третьего лица о том, что для установления сроков по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и организации историко-культурной экспертизы для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра объектов культурного наследия необходимо предварительно провести анализ необходимых финансовых затрат и финансовых возможностей Министерства культуры Архангельской области, суд полагает возможным установить конкретный срок исполнения обязанностей в части организации историко-культурной экспертизы для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра объектов культурного наследия - до ДД.ММ.ГГГГ; в части разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия - до ДД.ММ.ГГГГ.

Разумность сроков ответчиком не оспаривается, доказательств невозможности устранения выявленных нарушений в указанные сроки суду не представлено.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Приморского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству культуры Архангельской области о возложении обязанностей в сфере сохранения объектов культурного наследия - удовлетворить.

Обязать Министерство культуры Архангельской области организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ историко-культурную экспертизу для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра следующих объектов культурного наследия:

- церковь Рождественская (вт.пол. 19 в), расположенная в <адрес> а;

- амбар усадьбы ФИО3, расположенный в д. Верхняя Золотица;

- дом ФИО4, расположенный в д. Верхняя Золотица;

- ледник ФИО9, расположенный в д. Верхняя Золотица;

- амбар, временный дом, ледник, причал, старая баня, новая баня (сер. 20 в) хутора рыбацкого «Това», расположенные в 12 км на северо-восток от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря;

- жилой дом и часовня Никольская (1912 г.), расположенные в д. Нижняя Золотица (хутор рыбацкий «Това»);

- крест (1960-е), новая изба (1936 г.), старая изба (вт. пол. 19 в), расположенные в 10,2 км на С. от <адрес> по берегу Белого моря (тоня Конь-Камень);

- крест (1920 г.), новая изба, старая изба 9вт. Пол. 19 в), расположенные в 2,7 км на С. от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря (тоня Ручеек);

- крест (1920-е), новая изба (1960-е), старая изба, расположенные в 5 км на С. от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря (тоня Быстрица);

- крест (1920-е), новая изба (1920-е), старая изба (вт. Пол. 19 в.), расположенные в 6,9 км на С. от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря (тоня Колотиха);

- изба, крест, ледник, очаг, расположенные в 8,3 кв.м на С. от д. Нижняя Золотица по берегу Белого моря (тоня Анфимово);

- амбар усадьбы ФИО10, расположенный в д. Нижняя Золотица, <адрес>а;

- церковь ФИО11 (1799 г.), расположенная в д. Нижняя Золотица, <адрес>;

- амбар, расположенный в д. Нижняя Золотица;

Амбары ФИО12, ФИО13, расположенные в д. Нижняя Золотица.

Обязать Министерство культуры Архангельской области разработать в срок до ДД.ММ.ГГГГ проекты зон охраны следующих объектов культурного наследия:

- дом ФИО1, ФИО2, расположенный в д. Верхняя Золотица, <адрес>;

- дом усадьбы ФИО3, расположенный в д. Верхняя Золотица;

- дом ФИО5, расположенный в д. Верхняя Золотица;

- дом ФИО6, расположенный в д. Верхняя Золотица;

- крест у амбара ФИО7 (1870 г), расположенный в д. Верхняя Золотица;

- ледник ФИО8, расположенный в д. Верхняя Золотица;

- дом усадьбы ФИО10, расположенный в д. Нижняя Золотица, <адрес> а;

- амбар «у моста» (кон. 19 в), расположенный в д. Нижняя Золотица;

- неолитическая стоянка «Могилка», которая находится в 16,6 кв.м от д. Нижняя Золотица;

- дюнная стоянка, которая находится в 1 км от устья реки Золотица;

- городище «Зимняя Золотица», которое расположено на правом берегу реки Золотица в 5 км от д. Нижняя Золотица;

- дюнная стоянка, расположенная на левом берегу реки Лопшеньга;

- неолитическая дюнная стоянка «Това», расположенная на правом берегу <адрес>;

- неолитическая дюнная стоянка «Товица», расположенная на правом берегу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Е.В. Кучьянова