Дело № 2-421/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 ноября 2016 года с.Хандагайты
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Куулар В.О., при секретаре судебного заседания Деспижек Ч.К., с участием истца- заместителя прокурора Овюрского района Ооржак Ш.Б., представителя ответчика- финансового Управления администрации Овюрского кожууна ФИО1, действующей на основании приказа,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах ФИО2 к МБОУ ДОД «Хандагайтинская детская школа искусств им. Тюлюша И.Д.» Овюрского района, Министерству финансов Республики Тыва, Министерству культуры Республики Тыва, Финансовому управлению администрации Овюрского кожууна, Управлению культуры администрации Овюрского кожууна, Министерству образования и науки Республики Тыва об обязании произвести перерасчет заработной платы ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ годы с учетом положений п. 1 Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» №, п. 8 приложения № Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на ДД.ММ.ГГГГ годы» №, ч.1 Постановления администрации Овюрского района «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности сферы культуры в муниципальном районе «Овюрский кожуун» (дорожной карты) на ДД.ММ.ГГГГ годы» №, п.1 ч.4 Плана мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ№ и произвести фактическое начисление и выплату сумм, недоплаченных за период ДД.ММ.ГГГГ годы в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; а также заключить дополнительное соглашение к эффективному контракту ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ с определением в разделе 4 «Условия оплаты труда работника» в п. Б «Стимулирующая часть заработной платы» эффективного контракта размеров выплат за достижение показателей эффективной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора района обратилась в суд в интересах ФИО2 с вышеуказанным уточненным исковым заявлением к МБОУ ДОД «Хандагайтинская детская школа искусств им. Тюлюша И.Д. Овюрского района (далее по тексту –МБОУ ДОД «ХДШИ»), к Управлению культуры администрации Овюрского кожууна.
В обоснование уточненного иска указано, что в прокуратуру Овюрского района обратились с коллективным заявлением педагогические работники МБОУ ДОД «ХДШИ», в том числе ФИО2 с просьбой провести проверку по факту не произведения перерасчета заработной платы с периода ДД.ММ.ГГГГ годы в связи с недоведением уровня заработной платы работников МБОУ ДОД «ХДШИ» до средней заработной платы учителей в Республике Тыва.
Директором МБОУ ДОД «ХДШИ» ФИО3 издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности деятельности МБОУ ДОД «ХДШИ» им. Тюлюша И.Д. Овюрского района Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ годы. п.п. 1 п.4 данного приказа определено доведение средней заработной платы работников МБОУ ДОД «ХДШИ» до размеров, установленных Постановлением администрации Овюрского района №. В соответствии с <данные изъяты> Устава МБОУ ДОД «ХДШИ», утвержденного постановлением администрации Овюрского района № от ДД.ММ.ГГГГ года, МБОУ ДОД «ХДШИ» является учреждением дополнительного образования детей. Согласно статистическим данным, предоставленным Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва, а также Федеральной службы государственной статистики РФ в ДД.ММ.ГГГГ году средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составляет <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ году- <данные изъяты> руб., за период ДД.ММ.ГГГГ года -<данные изъяты> руб., за период ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты> руб. Таким образом, расчет заработной платы педагогических работников применительно к указанным показателям выглядит следующим образом: за ДД.ММ.ГГГГ год: <данные изъяты> руб.* 0,75=<данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год: <данные изъяты> руб. * 0,8 =<данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год: <данные изъяты> руб. *0,85 =<данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год: <данные изъяты> руб.*0,9 =<данные изъяты> руб. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 принята на работу в качестве преподавателя по классу «чадаган». Из справки о доходах физических лиц ФИО2 следует, что ее средний доход за ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год -<данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год – <данные изъяты> руб., за период ДД.ММ.ГГГГ года составляет <данные изъяты> руб.
Таким образом, вопреки установленным п.1 Указа Президента РФ №, п.8 приложения № Распоряжения Правительства РФ №., ч.1 Постановления администрации Овюрского района №, п.1 ч.4 Плана мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ годы требованиям, уровень заработной платы ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ года не достиг уровня средней заработной платы учителей в Республике Тыва. Кроме того, МБОУ ДОД «ХДШИ» не принимаются активные меры по устранению указанного нарушения.
Также проверкой установлено, что в эффективном контракте №, заключенном ДД.ММ.ГГГГ года между ФИО2 и работодателем в лице директора МБОУ ДОД «ХДШИ» О в разделе 4 «Условия оплаты труда работника» в п.Б «Стимулирующая часть заработной платы» установлены показатели и критерии оценки эффективности деятельности. Однако отсутствуют конкретные размеры выплат за достижение обозначенных показателей, что нарушает положения ст.57 Трудового Кодекса РФ об обязательном включении в трудовой договор условий об оплате труда работника. Бездействие со стороны МБОУ ДОД «ХДШИ», выразившиеся в непринятии мер по реализации положений Указа Президента РФ №, Постановления администрации Овюрского района №, Распоряжения Правительства РФ №, приказа директора МБОУ ДОД «ХДШИ» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности деятельности МБОУ ДО «ХДШИ» им. Тюлюша И.Д. Овюрского кожууна РТ на ДД.ММ.ГГГГ годы» повлекло нарушение трудовых прав ФИО2 на справедливую оплату труда.
Просит обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ года с учетом положений п. 1 Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597, п. 8 приложения №4 Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» №2190р, ч.1 Постановления администрации Овюрского района «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности сферы культуры в муниципальном районе «Овюрский кожуун» (дорожной карты) на 2014-2018 годы» №702, п.1 ч.4 Плана мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ№ и произвести фактическое начисление и выплату сумм, недоплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ годы в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; а также заключить дополнительное соглашение к эффективному контракту ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ. с определением в разделе 4 «Условия оплаты труда работника» в п. Б «Стимулирующая часть заработной платы» эффективного контракта размеров выплат за достижение показателей эффективной деятельности.
В судебном заседании истец- заместитель прокурора района Ооржак Ш.Б. заявила ходатайство об отказе от иска, в связи с чем просит принять отказ от иска и прекратить производство по делу.
Представитель финансового Управления администрации Овюрского кожууна М. просила оставить ходатайство истца о прекращении дела на усмотрение суда.
Надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела истец ФИО2 отсутствовала, каких-либо ходатайств и заявлений не подавала.
Представитель ответчика - Министерства финансов Республики Тыва направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения, в которых указано, что требование и.о. прокурора необоснованны, незаконны и не основаны на нормах трудового и гражданского законодательства. Министерству образования и науки Республики Тыва за ДД.ММ.ГГГГ годы в рамках реализации Указа Президента РФ №597 принято Распоряжение Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты в государственных (муниципальных) учреждениях на ДД.ММ.ГГГГ годы». Однако до настоящего времени не разработан нормативно-правовой акт, регламентирующий данные правоотношения. В полномочия Министерства финансов РТ, утвержденного постановлением Правительства РТ № от ДД.ММ.ГГГГ, не входит финансирование и перерасчет заработной платы работникам, а также заключение дополнительных соглашений с работниками. Также споры, инициирование работниками единолично, независимо от количества лиц, полагавших аналогичные обращения, являются индивидуальными трудовыми спорами и разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. Истцом пропущен срок для защиты своих прав и суду не было представлено доказательств уважительности пропуска срока. В соответствии со счт.130 БК РФ, приказами Министерства финансов РФ от 09 декабря 2014 года №, ДД.ММ.ГГГГ №409 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии положениями п.5 ст.130 БК РФ входит в число высокодотационных субъектов РФ, что не позволяет республике принимать на себя дополнительные расходные обязательства, не предусмотренные федеральными законами.
Представитель ответчика Министерства культуры Республики Тыва К направил возражения на иск, в которых указывает, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» между Министерством культуры РФ и Правительством РТ подписано соглашение об обеспечении достижения в ДД.ММ.ГГГГ году целевых показателей оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, определенных региональным планом мероприятий (дорожной картой) «Изменения в сфере культуры» от ДД.ММ.ГГГГ№. Дополнительное соглашение подписано ДД.ММ.ГГГГ рег. №. В соответствии с вышеуказанным соглашением Правительство Республики Тыва обязуется достичь в ДД.ММ.ГГГГ г.г целевых показателей (нормативов) оптимизации сети государственных (муниципальных) учреждений культуры, определяемых планом мероприятий «дорожной картой», привлечь средства, получаемые за счет средств реорганизации неэффективных учреждений в сфере культуры, для повышения заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений культуры посредством мероприятий по оптимизации сети учреждений, включая средства от реструктуризации сети, оптимизации численности работников, в том числе административного –управленческого персонала, сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений. Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ года №59 «О мерах по поэтапному повышению заработной платы работников государственных учреждений культуры Республики Тыва», которым утвержден план мероприятий (дорожная карта) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры». На эти цели из республиканского бюджета выделены средства в объеме <данные изъяты> млн. руб., из них <данные изъяты> млн. руб. бюджетам муниципальных районов (городских округов). За ДД.ММ.ГГГГ средняя заработная плата работников учреждений культуры составила <данные изъяты> руб. соотношение <данные изъяты> при плане 60,6 %. Фактическая численность работников учреждений республики <данные изъяты> чел. (федеральный-<данные изъяты> чел., республиканский -805,2 чел., муниципальный- <данные изъяты> чел), начисленный фонд оплаты труда составил <данные изъяты> млн. руб. В ДД.ММ.ГГГГ году плановое значение показателя достигнуто во всех муниципальных образованиях, а в Овюрском кожууне находятся в пределах пятипроцентной погрешности, средняя заработная плата работников учреждений культуры в Овюрском кожууне составляет <данные изъяты> руб. или <данные изъяты> к средней заработной плате в республике (при плане 60,1%) или не достигнуто на 2 процента. По уровню зарплаты работников данной категории республика занимает 9 место среди регионов СФО, заработная плата ниже, чем в республике отмечено в следующих регионах в: Забайкальском крае <данные изъяты> руб., Республике Алтай <данные изъяты> руб., в Алтайском крае <данные изъяты> руб. На ДД.ММ.ГГГГ год плановый показатель средней заработной платы составляет <данные изъяты> руб. или соотношение <данные изъяты>. По предварительным данным средняя заработная плата работников учреждений культуры за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб., или соотношение к средней заработной плате по региону <данные изъяты> (прогнозная средняя по региону <данные изъяты> руб.) из них республиканских <данные изъяты> руб. или соотношение <данные изъяты>, муниципальных <данные изъяты> руб. или соотношение <данные изъяты>. По сравнению с ДД.ММ.ГГГГ года средняя заработная плата работников культуры выросла на <данные изъяты> руб. или на <данные изъяты> Также, ежегодно на выплату заработной платы учреждениями культуры привлекаются средства от приносящей доход деятельности около 2 млн.руб. в год. Плановый показатель по объему средств, полученных за счет проведения мероприятий по оптимизации в ДД.ММ.ГГГГ году, составил 3,4 млн. руб. или <данные изъяты> выполнение. Для снижения бюджетной нагрузки и выполнения показателей роста средней заработной платы работников учреждений культуры, предусмотренных «дорожной картой», Министерством культуры проведены мероприятия по передаче штатных единиц технического персонала в управлении культуры муниципальных образований. Всего в ДД.ММ.ГГГГ году переведено <данные изъяты> работника. На ДД.ММ.ГГГГ год план составляет 0,9 млн. руб. В ДД.ММ.ГГГГ году средняя заработная плата по региону составила <данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ году -<данные изъяты> руб., в ДД.ММ.ГГГГ году -<данные изъяты> руб., в полугодие ДД.ММ.ГГГГ года -<данные изъяты> руб. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В своем возражении представитель Финансового отдела Управления Администрации Овюрского кожууна ФИО1 указала на пропуск срока обращения в суд, так как работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Поскольку в исковых заявлениях истец требует выплатить недоначисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ, то следует полагать, что о нарушенных, по их мнению, правах, они знали как минимум с января месяца текущего года. Следовательно, за защитой нарушенных прав в суд (в прокуратуру района) они должны были обратиться в предыдущие годы ДД.ММ.ГГГГ), а также в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, Финансовым Управлением администрации осуществлялось финансирование заработной платы по заявкам, которые поступили от учреждения образования в полном объеме, а функция по расчету заработной платы на Финансовое Управление не возложена, т.е. расчет должен осуществляться именно самим работодателем. В соответствии с п.2 Постановления администрации Овюрского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности сферы культуры в МР «Овюрский кожуун» (дорожной карты) на ДД.ММ.ГГГГ годы, в целях доведения заработной платы вышеуказанных категорий работников бюджетной сферы до соответствующего уровня должны быть приняты меры по привлечению на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет проводимой оптимизации расходов местного бюджета в реорганизации неэффективных организаций. Поскольку указанные мероприятия в силу дефицита бюджета не проведены, то начисление и выплата заработных плат работникам учреждения были осуществлены в пределах фонда оплаты труда. Кроме того, установление показателей эффективности работы, конкретных показателей начисляемых стимулирующих и компенсационных выплат, включаемых в заработную плату, является обязанностью непосредственно работодателя, т.е. Хандагайтинской детской школы искусств им. Тюлюша И.Д. Просит применить последствия пропуска срока исковой давности и отказать в удовлетворении исковых требований об обязании произвести расчет заработной платы ФИО2 за периоды ДД.ММ.ГГГГ годы и произвести фактическое начисление и выплату сумм.
Надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания истец ФИО2, представители ответчиков - МКУ Управления образованием администрации Овюрского кожууна, МБОУ ДОД «ХДШИ», Министерства образования и науки Республики Тыва, Управления культуры администрации Овюрского кожууна, не явились, ходатайств об отложении или рассмотрении дела без их участия не заявляли, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст. 45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.
Как усматривается из материалов дела, Постановлением администрации Овюрского района Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности сферы культуры в МР «Овюрский кожуун РТ» на ДД.ММ.ГГГГ годы также установлено доведение в ДД.ММ.ГГГГ году и в последующие годы оплаты труда педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в систем учреждений Министерства культуры Республики Тыва, до уровня не ниже среднего для учителей в Республике Тыва (ДД.ММ.ГГГГ
Директором МБОУ ДОД «ХДШИ» О издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности деятельности МБОУ ДОД «ХДШИ» им. Тюлюша И.Д. Овюрского кожууна Республики Тыва на ДД.ММ.ГГГГ годы». Подпунктом 1 п.4 данного приказа определено доведение средней заработной платы работников МБОУ ДОД «ХДШИ» до размеров, установленных Постановлением администрации Овюрского района №.
В соответствии с <данные изъяты> Устава МБОУ ДОД «ХДШИ», утвержденного постановлением администрации Овюрского района № от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ ДОД «ХДШИ» является учреждением дополнительного образования детей.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности деятельности МБОУ ДОД ХДШИ им. Тюлюша И.Д. Овюрского кожууна Республики Тыва (дорожной карты) на ДД.ММ.ГГГГ утвержден план мероприятий по повышению эффективности деятельности МБОУ ДОД ХДШИ им. Тюлюша И.Д. (дорожной карты) на ДД.ММ.ГГГГ годы в соответствии с приложением №1.
Как следует из коллективного заявления работников МБОУ ДОД «ХДШИ» от ДД.ММ.ГГГГ к прокурору Овюрского района, работники МБОУ ДОД «ХДШИ» обращаются с просьбой о взыскании разницы недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Согласно копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО2 принята на должность преподавателя по классу <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г. Из эффективного трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО2 обязуется выполнять трудовую функцию по должности преподавателя класса «чадаган», эффективный контракт заключается между работодателем и работником со сроком на <данные изъяты> года с ДД.ММ.ГГГГ и вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 работает в МБОУ ДОД «ХДШИ» в должности преподавателя по классу чадаган. Следовательно, он является преподавателем образовательного учреждения.
По условиям трудового договора ей установлен районный коэффициент - <данные изъяты>. Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначена на должность преподавателя по классу чадаган, работник принимает на себя ответственность за выполнение работы по определенным направлениям образовательной деятельности в соответствии со своей профессиональной квалификацией.
Из справки о доходах физических лиц ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ год следует, что ее средний доход составляет <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> руб., за период ДД.ММ.ГГГГ года - <данные изъяты> руб.
По исковому требованию в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ г. суд приходит к следующему.
Представителями ответчиков было заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ТК РФ), поскольку с иском о перерасчете заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился с коллективным заявлением прокурору ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
В данном случае, ФИО2 регулярно получала заработную плату, следовательно, имела возможность определить, правильно ли ей начислена заработная плата. Получив расчетные листки об оплате труда, она была осведомлена о начисленной и недоплаченной заработной плате.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Как видно из представленного эффективного контракта и дополнительного соглашения к данному эффективному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, он был заключен ДД.ММ.ГГГГ, и данный контракт был подписан в этот же день сторонами, то есть работодателем и работником. То есть с указанного дня следует исчислять срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора.
Истец пропустила установленный ст. 392 ТК РФ срок обращения в суд с иском о перерасчете заработной платы за <данные изъяты> что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Обстоятельств, которые могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с данными требованиями, истцом суду не приведено и доказательств, подтверждающих наличие таких обстоятельств, не представлено.
Также, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика произвести перерасчет заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ годы и произвести фактическое начисление и выплату указанных сумм, и заключении дополнительного соглашения к эффективному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ с определением в разделе 4 «Условия оплаты труда работника» в п. Б «Стимулирующая часть заработной платы» эффективного контракта размеров выплат за достижение показателей эффективной деятельности.
К такому выводу суд приходит исходя из следующего.
Статьей 129 ТК РФ заработная плата определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты, в том числе премии.
Статьей 130 ТК РФ предусмотрено, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.
Статьей 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели- в порядке, установленном коллективными договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от т17 июня 2010 года №913-О-О, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (ст.130 ТК РФ) и в силу предписаний ст.ст.2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.
При этом нормами трудового законодательства не предусмотрено единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Право органов местного самоуправления самостоятельно определять порядок и размеры оплаты труда работников организаций, финансируемых из местного бюджета, вытекает из их полномочий по управлению муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления связаны с положением Конституции Российской Федерации, гарантирующим каждому право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также требованиями Трудового Кодекса РФ, закрепляющими как общие правила и государственные гарантии оплаты труда (ст.ст.130,132, 133,134 и 135), так и специальный порядок установления систем оплаты труда работников муниципальных учреждений (ст.144).
Таким образом, организации, финансируемые из бюджета (в том числе муниципального), нормой ст.134 ТК РФ выделены в отдельную категорию, которая для проведения индексации заработной платы должна руководствоваться только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяются.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры окладов, надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст.144 ТК РФ система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть нижу установленных Правительством Российской федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются; муниципальными учреждениями- за счет средств местных бюджетов.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются локальными нормативными актами.
В соответствии со ст.2 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ ВХ-1 «О предоставлении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в рамках общеобразовательных организаций» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в дошкольных и общеобразовательных организациях в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек, расходных материалов и хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов).
Как следует из ч.1 ст.4 вышеуказанного Закона Республики Тыва, уполномоченные органы исполнительной власти Республики Тыва при формировании республиканского бюджета Республики Тыва на очередной год предусматривают в составе расходов средства, необходимые для исполнения органами местного самоуправления полномочий, указанных в ст.2 данного Закона.
Указанном Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству Российской Федерации обеспечить, в частности, увеличение к ДД.ММ.ГГГГ году размера реальной заработной платы в <данные изъяты> раза; доведение в ДД.ММ.ГГГГ году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Распоряжением Правительства Российской федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р в соответствии с подпунктом «е» пункта 1 вышеуказанного Указа Президента РФ утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные по повышение эффективности образования и науки», утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №722-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 году №632 «Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы» (подпрограмма 2 «Развитие общего образования») предусмотрено доведение уровня средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций до 100 % от средней заработной платы по экономике республики.
Таким образом, поскольку истец работал в МБОУ ДОД «Хандагайтинская детская школа искусств им. Тюлюша И.Д.», которое в силу ст. 134 ТК РФ должно производить индексацию заработной платы лишь в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то требования прокурора произвести индексацию заработной платы истца за эти годы путем увеличения на индекса потребительских цен не подлежат удовлетворению.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Наажан Ч,В. к МБОУ ДОД «Хандагайтинская детская школа искусств им. Тюлюша И.Д.» Овюрского района, Министерству финансов Республики Тыва, Министерству культуры Республики Тыва, Финансовому управлению администрации Овюрского кожууна, Управлению культуры администрации Овюрского кожууна, Министерству образования и науки Республики Тыва об обязании произвести перерасчет заработной платы ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ годы с учетом положений п. 1 Указа Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» №, п. 8 приложения № Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на ДД.ММ.ГГГГ годы» №, ч.1 Постановления администрации Овюрского района «Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности сферы культуры в муниципальном районе «Овюрский кожуун» (дорожной карты) на ДД.ММ.ГГГГ годы» №, п.1 ч.4 Плана мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденного приказом директора от ДД.ММ.ГГГГ№ и произвести фактическое начисление и выплату сумм, недоплаченных за период ДД.ММ.ГГГГ годы в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; а также заключить дополнительное соглашение к эффективному контракту ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ с определением в разделе 4 «Условия оплаты труда работника» в п. Б «Стимулирующая часть заработной платы» эффективного контракта размеров выплат за достижение показателей эффективной деятельности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Овюрский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГс учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий В.О. Куулар