ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-421/2017 от 08.08.2017 Кормиловского районного суда (Омская область)

Дело № 2-421/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кормиловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Материкина Н.В.,

при секретаре судебного заседания Горловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах муниципального образования Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> к администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением в интересах муниципального образования Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>. В качестве требований заявлено о возложении на ответчика обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – водопровода по <адрес> протяженностью 270 м. В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о соблюдении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, гражданского законодательства в деятельности администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории р.<адрес> расположен водопровод по <адрес> протяженностью 270 м. Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, ГП ОО «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», Министерства имущественных отношений <адрес> информация о зарегистрированных правах на указанных объект недвижимости отсутствует. В нарушение норм законодательства администрацией Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> водопровод, расположенный по <адрес> в р.<адрес>, МУП Кормиловский «Водоканал» на основании передаточного акта не передавался, заявление о постановке на учет вышеназванного водопровода в качестве бесхозяйного объекта в территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> не направлялось. Отсутствие собственника указанного водопровода влечет неисполнение органом местного самоуправления предусмотренных ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязанностей.

Просили обязать администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес>: в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – водопровода по <адрес> в р.<адрес> протяженностью 270 м.; до регистрации права муниципальной собственности на водопровод по <адрес> в р.<адрес> протяженностью 270 м. передать указанный объект недвижимого имущества гарантирующей организации либо иной организации, осуществляющей холодное водоснабжение, водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанному бесхозяйному объекту, на основании соответствующего передаточного акта.

В судебном заседании помощник прокурора Карачинцева О.Г. заявленные требования поддержала полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> Солодовникова И.В. заявленные прокурором требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, относятся: организация водоснабжения населения. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимьгх вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015г , п. 5 которого установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городского поселения в отношении недвижимьгх вещей, находящихся на территории муниципального образования. Согласно Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, на учет принимаются бесхозяйные объекты недвижимого имущества в индивидуальном порядке. Заявление о постановке на учёт органа местного самоуправления бесхозяйных недвижимых вещей подается в отношении каждого объекта в отдельности, решение уполномоченным органом также принимается на основании указанного заявления в отношении индивидуально определенного объекта недвижимого имущества. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица от права собственности на объект недвижимости. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ, в том числе проект межевания и кадастровый план. Срок межевания и срок выполнения кадастровых работ в среднем составляет 3 месяца, стоимость работ на 1 участок водопровода составляет около <данные изъяты>. Всего на 5 участков необходимо затратить <данные изъяты> рублей. В бюджете администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ по статье расходов 0412 «Обеспечение эффективного управления муниципальной собственностью» предусмотрены лимиты бюджетных ассигнований в сумме <данные изъяты> руб. На текущую дату кассовый расход составляет <данные изъяты> руб., остаток бюджетных ассигнований на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. По данной статье проходят расходы связанные с кадастровыми работами по изготовлению кадастровой документации и оформлению права собственности на имущество находящееся в казне, в хозяйственном ведении, оперативном управлении. ДД.ММ.ГГГГ Кормиловским районным судом были приняты решения по <данные изъяты> искам прокурора об обязании администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> в течение 90 суток со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - газопровода по <адрес> в р.<адрес> протяженностью 1294, 00 кв.м. Таким образом, на оформление 36 газопроводов необходимо выделить <данные изъяты> итого необходимо затратить <данные изъяты> руб. В связи с чем фактически исполнить решение суда не представляется возможным.

Представитель МУП Кормиловский «Водоканал» в судебном заседании участия не принимал, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, суд о причинах не явки не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п/п 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения газоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно абзацу 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» государственной
регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на
недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131,
132, 133.1 и 164 ГК РФ.

Частью 1 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 5 которого установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городского поселения в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории муниципального образования.

Согласно Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, на учет принимаются бесхозяйные объекты недвижимого имущества в индивидуальном порядке. Заявление о постановке на учет органа местного самоуправления бесхозяйных недвижимых вещей подается в отношении каждого объекта в отдельности, решение уполномоченным органом также принимается на основании указанного заявления в отношении индивидуально определенного объекта недвижимого имущества.

В силу ч.5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В судебном заседании установлено, что спорный водопровод собственника не имеет, то есть в силу ст. 225 ГК РФ, имеются основания для признания его бесхозяйным объектом недвижимости.

Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в Уведомлении об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ; в ответе ГП <адрес> «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от ДД.ММ.ГГГГ и в ответе Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Фактически данный водопровод эксплуатируется МУП Кормиловский «Водоканал».

Изложенные выше факты не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрация Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района указанный водопровод МУП Кормиловский «Водоканал» на основании передаточного акта не передавала, в территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о постановке на учет указанного объекта в качестве бесхозяйного не обращалась.

С учетом изложенного, принимая во внимание положения ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, суд считает законным обязать администрацию Кормиловского городского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – водопровода по <адрес> протяженностью 270 м., а также обязать администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> до регистрации права муниципальной собственности на данный водопровод передать указанный объект недвижимого имущества гарантирующей организации либо иной организации, осуществляющей холодное водоснабжение, водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанному бесхозяйному объекту, на основании соответствующего передаточного акта.

По мнению суда, срок возложения обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи является разумным и достаточным для выполнения в полном объеме действий по постановке водопровода на учет в качестве бесхозяйного.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В данном случае прокурор правомерно обратился в суд в интересах муниципального образования, поскольку эксплуатация бесхозяйного водопровода приводит к уменьшению доходной части бюджета вследствие не поступления платы за аренду, либо использование на ином праве объектов, подлежащих включению в состав муниципальной собственности, а также отсутствию возможности учета расходов на эксплуатацию при установлении тарифов на питьевую воду. Кроме того, учитывая, что водопроводная сеть является социально значимым объектом, признание его бесхозяйным будет способствовать защите интересов неопределенного круга лиц, которые являются потребителями услуги водоснабжения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах муниципального образования Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> к администрации Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> - удовлетворить.

Обязать администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – водопровода по <адрес> в р.<адрес> протяженностью 270 м.

Обязать администрацию Кормиловского городского поселения Кормиловского муниципального района <адрес> до регистрации права муниципальной собственности на водопровод по <адрес> в р.<адрес> протяженностью 270 м. передать указанный объект недвижимого имущества гарантирующей организации либо иной организации, осуществляющей холодное водоснабжение, водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанному бесхозяйному объекту, на основании соответствующего передаточного акта.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательном виде путём подачи апелляционной жалобы через Кормиловский районный суд.

Судья Н.В. Материкин

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ