ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-421/2022 от 12.04.2022 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2-421/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола 12 апреля 2022 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Власенко О.В.,

при секретаре Мункуевой Д.Д.,

с участием:

прокурора - помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Масальцева Г.В.,

представителя ответчика Лопатина Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по иску Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о возложении обязанности по удалению отходов производства и потребления в виде утратившего свои потребительские свойства, конструктивного разрушенного судна без опознавательных знаков, расположенного на земельном участке в Ольском лимане, в границах муниципального образования «Ольский городской округ»,

у с т а н о в и л:

Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением, мотивируя заявленные требования доводами о том, что в ходе проведенной на основании обращения жителя пос. Ола проверки по факту размещения отходов производства и потребления в границах муниципального образования «Ольский городской округ» установлено, что в пределах кадастрового квартала 49:01:000001 на земельном участке с примерными географическими координатами N 59°34"33.7188" E 151°20"49.56", N 59°34"33.1104" E 151°20"51.18", не предназначенном для размещения отходов, расположенном на землях, государственная собственность на которые не разграничена, находится конструктивно разрушенное судно без опознавательных знаков, подверженное коррозии и утратившее свои потребительские свойства. По данному факту Магаданским межрайонным прокурором внесено представление главе муниципального образования «Ольский городской округ», на которое получен ответ, что указанное судно фактически является пирсом, организованным много лет назад неизвестными лицами для швартовки маломерных судов, на основании чего в удовлетворении представления отказано.

Ссылаясь на ст.42 Конституции РФ, п.2 ст.7, п.1 ст.11, ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8, ч.1 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.ч.1, 2 ст.3.3, ст.12 Земельного кодекса РФ, ст.ст.12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.п.11, 24 и 25 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ГОСТ 30772-2001, Устав муниципального образования «Ольский городской округ», прокурор указывает, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах городского округа лежит на администрации соответствующего муниципального образования.

Полагает, что непринятие администрацией Ольского городского округа мер, необходимых для надлежащего содержания территории муниципального образования, ставит под угрозу права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие. Кроме того, несанкционированное размещение отходов, может привести к нарушению состояния воды, возникновению и развитию инфекционных заболеваний, вред водным биологическим ресурсам и просит, в связи с изложенным, обязать ответчика в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удалить отходы производства и потребления в виде утратившего свои потребительские свойства, конструктивно разрушенного судна без опознавательных знаков, расположенного в Ольском лимане, в границах муниципального образования «Ольский городской округ» на земельном участке с примерными географическими координатами N 59°34"33.7188" E 151°20"49.56", N 59°34"33.1104" E 151°20"51.18".

Участвующий в судебном заседании прокурор Масальцев Г.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении и просил удовлетворить иск.

Представитель ответчика Лопатин Н.А. с требованиями прокурора не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что при вводе указанных в исковом заявлении географических координат в спутниковые карты интернет-портала «Яндекс» выяснилось, что указанное судно расположено вдоль береговой линии, одной частью в акватории водного объекта, другой - на линии прилива. Ссылаясь на ст.ст.24, 55 Водного кодекса РФ, указывает, что мероприятия по охране водных объектов, в том числе предотвращение их загрязнения, засорения и т.д. относятся к полномочиям собственников этих водных объектов, при этом отмечает, что в собственности муниципального образования «Ольский городской округ» водных объектов не имеется, следовательно, заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления), основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

На основании ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

В соответствии с п. 24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов.

В судебном заседании установлено, что в прокуратуру Магаданской области 13.05.2021 обратился житель пос. Ола М.И.О., который просил провести проверку по факту нахождения в Ольском лимане подтопленных судов, находящихся там длительное время и причиняющих вред окружающей природной среде.

На основании данного обращения помощником Магаданского межрайонного природоохранного прокурора осуществлен осмотр земельного участка Ольского лимана, находящегося в кадастровом квартале 49:01:000001 и установлено, что на данном земельном участке в примерных географических координатах N 59°34"33.7188" E 151°20"49.56", N 59°34"33.1104" E 151°20"51.18" находится заброшенное маломерное судно в разрушенном состоянии, имеются признаки коррозии, опознавательные знаки отсутствуют.

Выявленное нарушение явилось основанием для внесения 16.06.2021 природоохранным прокурором представления главе муниципального образования «Ольский городской округ» Ф.В.О.

По результатам рассмотрения представления главой МО «Ольский городской округ» доводы, касающиеся необходимости ликвидации заброшенного маломерного судна, отклонены, с указанием на то, что судно, указанное в представлении, фактически является пирсом, организованным много лет назад неизвестными лицами для швартовки маломерных судов. В связи с тем, что указанное имущество не может расцениваться как несанкционированная свалка, реализовать полномочия Администрации МО «Ольский городской округ» в сфере ликвидации несанкционированных свалок не представляется возможным.

Вместе с тем, из материалов рассматриваемого дела не усматривается возможность признания указанного в иске объекта пирсом, которым в соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является инженерно-техническое сооружение, отнесенное к портовым гидротехническим сооружениям.

Согласно запросу Магаданского межрайонного природоохранного прокурора от 10.06.2021 № 61-2021 и ответу на него от 15.06.2021 и.о. начальника Центра ГИМС ГУ МЧС России по Магаданской области, информация о регистрации вышеуказанного конструктивно разрушенного судна без опознавательных знаков и наличии собственника в Центре ГИМС отсутствует, поскольку не представляется возможным установить принадлежность его к какому-либо реестру судов Российской Федерации.

Из запросов Магаданского межрайонного природоохранного прокурора от 02.02.2022 № 07-14-20212/40 и от 08.02.2022 № 07-12-2022/45 и ответов на них руководителя УМИ администрации МО «Ольский городской округ» от 08.02.2022 и от 09.02.2022 следует, что земельный участок, на котором находится конструктивно разрушенное судно, не является муниципальной собственностью и в Реестре муниципального имущества не значится. Данная территория относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

На момент рассмотрения дела конструктивно разрушенное судно, находящееся на земельном участке с географическими координатами, указанными в иске не ликвидировано, что подтверждается представленными представителем ответчика фотографиями и не оспаривалось сторонами, как не оспаривалось и местонахождение данного судна.

При этом, возражая на требования иска, представитель ответчика указывает о нахождении конструктивно разрушенного судна в границах водного объекта, мотивируя свои доводы тем, что спорный объект частично размещен в воде, а частично в зоне прилива, следовательно, расположен в границах водного объекта.

Вместе с тем, данное утверждение представителя ответчика основано на неверном толковании законодательства, в соответствии с которым установление границы водного объекта морей или их частей осуществляется на основе местоположения линий наибольшего отлива (Постановление Правительства РФ от 29.04.2016 № 377) и опровергается сообщением Отдела водных ресурсов по Магаданской области Ленского БВУ от 07.04.2022, согласно которому участок с географическими координатами N 59°34"33.7188" E 151°20"49.56", N 59°34"33.1104" E 151°20"51.18" находится вне границ водного объекта - Охотское море (частью которого является Ольский лиман) и располагается в границах его прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п.11 ч.1 ст.16).

Частью 15 ст.65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены.

В силу ч.3 ст.8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Часть 2 ст.13 данного Федерального закона устанавливает, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Поскольку указанное в иске утратившее свои потребительские свойства маломерное судно, не подлежащее идентификации, как следует из акта его осмотра, представляет собой полуразрушенный остов со значительными следами коррозии, не имеет конструктивных элементов и не пригодно для использования, суд соглашается с мнением прокурора о том, что оно относится к отходам производства и потребления, подлежащим удалению.

Земельный участок, на котором находится разрушенное судно, расположен в пределах кадастрового квартала 49:01:000001 в границах муниципального образования «Ольский городской округ» и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В силу ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с пп.15, 27 п.1 ст.7 Устава муниципального образования «Ольский городской округ», принятого Решением собрания представителей «Ольский городской округ» от 03.12.2015 № 50-РН, к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.п.1.1, 3.2.16 Положения об администрации муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» от 14.10.2015 № 25-РН, администрация МО «Ольский городской округ» является исполнительно-распорядительным органом самоуправления муниципального образования «Ольский городской округ», который наделяется следующей компетенцией по решению вопросов местного значения муниципального образования «Ольский городской округ» в сфере охраны окружающей среды: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрация МО «Ольский городской округ» осуществляет на территории Ольского городского округа, на которой обнаружены отходы производства в виде конструктивно разрушенного судна, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, соответственно, обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории округа, а значит является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п.3.1 Постановления от 13.10.2015 № 26-П, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции РФ конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер; публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.

Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Поскольку обеспечение благоприятной для проживания населения городского округа среды согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований, отнесение организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к вопросам местного значения городских округов, будучи направлено на определение собственной компетенции городского округа, характеризующей пределы самостоятельного осуществления им местного самоуправления, и на обеспечение экологических прав граждан, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные гарантии местного самоуправления как особой формы осуществления публичной власти на местах и несовместимое с его конституционным предназначением

В пункте 4.1. указанного постановления Конституционного Суда РФ разъяснено, что, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских округов в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

Постановлением Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» № 673 от 07.07.2017 (с последующими изменениями) утверждена Муниципальная программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на 2017-2024 годы», основной целью которой является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Ольского городского округа. Достижение цели обеспечивается за счет решения в числе прочего задачи ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. На данные мероприятия предусмотрено соответствующее финансирование как из бюджета МО «Ольский городской округ», так и из бюджета Магаданской области.

Так как судом установлено, что на земельном участке, находящемся в распоряжении ответчика, в пределах водоохранной зоны неустановленными лицами организовано несанкционированное размещение отходов в виде разрушенного маломерного судна, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления своих полномочий в сфере охраны окружающей среды, обязанность устранить нарушение природоохранного законодательства должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Ольский городской округ».

Неисполнение Администрацией МО «Ольский городской округ» требований законодательства об охране окружающей среды, наличие захламления земельного участка в водоохранной зоне способно повлечь ухудшение состояния воды, причинить вред водным биологическим ресурсам.

В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст.ст.56, 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, которые отвечают требованиям ст.ст.59-60 ГПК РФ, учитывая, что в судебном заседании установлена обязанность ответчика устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, суд приходит к выводу о том, что иск Магаданского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о возложении обязанности по удалению отходов производства и потребления подлежит удовлетворению.

Обсуждая срок, в течение которого необходимо исполнить решение, суд находит разумным и достаточным предложенный прокурором срок - 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о возложении обязанности по удалению отходов производства и потребления в виде утратившего свои потребительские свойства, конструктивного разрушенного судна без опознавательных знаков, расположенного на земельном участке в Ольском лимане, в границах муниципального образования «Ольский городской округ», - удовлетворить.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу удалить отходы производства и потребления в виде утратившего свои потребительские свойства, конструктивного разрушенного судна без опознавательных знаков, расположенного в Ольском лимане, в границах муниципального образования «Ольский городской округ» на земельном участке с примерными географическими координатами N 59°34"33.7188" E 151°20"49.56", N 59°34"33.1104" E 151°20"51.18".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения - 18 апреля 2022 года.

Судья подпись О.В. Власенко