ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-421/2022 от 12.08.2022 Семилукского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-421/2022 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 12 августа 2022 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,

при секретаре Кузнецовой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Семилукского муниципального района Воронежской области к Софроновой Людмиле Григорьевне и Софроновой Екатерине Юрьевне о признании здания самовольной постройкой и обязании осуществить снос самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Семилукского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с иском к Софроновой Л.Г. о признании здания самовольной постройкой и обязании осуществить снос самовольной постройки в связи с тем, что земельный участок площадью кв.метров, расположенный по адресу: , , участок , кадастровый , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, принадлежит на праве собственности Софроновой Л.Г. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 31.12.2019г. Данный земельный участок находится на территории особо охраняемого природного объекта - Государственного комплексного природного заказника областного значения «Семилукский». Согласно п. 3.1 Постановления правительства Воронежской области от 27.01.2014 г. № 61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» на территории заказника запрещается строительство объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника. В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного Положения на территории заказника ведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, по уничтожению и (или) повреждению зеленых насаждений, а также проведение иных мероприятий и (или) работ допускается при условии согласования с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории заказника допускаются только после получения разрешения на строительство в департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области в порядке, определенном действующим законодательством. Согласно пп.6 п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ, ст. 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 61-03 «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» в случае возведения объекта капитального строительства, планируемого в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, разрешение на строительство объекта капитального строительства, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома выдает уполномоченный орган исполнительной власти Воронежской области в сфере градостроительной деятельности, а именно, департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области. Однако, ответчиком на указанном участке возведен объект капитального строительства. Разрешительная документация на строительство не выдавалась. Уведомления истца от 06.10.2021г. №01-4762 и от 01.11.2021г. №01-5013 о приведении в соответствие с действующим законодательством самовольно построенного объекта ответчик добровольно не удовлетворил. Кроме того, данный земельный участок находится в зоне затопления паводком 1% обеспеченности в водоохранной зоне. Строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по проведению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления, запрещаются. 25.01.2021 г. Приказом № 18 Федерального агентства водных ресурсов Донским бассейновым водным управлением установлены границы зон затопления территории Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Ведуга 1% обеспеченности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360 «О зонах затопления, подтопления» зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями пользования территории, формату электронного документа, содержащего сведения границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства годных ресурсов (его территориальных органов). Также перечнем поручений Президента РФ по итогам совещания по ликвидации последствий паводковой ситуации в регионах РФ от 04.09.2014 г. было рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ принять исчерпывающие меры, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения в зонах, подверженных риску затопления, подтопления. Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Ответчиком это сделано не было. Поэтому истец просит признать самовольной постройкой здание (объект капитального строительства), расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: , , участок ; обязать ответчика за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки по вышеуказанному адресу.

Определением суда от 08.06.2022г. по делу в качестве соответчика привлечена Софронова Е.Ю. (т.2. л.д.26).

В судебное заседание представитель истца по доверенности Щеголева И.Е. не явилась, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, поддержала заявленные требования.

В судебное заседание представитель ответчиков по доверенности Стрешнева С.И. не явилась, извещена надлежащим образом, ранее просила в иске отказать, представила возражения (т.2 л.д.127-129).

Ответчики Софронова Л.Г. и Софронова Е.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Воронежской области Волков А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель по доверенности Сентищева О.М. представила письменные пояснения, в которых указала, что требования истца не подлежат удовлетворению (т.2 л.д.4-7).

Представитель третьего лица администрации Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области Шедогубов С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель по доверенности Звягинцева Е.Н. представила отзыв на иск, в котором указала, что строительство индивидуального жилого дома на территории особо охраняемого природного объекта – природного заказника «Семилукский» возможно при условии согласования с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области и получении разрешительной документации на строительство, в департамент за разрешительной документацией не обращались (т.2 л.д.50-51).

Представитель третьего лица департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области по доверенности Головай Н.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил заявленные требования удовлетворить (т.1 л.д.45, 64, 185, т.2 л.д.41-44).

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с возражениями, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка №1 от 20.12.2019г., акта приема–передачи земельного участка от 20.12.2019г. за Софроновой Л.Г. 31.10.2019г. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью кв.метров, расположенный по адресу: , , участок ; вид разрешенного использования – для дачного строительства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. 20.03.2020г. Софронова Л.Г. подарила вышеуказанный земельный участок Софроновой Е.Ю., право собственности зарегистрировано 16.03.2022г., что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов, выписками из ЕГРН (т.1 л.д.16-24, 72-184, 249-250, т.2 л.д.23-25, 100-103, 130-133).

По сообщению администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 06.10.2021г. и от 01.11.2021г. осуществлен выезд на земельный участок по адресу: , участок . В ходе выезда установлено наличие объекта капитального строительства. Строительство капитального сооружения на земельном участке проводилось с нарушениями требований действующего законодательства, без получения разрешительной документации на проведение данных работ. Администрация района просила Софронову Л.Г. сообщить о том, предпринимались ли действия по оформлению права собственности на объект капитального строительства, расположенный на вышеуказанном земельном участке (т.1 л.д.25, 27-30).

Прокуратурой Семилукского района Воронежской области проводилась проверка по обращениям граждан по исполнению администрацией Семилукского муниципального района земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и выявлено незаконное строительство на земельных участках, 16.01.2022г. внесено представление о принятии мер по недопущению нарушений законодательства (т.1 л.д.33-40).

Администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области 13.05.2022 г. составлен акт обследования земельного участка с кадастровым номером площадью .метров по адресу: , , участок . При обследовании на местности установлено, что земельный участок огорожен по правой меже забором из металлического профиля, по задней меже огорожен забором из металлической сетки, по левой меже и по фасаду участок не огорожен. Доступ на земельный участок свободный. Ограждение земельного участка с кадастровым номером является ограждением земельного участка с кадастровым номером . На земельном участке с кадастровым номером ведется строительство объекта капитального строительства, возведен ленточный фундамент, на участке имеются строительные материалы (песок, доски, строительный мусор). Земельный участок с кадастровым номером находится в границах особо охраняемой природной территории областного значения - государственного комплексного природного заказника «Семилукский», данный земельный участок находится в границах зон затопления территории Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках реки Дон, реки Ведуга (т.1 л.д. 25, 231-238).

Решением Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области № 206 от 16.04.2015 г. решено передать часть полномочий в сфере градостроительной деятельности Семилукскому муниципальному району Воронежской области. 28.11.2019 г. между администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области и администрацией Семилукского сельского поселения Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению «О передаче полномочий городских (сельских) поселений по решению вопросов местного значения на уровень Семилукского муниципального района от 02.05.2017 г.» (т.1 л.д. 239-244).

Администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области 24.01.2022г. принято постановление № 16 «Об утверждении административного регламента по предоставлении муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке» (т.2 л.д.74-97).

Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области 14.12.2021 г. издан приказ № 529 «Об утверждении Порядка согласования планируемой деятельности на особо охраняемых природных территориях областного значения Воронежской области». Утвержден порядок согласования планируемой деятельности на особо охраняемых природных территориях областного значения Воронежской области (т.1 л.д. 192-195, т.2 л.д.45-48, 67-73, 111-114).

По информации департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 20.06.2022г. государственный комплексный природный заказник областного значения «Семилукский» образован постановлением администрации Воронежской области от 18.09.2000г. № 859 «Об усилении охраны и рациональном использовании ресурсов животного мира». Границы и режим охраны территории заказника «Семилукский» утверждены постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2014 № 61 «Об утверждении положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский» (т.2 л.д. 43-44, 108-110).

Федеральный закон от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определил, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ч.1 ст.22 ФЗ).

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (ч.1 ст.24 ФЗ).

Согласно п. 3.1 Положения о государственном комплексном природном заказнике областного значения «Семилукский», утвержденном постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2014 г. № 61, на территории заказника запрещается строительство объектов капитального строительства, в том числе, линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на заказник, и обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах заказника.

В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного Положения на территории заказника проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, по уничтожению и (или) повреждению зеленых насаждений, а также проведение иных мероприятий и (или) работ допускается при условии согласования с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории заказника допускаются только после получения разрешения на строительство в департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области в порядке, определенном действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что ответчиком не согласовано с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области строительство объекта капитального строительства.

Согласно пп.6 п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ, ст. 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006г. №61-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» в случае возведения объекта капитального строительства планируемого в границах особо охраняемой природной территории регионального значения, разрешение на строительство объекта капитального строительства, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома выдает уполномоченный орган исполнительной власти Воронежской области в сфере градостроительной деятельности, а именно, департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области.

Порядок определен приказом департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 19.08.2020г. № 45-01-04/621 «Об утверждении административного регламента департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешения на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения».

По сведениям департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области за разрешительной документацией на строительство на земельном участке по адресу: , , участок , кадастровый номер , никто не обращался (т.2 л.д.50-51).

Согласно ч.1 ст.67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления запрещаются строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч.5 ст.67.1 ВК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 г. № 360 утверждено Положение о зонах затопления, подтопления, которое устанавливает порядок установления, изменения и прекращения существования зон затопления, подтопления.

25.03.2021 г. на основании приказа №18 от 25.01.2021 г. Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в Единый государственный реестр недвижимости внесены ограничения использования земельного участка в связи с его нахождением в зоне затопления территории Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон, р. Ведуга, отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, где запрещаются размещения новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов затопления, подтопления (т.1 л. д.16-24).

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий.

Решением Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области № 78 от 28.04.2012 г. утверждены Правила землепользования и застройки Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области (т.1 л.д. 207-230).

Из Правил землепользования и застройки Семилукского сельского поселения следует, что на территории Семилукского сельского поселения имеется зона затопления прибрежных территорий паводком 1% обеспеченности. На карте градостроительного зонирования территории села Семилуки отражена зона затопления, подтопления, а также зона особо охраняемой природной территории, в которой расположен земельный участок ответчика (т.2 л.д.21-22).

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчик при возведении объекта на данном земельном участке обеспечил его инженерную защиту.

Согласно статье 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016г., в статье 222 ГК РФ закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество является самовольной постройкой, в частности, если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведено без получения на это необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Судом установлено, что земельный участок, на котором возведено сооружение, расположен в зоне затопления реки Дон 1% обеспеченности и на особо охраняемой природной территории – заказник «Семилукский», сооружение создано без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешительной документации на объект, расположенный по адресу: , , участок . Ответчик не принимал мер для получения разрешительной документации на строительство, в том числе, согласие департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, подтверждающее отсутствие угрозы экологических рисков для природного заказника областного значения «Семилукский». Данные обстоятельства не позволяют сделать вывод о законности возведенного объекта. Возведенный объект капитального строительства не связан с обеспечением достижения задач, для которых образован заказник «Семилукский», следовательно, строение является самовольной постройкой. Доказательств обратного в силу положений ст.56 ГПК РФ стороной ответчика суду не представлено.

Часть 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ.

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления (ч. 6 ст. 55.32 ГрК РФ).

Согласно п. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

Поскольку судом установлено отсутствие необходимых в силу закона согласований, разрешений на возведение спорного объекта незавершенного строительства - самовольной постройки - фундамента, расположенного по адресу: , , участок , исковые требования об обязании ответчика за счет собственных средств осуществить снос самовольной постройки по вышеуказанному адресу подлежат удовлетворению. Такой способ защиты полностью соответствует способам, предусмотренным законом, а также объему нарушенных прав истца.

При этом следует отметить, что в случае необходимости ответчик не лишен возможности возвести на принадлежащем ему земельном участке объект в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Надлежащим ответчиком по делу суд считает Софронову Е.Ю., поскольку ей принадлежит земельный участок, на котором возведено самовольное строение, при дарении земельного участка в договоре от 20.03.2020г. отсутствует указание на наличие объекта недвижимости на земельном участке. Таким образом, Софронова Л.Г. не является надлежащим ответчиком по делу, поэтому истцу в иске к ней следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации Семилукского муниципального района Воронежской области к Софроновой Екатерине Юрьевне о признании здания самовольной постройкой и обязании осуществить снос самовольной постройки удовлетворить.

Признать самовольной постройкой – фундамент, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: , в , участок .

Обязать Софронову Екатерину Юрьевну снести за свой счет самовольную постройку – фундамент, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: , , участок .

Администрации Семилукского муниципального района Воронежской области в иске к Софроновой Людмиле Григорьевне о признании здания самовольной постройкой и обязании осуществить снос самовольной постройки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Воробьева С.В.

Мотивированное решение составлено 19.08.2022г.