№ 2-422(1)/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.
с участием прокурора Бадаевой Т.А.,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области к ФИО1 о возмещении ущерба,
установил:
заместитель Пугачевского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области с иском к ФИО1 о взыскании ущерба в размере 19 147 руб. 53 коп. В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства. Установлено, что 10.04.2017 администрацией Заволжского муниципального образования была объявлена закупка легкового автомобиля для нужд администрации на сумму 600 000 руб. 12.05.2017 администрацией Заволжского муниципального образования в лице главы администрации ФИО1 и ООО «АвтоцентрГАЗ» был заключен муниципальный контракт на поставку легкового автомобиля на сумму 598 000 руб. Между тем, по состоянию на 10.04.2017 в бюджете Заволжского муниципального образования на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд была предусмотрена сумма в размере 593,9 тыс. руб. В связи с отсутствием необходимых лимитов бюджетных обязательств и непринятием мер по исполнению указанного муниципального контракта, оплата поставленного транспортного средства своевременно не была произведена. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.2017 с администрации Заволжского муниципального образования в пользу ООО «АвтоцентрГАЗ» взыскан основной долг в размере 598000 руб., а также пени в размере 3518,53 руб. и государственная пошлина в размере 15 629 руб. Администрация произвела оплату 28.03.2018 пени в размере 3518,53 руб., 11.05.2018 - государственной пошлины в размере 15 629 руб. Поскольку администрация возместила вред, причиненный ООО «АвтоцентрГАЗ» в результате незаконных действий (бездействия) главы администрации ФИО1, она имеет право регрессного требования к виновному лицу на сумму причиненного вреда.
В судебном заседании старший помощник Пугачевского межрайонного прокурора Бадаева Т.А. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Администрация Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о времени и месте судебного заседания извещена, представитель в суд не явился.
Ответчик глава администрации ФИО1 иск признал. Пояснил, что на дату объявления аукциона 10.04.2017 на право заключения контракта на закупку автомобиля для нужд администрации необходимые средства в бюджете имелись. Однако, впоследствии эти средства расходовались на оплату текущих платежей за электроэнергию, выплату заработной платы и страховых взносов на обязательное социальное страхование. В связи с расходованием бюджетных средств на текущие платежи и непоступлением дополнительных денежных средств оплата по контракту своевременно не была произведена. Документы для исполнения муниципального контракта он предоставил в МУ «Центральная бухгалтерия» 11.12.2017. Согласился с тем, что имеется его вина в несвоевременной оплате за купленный автомобиль.
Третье лицо муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Пугачевского муниципального района» о времени и месте судебного заседания извещено, представитель в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск указал, что оплата муниципального контракта на приобретение легкового автомобиля для нужд администрации Заволжского муниципального образования от 12.05.2017 на сумму 598 000 руб. произведена 14.12.2017, т.к. полный пакет документов для исполнения муниципального контракта поступил в МУ «Центральная бухгалтерия» 11.12.2017.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно закрепленного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации основного понятия, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
В силу положений ст. 215.1 БК РФ исполнение местного бюджета обеспечивается соответственно местной администрацией муниципального образования. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст. 48 Устава Заволжское муниципальное образование имеет собственный бюджет. Исполнение местного бюджета осуществляется самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Исполнение местного бюджета обеспечивается администрацией муниципального образования. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
В соответствии с чч. 1, 2, 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, принятым решением Совета Заволжского муниципального образования от12.12.2005 № 12, Положением о главе Заволжского муниципального образования, утвержденным решением Совета Заволжского муниципального образования от 04.12.2017 № 30, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; организует исполнение местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
В соответствии со ст. 70, 71 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
В силу пп. 16, 17 Положения о главе Заволжского муниципального образования, утвержденным решением Совета Заволжского муниципального образования от 04.12.2017 № 30 глава поселения несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством. Ущерб, причиненный главой поселения в результате принятия неправомерных решений или совершения неправомерных действий, возвращается предприятиям, организациям и гражданам, которым причинен ущерб, на основании решения суда.
ФИО1 28.09.2016 избран главой Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области (л.д.11).
Решением Совета Заволжского муниципального образования от 28.02.2017 № 14 утвержден бюджет муниципального образования на 2017 год, которым была предусмотрена закупка товаров для муниципальных нужд в размере 593,9 тыс. руб. (л.д.12-15).
10.04.2017 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона <Номер> на право заключения контракта на поставку легкового автомобиля для нужд администрации Заволжского муниципального образования.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.04.2017 года победителем электронного аукциона признан участник ООО «Автоцентр ГАЗ» с правом заключения контракта на поставку легкового автомобиля. Начальная цена контракта установлена в размере 600 000 руб., т.е. с превышением лимитов бюджетных обязательств (л.д.160).
12.05.2017 между администрацией Заволжского муниципального образования в лице главы ФИО1 и ООО «АвтоцентрГАЗ» был заключен муниципальный контракт на поставку легкового автомобиля на сумму 598 000 руб. По условиям контракта сроки поставки товара: в течение 30 дней с момента заключения контракта (п.1.3); оплата производится без авансирования путем перечисления денежных средств с расчетного счета заказчика на расчетный счет поставщика по факту поставки товара в течение 10 рабочих дней со дня подписания сторонами акта приема-передачи на основании выставленного счета, счета-фактуры (п.2.3) (л.д.4-7).
ООО «Автоцентр ГАЗ» осуществило поставку транспортного средства, что подтверждается актом приема-передачи от 31.05.2017 (л.д.159).
В соответствии с условием контракта оплата должна быть произведена не позднее 15.06.2017. В установленный срок администрацией муниципального образования поставленный товар не оплачен.
В связи с невыполнением условий муниципального контракта ООО «Автоцуентр ГАЗ» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском о взыскании задолженности за поставленный товар. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03.10.2017 с администрации Заволжского муниципального образования в пользу ООО «Автоцентр ГАЗ» взыскан основной долг в размере 598000 руб., а также пени в размере 3518,53 руб. и государственная пошлина в размере 15 629 руб. Решение вступило в законную силу (л.д. 16-21).
На основании ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Во исполнение указанного решения за счет средств бюджета Заволжского муниципального образования произведена выплата ООО «Автоцентр ГАЗ» 14.12.2017 задолженности за поставленный товар в размере 598 000 руб., 28.03.2018 – пени в размере 3 518,53 руб., 11.05.2018 – государственная пошлина в размере 15629 руб. (л.д.22-25).
За принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих лимиты бюджетных обязательств, постановлением мирового судьи от 14.03.2018 глава администрации ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (л.д.56,57).
Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной ст. 1064 ГК РФ, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений. При этом необходима совокупность следующих условий - наличие ущерба, виновное и противоправное поведение причинителя вреда и причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и ущербом.
Суд пришел к выводу, что действия главы администрации ФИО1 послужили основанием для взыскания штрафных санкций за счет бюджета муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Общие требования к организации бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Положениями статьи 7 Закона № 402-ФЗ установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При этом руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Пунктом 5 инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. № 157н, установлено, что руководитель субъекта учета вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
Ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности администрации Заволжского муниципального образования осуществлялось муниципальным учреждением «Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Пугачевского муниципального района» в соответствии с договором о ведении бухгалтерского учета от 9 января 2017 года (л.д.36,37).
В силу п. 2.1 договора заказчик обязался своевременно предоставлять исполнителю необходимые первичные документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности, договоры, табели, акты выполненных работ и иную первичную документацию).
В силу п. 6.1 договора заказчик несет ответственность за достоверность, полноту сведений и надлежащее оформление документов, предоставляемых исполнителю.
Согласно п. 2 Порядка учета бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств местного бюджета, утвержденного приказом финансового управления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 17.01.2017 № 7, главные распорядители и получатели средств местного бюджета для постановки на учет закупок в рамках Федерального закона № 44-ФЗ представляют сведения о бюджетном обязательстве, муниципальный контракт, счета, акт приемки – сдачи выполненных работ (услуг), справки о стоимости выполненных работ, товарные накладные, иные документы, подтверждающие возникновение обязательства.
Из сводных реестров поступлений средств бюджета, реестра платежных поручений видно, что на дату объявления аукциона на право заключения контракта на поставку легкового автомобиля для нужд администрации Заволжского муниципального образования остаток бюджетных средств муниципального образования составлял 777 932,52 руб., что обеспечивало оплату закупки. На дату заключения муниципального контракта 12.05.2017 остаток бюджета составлял 454 322,18 руб., на 12.06.2017 – 351 371,95 руб. С 20.06.2017 регулярно осуществлялись платежи за услуги связи, электроэнергию, производилась выплата заработной платы. За период с 01.01.2017 по 14.12.2017 поступления в бюджет составили 123 201,14 руб. (л.д.45-55, 126-158).
Как следует из сообщения МУ «Централизованная бухгалтерия» необходимый пакет документов для постановки на учет и оплаты муниципального контракта поступил 08.12.2017. Данное обстоятельство ответчик не оспаривал. Таким образом, до указанной даты муниципальный контракт не был учтен как бюджетное обязательство и соответственно не оплачивался.
В этой связи суд считает, что действия ответчика ФИО1, направленные на принятие бюджетного обязательства в виде оплаты по контракту за поставленное транспортное средство, не обеспеченного необходимой суммой денежных средств в бюджете на дату исполнения обязательства, а также несвоевременное предоставление МУ «Централизованная бухгалтерия» необходимого пакета документов для постановки на учет и оплаты муниципального контракта находятся в причинной связи с понесенными администрацией убытками в виде выплаченных по решению суда штрафных санкций и государственной пошлины. Указанные действия являются виновными, что является основанием возникновения гражданско-правовой ответственности, имеется вступивший в законную силу судебный акт, подтверждающий размер убытков.
На основании вышеизложенного, учитывая признание ответчиком вины в несвоевременном исполнении муниципального контракта, суд пришел к выводу, что имеются правовые основания для возложения на ФИО1 обязанности по возмещению бюджету муниципального образования убытков в размере 19 147,53 руб.
В соответствии с п. 9 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу бюджета Пугачевского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере
765,90 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск заместителя Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу администрации
Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в счет возмещения убытков 19 147 руб. 53 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Пугачевского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 765 руб. 90 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22.06.2018.
Судья