ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4225/16 от 16.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2-4225/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2016 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Сапрыкиной Е.В.,

при секретаре Моисеевой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Раковой В.А. к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения и включении в список детей сирот, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Ракова В.А. обратилась в суд с иском к ответчику с требованиями признать решение комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания Раковой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес> незаконным и обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Исковое требование мотивировано тем, что Ракова В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Отец истицы ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Заволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО3 была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Раковой В.А.

Таким образом, истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем обратилась в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ранее занимаемых жилых помещениях приняла решение об отказе в установлении факта невозможности проживания Раковой В.А. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.

Истица считает, что данный отказ является незаконным по следующим основаниям.

До лишения ее матери родительских прав Ракова В.А. проживала и в настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение является муниципальной квартирой, которая состоит из двух комнат, общей площадью 48,60 кв.м. В указанной квартире зарегистрированы: ФИО3 (мать истицы), ФИО8 (истица), ФИО5 (сестра истицы) и ФИО6 (дочь сестры).

В ДД.ММ.ГГГГ году попечитель истицы - ФИО4 обращалась в Заволжский
районный суд г. Ульяновска с иском о принудительном обмене жилого помещения,
расположенного по адресу: <адрес>, но решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10 декабря 2015 года было отказано в удовлетворении исковых требований о принудительном обмене муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Данное решение было предоставлено ответчику, но Комиссия не приняла его
во внимание.

Поскольку истицей было представлено решение об отказе в принудительном
обмене жилого помещения в соответствии с законом, следовательно, решение комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания истицы в ранее занимаемом
жилом помещении по адресу: <адрес>, является незаконным.

Истица Ракова В.А. на иске настаивала, просила включить ее в очередь на получение жилого помещения в <адрес> пояснив, что ее отец умер, она осталась проживать с матерью, которая злоупотребляла спиртными напитками и сожительствовала с мужчиной, проявлявшей к ней (истице) нездоровый интерес. В ДД.ММ.ГГГГ ее забрала к себе жить тетя ФИО18, а через год мать лишили родительских прав и тетя стала ее опекуном. Все это время она проживала и продолжает проживать со своей тетей, т.к. достигнув совершеннолетия, не может вернуться в квартиру на <адрес>, в связи с тем, что мать с сожителем ее туда не пускают, с сестрой у нее также не складываются отношения.

Представитель истца адвокат Никонова Л.А. на иске настаивала, пояснив, что хотя истица и обеспечена нормой жилой площади, но не имеет возможности проживать в одной квартире с лишенной родительских прав матерью, а в иске о принудительном размене квартиры было отказано.

Представитель ответчика просила дело рассмотреть в свое отсутствие, в отзыве указав, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Ракова В.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать - ФИО12 решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Раковой В.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО4, пунктом 3 указанного распоряжения за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Распоряжением департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Раковой В.А. установлена опека по договору о приёмной семье, опекуном назначена ФИО4 Согласно справки формы 8 закреплённое жилое помещение является муниципальной двухкомнатной квартирой общей площадью 48,6 кв.м., в которой зарегистрированы 4 человека. Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека, зарегистрированное в данном
жилом помещении, составляет 12,2 кв.м., что более учётной нормы (решением
Ульяновской городской думы от 13.07.2005 № 136 «Об установлении учетной
нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена
учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв. м). В указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает мать Раковой В.А. - ФИО3 (наниматель жилого помещения), лишенная в отношении дочери родительских прав. В связи с этим, в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО4, действующая в интересах несовершеннолетней Раковой В.А., обратилась в суд с иском к ФИО3 о принудительном обмене муниципального жилого помещения. Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10.12.2015 в удовлетворении исковых требований ФИО4 было отказано, так как ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании варианты обмена жилого помещения, а также жилые помещения, на которые следует осуществить принудительный обмен, истцом не указаны. Также ФИО13 не были представлены доказательства того, что какие-либо варианты обмена занимаемой сторонами квартиры по договору социального найма, предлагались ею ответчикам. В соответствии с Порядком установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 25 марта 2013 г. № 96-П, документом, подтверждающим факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, является вступившее в законную силу
решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО8 отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, так как из представленного решения Заволжского районного суда г. Ульяновска
от 10.12.2015 следует, что ФИО4, действующей в интересах Раковой В.А., отказано в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании варианты обмена жилого помещения, а также жилые помещения, на которые следует осуществить принудительный обмен, истцом не указаны, а также не были представлены доказательства того, что какие-либо варианты обмена занимаемой сторонами квартиры по договору социального найма, предлагались ею ответчикам.

Представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просила дело рассмотреть в свое отсутствие, в отзыве указав, что с 01.01.2013 полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями исполняют два исполнительных органа государственной власти Ульяновской области Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области (до 29.07.2013 - Министерство образования Ульяновской области, до 25.11.2013 - Министерство труда и социального развития Ульяновской области) в части формирования списка детей-сирот, имеющих право на предоставление жилья, и Министерство (до 14.10.2013 – Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области) в части фактического приобретения жилья для детей-сирот в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Министерство не наделено полномочиями по формированию списка детей-сирот, имеющих право на предоставление жилых помещений, жилые помещения приобретаются на основании списка, сформированного Министерством здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области. Дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма после включения данных категорий лиц в список детей-сирот.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Ульяновской области в судебное заседание не явился, о слушании извещался.

Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав истца и ее представителя, допросив свидетелей, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 10, 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Согласно частей 1-3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

01.01.2013 вступил в силу Закон Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

В соответствии со ст. ст. 4, 5, 6, 8 указанного Закона дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом статьи 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее - список), осуществляется Министерством труда и социального развития Ульяновской области (в настоящее время Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия).

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» (в редакции от 21.12.2012) определен порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В силу ст. 9 указанного закона жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 № 644-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Судом установлено, что Ракова В.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ., ее родителями являются отец ФИО2, умерший ДД.ММ.ГГГГ. и мать ФИО3, лишенная родительских прав решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Министерства образования Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Раковой В.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО4 (проживающая <адрес>), пунктом 3 указанного распоряжения за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Распоряжением департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Раковой В.А. установлена опека по договору о приёмной семье, опекуном назначена ФИО4 (проживающая <адрес>).

Таким образом, в судебном заседании было достоверно установлено, что Ракова В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от 03.06.2016г. было отказано в установлении факта невозможности проживания Раковой В.А. в ранее закрепленном жилом помещении.

Суд находит данное решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и подлежащем отмене по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Ракова В.А. собственного жилья на территории Ульяновской области не имеет.

Согласно справки ф.8 от ДД.ММ.ГГГГ. в квартире общей площадью 48,60 кв.м. дома <адрес>, являющейся муниципальной собственностью зарегистрирована кроме самой истицы, также и ФИО3, лишенная родительских прав в отношении Раковой В.А.

Как следует из решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10.12.2015г. в удовлетворении исковых требований ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней Раковой В.А., к ФИО3 и ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО6, администрации г. Ульяновска о принудительном обмене муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> было отказано. При этом, как следует из мотивировочной части решения суда, основанием для отказа в иске послужило то, что ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании варианты обмена жилого помещения, а также жилые помещения, на которые следует осуществить принудительный обмен, истцом не указаны. Не представлено истцом и доказательств того, что какие-либо варианты обмена занимаемой сторонами
квартиры по договору социального найма, предлагались ею ответчикам. Вместе с тем, суд учитывает мнение лиц, зарегистрированных в спорном жилом помещении, единодушно возражавших против его обмена (размена), а также то обстоятельство, что в <адрес> свободный фонд муниципального жилья, который мог бы быть задействован в обмене, отсутствует.

Таким образом, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по совокупности оснований, в том числе категорический отказ ответчиков от обмена жилого помещения и отсутствия свободного фонда муниципального жилья, который мог бы быть задействован в обмене.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО4 суду пояснила, что она предпринимала меры по размену квартиры, в которой зарегистрирована ее подопечная Ракова В., но добровольно разменять квартиру не получилось, в иске ей также было отказано. В настоящее время, хотя племянница и достигла совершеннолетия и опека над нею была прекращена, девушка не может вернуться в квартиру, т.к. в ней проживает мать, злоупотребляющая алкоголем и сожитель матери, который еще в детстве пытался приставать к ребенку, в связи с чем, девочка и была отобрана у матери.

Свидетель ФИО14 суду пояснила, что осуществляет риэлтерскую деятельность и к ней обращалась ФИО18 с заданием подобрать размен муниципальной квартиры. Длительное время подыскивались варианты, но муниципальную квартиру разменять практически не возможно. Также она пыталась помочь приватизировать квартиру, но в нее даже попасть не представляется возможным.

Таким образом, суд приходит к выводу об установлении факта невозможности проживания Раковой В.А. в ранее занимаемом жилом помещений по адресу <адрес>.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что истица была выявлена на территории МО «г. Ульяновск», в данном же населенном пункте за нею было закреплено жилое помещение, в <адрес> она была передана под опеку и проживала, продолжает проживать и обучаться также на территории муниципального образования, суд считает, что она подлежит включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области на условиях найма специализированное жилое помещение в МО «город Ульяновск».

Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Раковой В.А. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от 14.06.2016г. об отказе в установлении факта невозможности проживания Раковой В.А. в ранее закрепленном жилом помещении.

Обязать Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить Ракову В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.В. Сапрыкина