ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4227/13 от 20.05.2013 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-4227/13

  РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2013 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи А.В.Маслюковой,

при секретаре Н.В.Трошиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Ульяновской области о признании недействительным постановления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Ульяновской области о признании недействительным постановления УПФР (ГУ) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, одновременно заявлено ходатайство о пропуске срока обращения в суд.

Заявление мотивировано тем, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела статус индивидуального предпринимателя.

ДД.ММ.ГГГГ УПФР (ГУ) в <адрес> в отношении ИП ФИО2 выставлено требование № об уплате задолженности по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 8191,08 руб. за 2007 год.

ДД.ММ.ГГГГ УПФР (ГУ) в <адрес> в отношении ИП ФИО2 вынесено постановление № о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 8191,08 руб. за 2007 год. Полагает, что данное постановление является незаконным.

Поскольку ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ на период обучения проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, то она не получала требования, постановления УПФР, а также постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, что является основанием для восстановления пропущенного для обращения в суд срока.

В судебное заседание ФИО2 не явилась, ее представитель ФИО4 в судебном заседании на доводах заявления настаивал. Пояснил суду, что ФИО2 при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя указала свой адрес регистрации в <адрес>. Об изменении места жительства в ИФНС по <адрес> не сообщила, в <адрес> на налоговый учет не встала. Квартира в <адрес> находится в собственности ФИО2 по настоящее время. В <адрес> ФИО2 бывает регулярно, однако не интересовалась о наличии у нее долгов, поскольку предпринимательскую деятельность не осуществляла.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Ульяновской области ФИО5 настаивала на пропуске заявителем срока обжалования постановления Пенсионного фонда. Пояснила суду, что ФИО2 зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя по месту своей регистрации в <адрес>. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ). Информация о месте жительства индивидуального предпринимателя содержится в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) (подп. «д» п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Регистрирующим органом, осуществляющим ведение ЕГРИП, является Федеральная налоговая служба (п. 5.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 3 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила ведения ЕГРИП)). Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны выполнить требования о постановке на учет по месту своей прописки. Все данные об ИП, включая его адрес, вносятся в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Если ИП меняет адрес прописки, то до июня 2011 года, он был обязан в течение трех дней со дня регистрации по новому адресу сообщить об этом в регистрирующий орган. С июня 2011 года о смене адреса регистрации ИП обязанность уведомления налоговых органов возложена на органы, производящие регистрацию физических лиц по месту жительства. Пенсионный фонд Российской Федерации автоматически регистрирует предпринимателя в течение пяти дней с момента представления в ПФР федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. ФИО2, сменив в 2010 году адрес регистрации, не сообщила об этом в налоговый орган. Поскольку ИП ФИО2 страховые взносы не уплачивала, заказной почтой ей было направлено по указанному ей адресу требование об уплате страховых взносов. Требование не исполнено в добровольном порядке, поэтому было вынесено постановление и направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения. По известному УПФР адресу до настоящего времени находится в собственности ФИО2 жилое помещение. Таким образом, извещение по судебной практике считается доставленным. Причины пропуска срока обращения в суд являются неуважительными. Кроме того, УПФР самостоятельно отказался от своих прав требований задолженности за 2007 год, о чем поставлен в известность судебный пристав-исполнитель.

Судебный пристав-исполнитель в судебном заседании считал доводы заявления необоснованными.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела/, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего если считает, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП.

В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, а также п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, далее – Правила ведения ЕГРН) при изменении индивидуальным предпринимателем места жительства налоговый орган, в котором предприниматель состоит на учете, на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, осуществляет снятие его с учета. Постановка на учет в налоговом органе по новому месту жительства индивидуального предпринимателя осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица.

Документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе, выдается (направляется) налоговым органом по новому месту жительства не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в ЕГРИП (абзац четвертый п. 5 Правил ведения ЕГРН).

Судом установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, место жительства ФИО2 указано: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ УПФР (ГУ) в <адрес> в отношении ИП ФИО2 вынесено постановление № о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 8191,08 руб., в том числе недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, пеней, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, пеней.

Указанное постановление были направлено заявителю по месту его жительства, указанному в выписке ИФНС, что подтверждается выписками из реестра.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В силу ст. 5 вышеуказанного федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели.

В силу ст. 18 вышеуказанного федерального закона плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 19 вышеуказанного федерального закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона. Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

В силу ст. 20 вышеуказанного федерального закона в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

По смыслу вышеизложенных правовых норм, ФИО2 была обязана производить уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, поскольку являлась и была зарегистрирована в установленном законом порядке индивидуальным предпринимателем.

Оспариваемые постановления в отношении ФИО2 приняты в соответствии с законом в пределах полномочий территориального органа УПФ РФ.

Кроме того, не свидетельствует о незаконности тот факт, что копии постановлений УПФ РФ заявителю были направлены по предыдущему месту жительства, так как сведения о месте жительства заявителя в УПФ РФ поступают от ИФНС в виде выписки из реестра. В выписке от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 указано место ее жительства – <адрес>10.

При таких обстоятельства, изучив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявление ФИО2 об оспаривании постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Ульяновской области следует оставить без удовлетворения.

Кроме того, суд рассматривая ходатайство о восстановлении срока, учитывает следующее.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Как следует из материалов дела, при подаче заявления о признании недействительным постановления Управления Пенсионного фонда ФИО2 заявила ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, в котором указала причины его пропуска.

Однако суд считает, что причины пропуска заявителем срока на обращение в суд не являются уважительными, поскольку приведенные заявителем обстоятельства, являются субъективными, зависящими только от самого заявителя, не прерывают течение процессуального срока, предусмотренного для обжалования ненормативных правовых актов.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что ФИО2 не представлены доказательства того, что у нее были объективные препятствия и не имелось реальной возможности для осуществления процессуальных действий по обжалованию постановления Управления Пенсионного фонда.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> Ульяновской области о признании недействительным постановления, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В.Маслюкова