Дело № 2-4229/2020 73RS0004-01-2020-006333-79 ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ульяновск 25 декабря 2020 года Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Киреевой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоненко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Комитет по защите прав потребителей» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действий УСТАНОВИЛ: СРОО ЗПП «Комитет по защите прав потребителей» обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 В обоснование своих исковых требований истец указал следующее. В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Устава Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Комитет по защите прав потребителей», в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей, соблюдения торгующей организацией Правил торгового обслуживания, членами Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Комитет по защите прав потребителей» 13.10.2020 в период с 12.27 до 13.10 час. было проведено мероприятие общественного контроля в магазине «Лидер», расположенном по адресу: <...>. В ходе проведения мероприятий общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно, в продаже находились головные уборы неизвестного происхождения по цене 399 рублей в ассортименте, отсутствует информация о производителе, состав сырья, размер изделия, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, дата изготовления; женское нижнее белье неизвестного происхождения в ассортименте, отсутствует информация о наименовании изделия, данные о производителе, размер изделия, состав сырья, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, дата изготовления; детские игрушки неизвестного происхождения в ассортименте, отсутствует информация о наименовании изделия, данные о производителе, дата изготовления, срок эксплуатации, состав сырья, возрастная категория предназначения товара, предназначение товара, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, дата изготовления; обувь неизвестного происхождения в ассортименте, отсутствует информация о наименовании изделия, данные о производителе, размер изделия, состав сырья, дата изготовления, рекомендации по уходу, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; отсутствует (на вывеске) информация о наименовании продавца (индивидуального предпринимателя), режим работы и место нахождение (юридический адрес); отсутствуют единообразные и надлежащим образом оформленные ценники; в кассовой зоне находится информационная запись следующего содержания «гарантия на товар 14 дней». Факт выявленных нарушений оформлен информацией о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей №88 от 13.10.2020 г. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, в соответствии со ст.ст. 4, 5, 7, 45, 46 Федерального закона «О защите прав потребителей», с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, Технического регламента «О безопасности продукции легкой промышленности» истец просит: признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту: реализации продукции (головные уборы неизвестного происхождения в ассортименте, женское нижнее белье неизвестного происхождения в ассортименте, обувь неизвестного происхождения в ассортименте), не отвечающей требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»; реализации продукции (детские игрушки неизвестного происхождения в ассортименте), не отвечающей требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»; отсутствия (на вывеске) информации о наименовании продавца(индивидуального предпринимателя), режима работы и место нахождение(юридический адрес), а также отсутствия единообразных и надлежащим образом оформленных ценников, в нарушение требований Постановления Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. «Правила продажи отдельных видов товаров» и Закона РФ «О защите прав потребителей»; введения потребителя в заблуждении относительно гарантийного срока на реализуемый товар и ущемления прав потребителя на возврат или обмен некачественного товара. Обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей по факту: реализации продукции (головные уборы неизвестного происхождения в ассортименте, женское нижнее белье неизвестного происхождения в ассортименте, обувь неизвестного происхождения в ассортименте), не отвечающей требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»; реализации продукции (детские игрушки неизвестного происхождения в ассортименте), не отвечающей требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»; отсутствия (на вывеске) информации о наименовании продавца (индивидуального предпринимателя), режима работы и место нахождение(юридический адрес), а также отсутствия единообразных и надлежащим образом оформленных ценников, в нарушение требований Постановления Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. «Правила продажи отдельных видов товаров» и Закона РФ «О защите прав потребителей»; введения потребителя в заблуждении относительно гарантийного срока на реализуемый товар и ущемления прав потребителя на возврат или обмен некачественного товара. Обязать Ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объёме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу через средства массовой информации на выбор ответчика. Председатель СРОО ЗПП «Комитет по защите прав потребителей» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие. Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.233 ч.3 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Суд считает возможным рассмотреть данное дело в порядке заочного судопроизводства. Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется защита его прав и свобод. На основании ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским Кодексом РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии со ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на предоставление ему необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли- продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке. В соответствии с п. 10 «Правил продаж отдельных видов товаров» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 продавец обязан довести до сведения покупателей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения, (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации, а также информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, которая размещается в удобных для ознакомления покупателя местах. Согласно п. 19 указанных Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены единицу товара. Таким образом, отсутствие (на вывеске) информации о наименовании продавца (индивидуального предпринимателя) и место нахождение (юридический адрес), отсутствия информации о государственной регистрации продавца (индивидуального предпринимателя) в удобном и доступном месте для потребителя, а также отсутствие единообразных и надлежащим образом оформленных ценников является нарушением ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п.п.10, 19 «Правил продаж отдельных видов товаров» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55. В силу пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Согласно ст. 3 Технического регламента ТС "О безопасности продукции легкой промышленности" ТС 007/2011 продукция легкой промышленности выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при её соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. В силу ст. 9 Технического регламента ТС "О безопасности продукции легкой промышленности" ТС 017/2011 маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; дату изготовления. В соответствии со ст. 12 настоящего регламента Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу продукции легкой промышленности или товарный ярлык единицы продукции. Согласно ст. 3 Технического регламента ТС "О безопасности игрушек" ТС 008/2011 игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статьи 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется. Игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке. Ст. 4 данного нормативного документа регламентирует правила маркировки продукции для детей и подростков, согласно которой маркировка должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование изделия; возрастная категория; дата изготовления; единый знак обращения на рынке государств-членов Таможенного союза. В соответствии со ст. 7 регламента Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу продукции для детей и подростков или товарный ярлык единицы продукции. Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В соответствии с п. 2 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления обращения о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). В силу п. 1 ст. 46 указанного Закона общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга лиц потребителей. В соответствии с п. 9 «Правил продаж отдельных видов товаров» настоящие правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Установлено и подтверждается материалами дела, что 13.10.2020, в соответствии с положениями ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей", Уставом организации СРОО ЗПП "Комитет по защите прав потребителей»" и на основании выданного его члену направления, осуществлен общественный контроль в магазине ИП ФИО1, расположенном по адресу: <...>, магазин «Лидер». В ходе проведения указанных мероприятий были выявлены нарушения, а именно: в продаже находились головные уборы неизвестного происхождения по цене 399 рублей в ассортименте, отсутствует информация о производителе, состав сырья, размер изделия, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, дата изготовления; женское нижнее белье неизвестного происхождения в ассортименте, отсутствует информация о наименовании изделия, данные о производителе, размер изделия, состав сырья, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, дата изготовления; детские игрушки неизвестного происхождения в ассортименте, отсутствует информация о наименовании изделия, данные о производителе, дата изготовления, срок эксплуатации, состав сырья, возрастная категория предназначения товара, предназначение товара, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, дата изготовления; обувь неизвестного происхождения в ассортименте, отсутствует информация о наименовании изделия, данные о производителе, размер изделия, состав сырья, дата изготовления, рекомендации по уходу, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; отсутствует (на вывеске) информация о наименовании продавца (индивидуального предпринимателя), режим работы и место нахождение (юридический адрес); отсутствуют единообразные и надлежащим образом оформленные ценники; в кассовой зоне находится информационная запись следующего содержания «гарантия на товар 14 дней». Факт реализации указанного товара с выявленными нарушениями, а также отсутствие информации о наименовании продавца, надлежащим образом оформленных ценников, подтверждается имеющейся в материалах дела информацией о проведенных мероприятиях общественного контроля от 13.10.2020. Информация о проведенных мероприятиях общественного контроля от 13.10.2020 составлена в присутствии продавца, которая расписалась в акте о проведении мероприятий общественного контроля № 88 от 13.10.2020. Какие-либо отметки о том, что продавец не согласен с выявленными нарушениями, в акте отсутствуют. Таким образом, установлено, что на момент проведения проверки магазина «Лидер» ИП ФИО1 в нем находились товары неизвестного происхождения, информация о которых отсутствовала, а также отсутствовали надлежащим образом оформленные ценники, предоставлена не надлежащая информация о гарантийном сроке товара. Доказательства иного материалы дела не содержат. Ответчик возражений относительно исковых требований не представил, тем самым подтвердил выявленные в ходе мероприятий общественного контроля нарушения. Самарская региональная общественная организация по защите прав потребителей "Комитет по защите прав потребителей" является общественной организацией, осуществляет свою деятельность на основании Устава, руководствуясь Конституцией РФ, и действующим законодательством РФ. Целью данной общественной организации является реализация и защита общих интересов, гражданских прав и свобод, содействие в защите прав потребителей на приобретение товаров (работ и услуг) надлежащего качества, на безопасность жизни и здоровья. Таким образом, истец вправе осуществлять общественный контроль на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания. Право общественных организаций требовать признания действий противоправными и прекращения таких действий закреплено в ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей. Проведенное СРОО ЗПП "Комитет по защите прав потребителей" мероприятие в отношении ответчика соответствует уставным целям и задачам общественной организации, проведение общественного контроля предусмотрено Законом РФ "О защите прав потребителей. В свою очередь, факт продажи товаров неизвестного происхождения, информация о которых отсутствовала, а также надлежащим образом оформленных ценников, предоставление не надлежащей информация о гарантийном сроке товара нашел свое подтверждение в суде и какими-либо допустимыми доказательствами данное обстоятельство не опровергнуто. При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования истца, суд пришел к выводу о том, что действия ИП ФИО1 являлись противоправными в отношении неопределенного круга потребителей в части выявленных нарушений, существенно нарушающих права и законные интересы неопределенного круга потребителей на надлежащие качество и безопасность товаров, в связи с чем, требования СРОО ЗПП "Комитет по защите прав потребителей» о признании установленных действий ответчика противоправными, а также об обязании ответчика прекратить противоправные действия являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 46 Федерального закона РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы", осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В соответствии с п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из ст. 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда. Признавав действия ответчика, выраженные в реализации продавцом продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя, в отсутствии необходимой информации, суд обязывает ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом. Оснований для ограничения ответчика в публикации принятого судом решения исключительно через печатное средство массовой информации не имеется, поскольку законом предоставлена возможность довести до сведения потребителей решение суда не только через средства массовой информации, но и иным способом. При этом, право выбора способа доведения решения суда до неопределенного круга потребителей, в силу положений ч. 2 ст. 46 ФЗ РФ № "О защите прав потребителей", принадлежит суду. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Комитет по защите прав потребителей» к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действий удовлетворить частично. Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя ФИО1, выразившиеся в реализации в магазине «Лидер», расположенном по адресу: <...> непродовольственных товаров – головных уборов, женского нижнего белья, детских игрушек, не отвечающим требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»; по отсутствию информации о наименовании продавца (индивидуального предпринимателя), режиме работы и месте нахождение (юридический адрес), а также единообразных и надлежащим образом оформленных ценников, в нарушение требований Постановления Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. «Правила продажи отдельных видов товаров» и Закона РФ «О защите прав потребителей»; введения потребителя в заблуждении относительно гарантийного срока на реализуемый товар. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить совершение противоправных действий по реализации продукции - головных уборов, женского нижнего белья, детских игрушек, не отвечающих требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»; а также по непредставлению информации о наименовании продавца (индивидуального предпринимателя), режиме работы и месте нахождения (юридический адрес), отсутствия единообразных и надлежащим образом оформленных ценников, и введения потребителя в заблуждении относительно гарантийного срока на реализуемый товар. Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда по данному делу в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска отказать. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в размере 300 рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья Е.В. Киреева. |