Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 16 ноября 2015 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Жапова Т.С.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора Тунгокоченского района Нордоповой Ж.Н.,
представителя ответчика - Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» - ФИО1, действующей на основании доверенности,
третьего лица не заявляющего самостоятельных требований - ФИО2,
при секретаре Вороновой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о возложении обязанности принять организационно-технические меры по созданию на территории муниципального района «Тунгокоченский район специализированной муниципальной автомобильной стоянки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением, мотивируя следующим.
Прокуратурой Тунгокоченского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлено отсутствие на территории муниципального района «Тунгокоченский район» специализированной автомобильной стоянки, предназначенной для хранения задержанных транспортных средств, запрещенных к эксплуатации в порядке ст.27.13 КоАП РФ, в связи с чем сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Шилкинский» не производится задержание транспортных средств и запрещение их эксплуатации с помещением на стоянку, что отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает угрозу общественному порядку, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, повреждения имущества.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организация охраны общественного порядка на территории муниципального района являются вопросами местного значения муниципального района.
В связи с этим просит суд обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять организационно-технические меры по созданию на территории муниципального района специализированной муниципальной автомобильной стоянки, предназначенной для хранения задержанных транспортных средств, запрещенных к эксплуатации в порядке ст.27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно: организовать и провести конкурс по определению организации, осуществляющей хранение на специализированной стоянке задержанных на территории района транспортных средств и перемещение транспортных средств на данную стоянку.
В ходе судебного заседания прокурор Нордопова Ж.Н. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации МР «Тунгокоченский район» - ФИО1 просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку администрация муниципального района «Тунгокоченский район» не наделена государственными полномочиями по вопросу создания специализированной муниципальной автомобильной стоянки, предназначенной для хранения задержанных транспортных средств, запрещенных к эксплуатации.
В судебном заседании третье лицо ФИО2 пояснил, что 17 сентября 2013 года между ним и Администрацией МР «Тунгокоченский район» был заключен договор, по условиям которого ему предоставлена субсидия в виде граната в размере <данные изъяты> на создание специализированной стоянки для хранения задержанного автотранспорта. В рамках указанного договора им создана специализированная стоянка для хранения задержанного автотранспорта.
В судебном заседании свидетель - старший государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД «Шилкинский» ФИО5 пояснил, что на территории муниципального района специализированные автомобильные стоянки, предназначенные для хранения задержанных транспортных средств, запрещенных к эксплуатации в порядке ст.27.13 КоАП РФ, отсутствуют, в связи с чем сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Шилкинский» задержание транспортных средств и запрещение их эксплуатации с помещением на стоянку не производится.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального района отсутствуют специализированные автомобильные стоянки, предназначенные для хранения задержанных транспортных средств, запрещенных к эксплуатации в порядке ст.27.13 КоАП РФ, в связи с чем сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Шилкинский» не производится задержание транспортных средств и запрещение их эксплуатации с помещением на стоянку.
Данное обстоятельство подтверждено пояснениями свидетеля ФИО6, сообщением начальника ОП по Тунгокоченскому району ФИО7 (л.д.10).
Представленные сторонами договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией МР «Тунгокоченский район» и индивидуальным предпринимателем ФИО2 о получении субсидий в виде грантов для создания специализированной стоянки для хранения задержанного автотранспорта, протокол заседания конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о проверке реализации гранта, выданного ИП ФИО2 на строительство автостоянки, платежные документы о приобретении строительных материалов не могут подтвердить наличие специализированной автомобильной стоянки, поскольку опровергаются пояснениями вышеуказанных лиц.
Доказательств, подтверждающих фактическое наличие на территории муниципального района специализированной автомобильной стоянки, предназначенной для хранения задержанных транспортных средств, а также её надлежащее функционирование, суду не представлено.
Согласно положениям статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных рядом статей данного Кодекса, применяется задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Из вышеуказанного следует, что специализированные стоянки предназначены для хранения транспортных средств, задержанных в связи с совершением административного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, и полномочия по их созданию необходимо рассматривать в рамках законодательства об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 1.3, 1.3.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления какими-либо собственными полномочиями в данной сфере не обладают. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
На основании п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность), регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пункту 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Принимая во внимание, что специализированные стоянки для хранения задержанных транспортных средств не являются объектами, входящими в состав автомобильных дорог, их создание не может быть отнесено ни к дорожной деятельности, ни к деятельности по использованию автомобильных дорог.
Кроме того, правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в силу статьи 2 которого обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Из правового анализа приведенного федерального законодательства следует, что создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не отнесено.
Действующие федеральные нормы возлагают на органы местного самоуправления обеспечение безопасности дорожного движения исключительно в рамках предоставленных полномочий по осуществлению дорожной деятельности, которая не включает в себя создание специализированных стоянок.
Между тем, статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Из изложенного следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может передать свои полномочия органам местного самоуправления, соблюдая при этом требования действующего законодательства, т.е. с разрешением вопроса о финансировании мер по организации специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.
Между тем, по настоящему спору установлено, что в предусмотренном законом порядке полномочия по созданию таких стоянок администрации муниципального района «Тунгокоченский район» не переданы, источники финансирования не определены, равно как и организационные формы участия органов местного самоуправления в создании поименованных выше стоянок.
Следовательно, правовых оснований возлагать обязанность по созданию специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств на органы местного самоуправления в федеральном законодательстве не установлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Тунгокоченского района не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Тунгокоченский район» о возложении обязанности принять организационно-технические меры по созданию на территории муниципального района «Тунгокоченский район специализированной муниципальной автомобильной стоянки отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд.
Председательствующий: ____________ Т.С. Жапов