ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-422/17Г от 24.10.2017 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-422/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 24 октября 2017 г.

Бейский районный суд

в составе председательствующего судьи Захаровой А.А.,

при секретаре Топоеве Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству финансов Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о взыскании расходов на погребение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству финансов Республики Хакасия, ГКУ Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» мотивировала требования тем, что 12 апреля 2015 г. возникла чрезвычайная ситуация, произошел природный пожар с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах Республики Хакасия, в результате чего сгорел жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, где проживали она и ее сын ФИО 1 который погиб в результате пожара. Финансовые средства, предусмотренные в виде пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации ею получены в полном объеме. Однако, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 апреля 2015 г. № 662-р из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, произошедших 12 апреля 2015 г. на территории Республики Хакасия Правительству РХ выделены бюджетные ассигнования 687680,0 тыс. рублей, в том числе до 80 тыс. руб. на выплату единовременного пособия на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации. Ее затраты на погребение сына ФИО 1 составили 50906 руб., которые просит взыскать с администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерства финансов Республики Хакасия, ГКУ Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района».

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, по делу привела вышеизложенные обстоятельства, дополнительно суду пояснила, что на похороны сына ею было потрачено < >., а именно, приобретены памятник, надписи на памятнике, ритуальные услуги в виде креста и и гроба. Ею получены пособие на погребение в связи с чрезвычайной ситуацией в размере < >. и пособие на погребение ФИО 1, как неработающего, в размере < >.

Представитель ответчика ГКУ Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что истец ФИО1 в качестве компенсации получила финансовую помощь в связи с полной утратой имущества в размере < >., единовременную материальную помощь в размере < >., а также единовременное пособие в размере < >., единовременное пособие на погребение в размере < >. Также Управлением социальной поддержки населения г.Саяногорск ФИО1 выплачено в качестве компенсации на погребение ФИО 1 в размере < >., как за неработающего члена семьи.

Представитель ответчика Министерства финансов Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд объяснения в письменной форме, в которых указал, что Министерство финансов Республики Хакасия не признает исковые требования. Действующим законодательством предусмотрены выплаты только на погребение в размере, установленном законодательством Российской Федерации, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 Закона № 8-ФЗ, но не превышающем 4000 руб. Согласно представленной в материалы дела справки ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Бейского района» истцу выплачено единовременное пособие в размере 1000000 руб. в связи с гибелью члена семьям в результате чрезвычайной ситуации и единовременное пособие на погребение члена семьи в размере 4000 руб.

Представитель ответчика администрации Бейского района Республики Хакасия в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика ГКУ Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия с 13.00 часов 12 апреля 2015 г. введен режим чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия, распоряжением главы администрации Бейского района от 12 апреля 2015 г. № 110-р введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Бейский район.

В силу ст. ст. 1, 3, п. п. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «г», «д», «е» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются бюджетные ассигнования для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека), выплата единовременного пособия: членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего) в равных долях каждому члену семьи; семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158 «Об утверждении Порядка организации выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи, единовременного пособия на погребение семьям граждан погибших (умерших) и единовременного пособия в связи с получением вреда здоровью из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее Постановление Правительства Республики Хакасия от 17 апреля 2015 г. № 158) предусмотрено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном вышеуказанными Правилами выделения бюджетных ассигнований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110.

Пунктом 8 Приказа МЧС России от 29 августа 2014 г. № 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» предусмотрено, что подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение выплат единовременного пособий членам семей (семьям) погибших (умерших) граждан, семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством Российской Федерации, гражданам, получившим вред здоровью в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Статья 10 указанного закона предусматривает, что в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей.

Статья 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Распоряжением Правительства РФ от 16 апреля 2015 г. № 662-р «О выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате природных пожаров, произошедших 12 апреля 2015 г. на территории Республики Хакасия» Правительству Республики Хакасия из резервного фонда выделены бюджетные ассигнования в размере 687680 тыс. рублей, в том числе до 80 тыс. рублей - на выплату единовременного пособия на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации.

Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, вследствие возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия природных пожаровединовременного пособия на погребение семьям граждан погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации в размере 4000 тысяч рублей на человека, а также единовременного пособия в связи с гибелью (смертью) члена семьи в размере 1000000 руб.

Из изложенного следует, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности в полном объеме возмещать гражданам убытки, возникшие в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 12 апреля 2015 г. в Бейском районе Республики Хакасия произошла чрезвычайная ситуация природного характера (пожар), в результате чего утрачен полностью жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором на момент пожара проживали ФИО1 с сыном ФИО 1

Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, справки о смерти от ДД.ММ.ГГГГФИО 1 умер ДД.ММ.ГГГГ по причине воздействия неконтролируемого огня в доме.

Как следует из справки ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Бейского района», истец ФИО1 получила единовременную материальную помощь в размере < > и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере < >., как лицо, включенное в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 г. в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Республики Хакасия по адресу: <адрес>, а также ей выплачено единовременное пособие в размере < >. в связи с гибелью члена семьи (сына ФИО 1 в результате чрезвычайной ситуации и единовременное пособие на погребение члена семьи в размере 4000 руб.

То есть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации свои обязательства по исполнению Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110, по отношению к истицу выполнили.

Таким образом, судом установлено, что заявление ФИО1 о выплате ей единовременного пособия как члену семьи погибшего ФИО 1 в результате чрезвычайной ситуации и единовременного пособия на погребение от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом было рассмотрено. ФИО1 была включена в список граждан, нуждающихся в получении единовременного пособия в связи с гибелью члена семьи в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 г.

На основании заявления ФИО1 в справке ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о выплате ей единовременного пособия как члену семьи погибшего ФИО 1 ФИО1 выплачено единовременное пособие на погребение в размере < > руб. и < > руб.

Истец обратилась с вышеуказанным иском в суд, полагая, что расходы на погребение сына, должны быть возмещены в полном объеме ответчиками.

Рассматривая заявленные исковые требования, суд пришел к следующему.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (ч. 2 указанной статьи).

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из анализа приведенных норм следует, что по иску о возмещении убытков в предмет доказывания входят следующие составляющие: факт причинения убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями, вина ответчика, размер убытков. Отсутствие одного из вышеуказанных элементов влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении убытков.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд исходит из того, что материальный ущерб ФИО1 причинен в результате создавшейся чрезвычайной ситуации природного характера, то есть такие составляющие, как вина ответчика и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями, отсутствуют. А в силу ст. ст. 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовая ответственность может наступать лишь при наличии вины.

В связи с изложенными обстоятельствами суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству финансов Республики Хакасия, ГКУ Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о взыскании расходов на погребение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству финансов Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» о взыскании расходов на погребение отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Бейский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Захарова

Справка: мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 30 октября 2017 г.

Судья А.А. Захарова