Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 мая 2019 года Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Коваленко О.П., при секретаре Конецкой Я.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-422/19 по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» об обязании выплатить государственное социальное обеспечение,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, в обоснование исковых требований указав, что прокуратурой района в ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (далее -Учреждение) проведена проверка исполнения законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, находящихся на полном государственном обеспечении, обучающихся в образовательных организациях <адрес> одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены.
Проверкой установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлась студентом данного Учреждения и находилась на полном государственном обеспечении, поскольку осталась без попечения родителей.
ФИО1, согласно ее возрастной категории, причиталось за период с сентября 2016 года по июнь 2017 года государственное социальное обеспечение в размере 310875,88 руб., из которых: сумма на обеспечение питанием составила 104 284,46 руб., на обеспечение одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия - 87 719,67 руб., на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием при выпуске -113 681,75 руб., ежемесячная компенсация на проезд - 2 500 руб. (250 руб. в месяц, 10 учебных месяцев), единовременным денежным пособием - 500 руб., ежегодное пособие на приобретение учебной литературой -2190 рублей.
Фактически ФИО1 выплачено 77483,32 рублей, из них на обеспечение питанием - 40 333,16 рублей, на обеспечение одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия – 1600,16 рублей, на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием при выпуске - 35 000 руб., компенсация за проезд - 550 рублей.
Таким образом, сумма невыплаченного социального обеспечения ФИО1 составила в размере 233 392,56 руб., из них на обеспечение питанием - 63 951,3 руб., на обеспечение одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия –86119,51 руб., на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием при выпуске - 78681,75 рублей, компенсация за проезд - 1 950,00 руб., единовременным денежным пособием - 500 руб., на ежегодное пособие на приобретение учебной литературы - 2190 руб.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» выплатить ФИО1 невыплаченное социальное обеспечение в указанном размере.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по указанным в иске основаниям, настаивая на возложение обязанности по выплате именно на ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики».
Истец ФИО1. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» ФИО3, ФИО4, действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении иска прокурора в интересах ФИО1 отказать, по указанным в отзыве основаниям.
Представитель ответчика Министерство Финансов РФ ФИО5, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска прокурора в интересах ФИО1 отказать к Министерству Финансов РФ, по указанным в отзыве основаниям.
Представитель ответчика Федеральное агентство связи Министерства связи массовых коммуникаций Российской Федерации (Россвязь) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержания и меры социальной, поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается предоставление детям-сиротам, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (статья 1 Закона N 159-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных и образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 6 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее - Постановление N 659) утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников федеральных государственных образовательных учреждений.
Постановление №659 утратило силу 28.09.2017 в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 18.09.2017 №1117, которым утверждены новые нормы и правила обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот.
Поскольку закон обратной силы не имеет и нормативными правовыми актами не установлено иное, к правоотношениям, возникшим до введения в действие указанных актов, применяются положения ранее действовавшего Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 № 659.
Возраст ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составлял 18 лет, то есть к ее обеспечению применяются нормы, установленные Постановлением № 659.
Финансирование расходов, связанных с реализацией данного постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти и иным получателям указанных средств на обеспечение деятельности соответствующих подведомственных учреждений (пункт 2).
Следовательно, действующим законодательством предусмотрены как ежегодные выплаты, так и единовременные выплаты при выпуске лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 №590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления» (далее - Постановление №590) утверждены Правила осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме и финансового обеспечения их осуществления (далее - Правила).
Согласно п. 9 Правил N 590 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий государственного органа по исполнению публичных обязательств производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Таким образом, для осуществления переданных полномочий до учреждений (как до получателей бюджетных средств) должны быть доведены лимиты бюджетных обязательств.
Пунктом 5 Правил установлено, что федеральный орган государственной власти (государственный орган) в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств федерального бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения могут осуществлять от имени государственных органов полномочия по исполнению перед физическим лицом публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме.
В соответствии с п.5 Правил утвержденных Приказом Россвязи от 29.12.2011 №361 «Об утверждении Порядка осуществления подведомственным Федерального агентству связи, федеральным бюджетным учреждением полномочий Федерального агентства связи по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме» (далее - Приказ №361) утвержден Порядок осуществления подведомственным Федеральному агентству связи федеральным бюджетным учреждением полномочий Федерального агентства связи по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
Настоящим Порядком определены правила осуществления подведомственным Федеральному агентству связи федеральным государственным образовательным бюджетным учреждением (далее -учреждение) полномочий Федерального агентства связи (далее - Россвязь) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, информация об исполнении которых согласована с Министерством финансов Российской Федерации
Согласно п.4 настоящего Порядка установлено, что исполнение публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Россвязи на указанные цели.
В соответствии с п.6 настоящего Порядка Учреждение обязано осуществлять оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели на соответствующий год.
Пунктами 7,8 настоящего Порядка предусмотрено, что учреждение вправе направлять в Россвязь предложения об уточнении объемов бюджетных ассигнований, необходимых для осуществления полномочий Россвязи по исполнению публичных обязательств, а так же учреждение несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее осуществление переданных ему полномочий Россвязи по исполнению публичных обязательств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм законодательства свидетельствует о том, что обязанность по выплате денежных обязательств по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее осуществление переданных ему полномочий несет Учреждение, то есть ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», которое и является надлежащим ответчиком по данному делу.
Доводы представителей ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», Россвязи, Минфина РФ, МинТруда РФ о невозможности выплаты ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., государственного обеспечения по причине дефицита финансирования из федерального бюджета, а также нарушения процедуры распределения бюджетных ассигнований федерального бюджета на расходы, связанные с социальным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку право ФИО1 на получение социального обеспечения не может быть поставлено в зависимость от межведомственного взаимодействия исполнительных органов РФ либо недостаточного финансирования.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась студентом ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» и находилась на полном государственном обеспечении. После окончания обучения ФИО1 получила компенсационные выплаты в размере 77483,32 рублей, из причитающихся 310875,88 рублей, то есть не в полном объеме, что не оспаривалось сторонами.
Согласно представленному истцом расчету, сумма невыплаченного социального обеспечения ФИО1 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 233 392,56 руб., из них на обеспечение питанием - 63 951,3 руб., на обеспечение одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия –86119,51 руб., на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием при выпуске - 78681,75 рублей, компенсация за проезд - 1 950,00 руб., единовременным денежным пособием - 500 руб., на ежегодное пособие на приобретение учебной литературы - 2190 руб.
Расчет истца проверен судом, признан правильным и сторонами не оспаривался.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что невыплата социального обеспечения ФИО1, являющейся лицом из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, находящимся на полном государственном обеспечении в ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики», на указанную сумму нарушает ее права как лица, относящегося к социально незащищенной категории населения на меры социальной поддержки и стимулирования, установленные федеральным законодательством, в связи с чем ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» обязано выплатить ей, государственное обеспечение за период с сентября 2016 года по июнь 2017 года в размере 233 392,56 руб. за счет федерального бюджета, выделенных на реализацию соответствующих полномочий
В соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем на основании ст. 100 ГПК РФ, с ответчика ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» подлежит взысканию в доход муниципального бюджета государственная пошлина в размере 5533,93 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» об обязании выплатить государственное социальное обеспечение удовлетворить.
Обязать ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» выплатить за счет средств федерального бюджета ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., государственное обеспечение за период с сентября 2016 года по июнь 2017 года в размере 233 392,56 руб., из них на обеспечение питанием - 63 951,3 руб., на обеспечение одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия –86119,51 руб., на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием при выпуске - 78681,75 рублей, компенсация за проезд - 1 950,00 руб., единовременным денежным пособием - 500 руб., на ежегодное пособие на приобретение учебной литературы - 2190 руб.
Взыскать с ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» в доход муниципального бюджета г.о.Самара государственную пошлину в размере 5533,93 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения.
Судья Коваленко О.П.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.