Решение
Именем Российской Федерации
07 ноября 2013 года поселок Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Мирюк Н.В., представителей заинтересованных лиц ФИО1 и ФИО2, выступающих по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействий администрации Нижнеингашского района по непринятию правил использования водных объектов общего пользования,
Установил:
Прокурор Нижнеингашского района Красноярского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц с просьбой (с учетом уточнения) признать бездействие администрации Нижнеингашского района по не разработке и не принятию Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований района, для личных и бытовых нужд, обязать администрацию Нижнеингашского района в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, осуществить разработку Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований района, для личных и бытовых нужд, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и обязать администрацию Нижнеингашского района в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, осуществить действия, направленные на принятие Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований района, для личных и бытовых нужд, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Свои заявленные требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории района расположены водные объекты общего пользования находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Нормативно правовой акт, устанавливающий правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований района, для личных и бытовых нужд, органами местного самоуправления Нижнеингашского района не принят. Отсутствие правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований района, для личных и бытовых нужд, нарушает права неопределенного круга лиц и создает препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнеингашского района Мирюк Н.В., заявленные требования (с учетом уточнения) поддержала в полном объеме, суду дала пояснения по сути заявления, просила суд требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Нижнеингашского района – ФИО1, выступающая по доверенности, с заявленными требованиями прокурора не согласна, просила суд в удовлетворении отказать в полном объеме, поскольку издание указанных правил допускается если водные объекты находятся в собственности муниципального образования. Поскольку право собственности на водные объекты отсутствует у администрации района кроме того нет водных объектов расположенных на двух межселенных территориях, то нет оснований и для принятия указанных правил.
Представитель Нижнеингашского районного Совета депутатов Красноярского края ФИО2 с заявленными требованиями прокурора в судебном заседании не согласился, поскольку в собственности района нет межселенных территорий на которых бы располагались водные объекты, оснований не имеется для принятия указанных правил.
Выслушав явившихся лиц, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а согласно части 4 этой статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 3 статьи 6 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Наряду с изложенным, полномочия органов местного самоуправления муниципального района в отношении территорий общего пользования определены в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где в п. 28 к вопросам местного значения отнесено осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, в частности, отнесено владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по охране водных объектов.
На основании ч. 2 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.
Из изложенного следует что полномочия, предоставленные органу местного самоуправления в части распоряжения водными объектами и прилегающими к ним территориями общего пользования, направлены на обеспечение рационального использования данных территорий и имеют пределы, оговоренные Водным законодательством.
Как видно из материалов дела и установлено судом, по результатам прокурорской проверки выявлено, что на территории Нижнеингашского района расположены водные объекты общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В адрес главы района было направлено предложение о внесении дополнений в перспективный план нормотворческой деятельности органов местного самоуправления района на второе полугодие 2013 года и представление об устранений нарушений водного законодательства в адрес главы администрации района. Однако согласно представленных ответов главы района и главы администрации района - указанные водные объекты не являются муниципальной собственностью района и не относятся к водным объектам общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований Нижнеингашского района, в связи с чем нет оснований для принятия нормативного правового акта, регламентированного ст. 27 Водного кодекса РФ.
Однако суд не может согласиться с доводами органов местного самоуправления относительно того, что данные водные объекты не относятся к водным объектам общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, а право собственности отсутствует у муниципального образования.
В ходе судебного заседания суду не было представлено каких – либо доказательств в обоснование заявленных возражений, в силу ст. 56 ГПК РФ, за исключением теоретических выкладок и личного мнения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, согласно ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, существует приоритет федеральной государственной собственности на водные объекты. Исключение составляют такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ).
При этом статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, включая вопросы деятельности органов местного самоуправления в сфере водных отношений.
Так, согласно ст. 14 ФЗ № 131 – ФЗ к вопросам местного значения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья и осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях.
Кроме того, согласно п. 26 ст. 7 Устава муниципального образования Нижнеингашский район, принятого решением Нижнеингашского районного Совета депутатов № от "дата", к вопросам местного значения района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе самостоятельно урегулировать правоотношения в целях реализации своих полномочий, установленных частями 2 и 3 статьи 27 Водного кодекса РФ и принять соответствующий нормативный правовой акт.
Исходя из изложенного, требования прокурора подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд,
Решил:
Заявленные требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие администрации Нижнеингашского района по не разработке и не принятию Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований района, для личных и бытовых нужд, незаконным.
Обязать администрацию Нижнеингашского района в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, осуществить разработку Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований района, для личных и бытовых нужд, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Нижнеингашского района в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, осуществить действия, направленные на принятие Правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований района, для личных и бытовых нужд, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: