ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-422/2013 от 12.09.2013 Сосновского районного суда (Нижегородская область)

  Дело № 2-422\2013.

                                                         РЕШЕНИЕ.

                                     Именем Российской Федерации.

 Р.п. Сосновское

 Нижегородская область                                                                    <***>

         Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Охтомова А.В., при секретаре Андроновой О.М., с участием истца ФИО1, представителя ответчика от Земского собрания ... муниципального района Нижегородской области ФИО2, действующего на основании доверенности, представителя третьего лица от Главного Управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области - ФИО3, действующая на основании доверенности,

        рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Земскому собранию ... муниципального района Нижегородской области о признании решения Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***> недействующим и отменить,

                                                           УСТАНОВИЛ:

 Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Земскому собранию ... муниципального района Нижегородской области с требованиями о признании решения Земского собрания ... муниципального района, Ниж. области от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района (в новой редакции) в части внесения дополнений в ст. 31 (п.3,ч.2) «Главе местного самоуправления района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе устанавливается ежемесячная выплата в размере, установленном правовым актом Земского собрания ... муниципального района Ниж. области «и ст. 39 Устава ... муниципального района (в части исключения ее из Устава) недействующим и отменить.

 На основании определения Сосновского районного суда в качестве третьего лица для участия в процессе привлечены ГУ Министерство юстиции РФ по Ниж. области.

     В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал и пояснил, что Земским собранием ... муниципального района Ниж. области принят муниципальный нормативный правовой акт - решение Земского собрания от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района (в новой редакции), который опубликован в районной газете «... вестник» <***> <***> ( выпуск <***>, приложение к газете «Семь дней») и вступил в силу через 10 дней после опубликования. Согласно п.4, ст. 7 Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Однако, отдельные положения решения Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района» (в новой редакции) противоречат действующему законодательству, а именно вышеуказанным решением, п. 3, ст. 31 Устава ... муниципального района дополнен ч. 2 следующего содержания: «Главе местного самоуправления района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе устанавливается ежемесячная выплата в размере, установленном правовым актом Земского собрания ... муниципального района Нижегородской области». Глава местного самоуправления ... муниципального района в соответствии с Уставом района и решением Земского собрания ... муниципального района «Об избрании главы местного самоуправления ... муниципального района» от <***> № <***> осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Согласно п. 5.1. ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131- ФЗ «Гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Закон Ниж. области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» от 03 октября 2008 г. № 133-3 (ст.3, ч.1) в свою очередь также закрепляет, что «Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Ниж. области. Однако, не вышеназванные федеральный и областной законы, ни иные федеральные законы, иные законы Ниж. области, не предусматривают установления ежемесячных выплат выборному должностному лицу местного самоуправления - главе местного самоуправления муниципального района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе. Согласно п. 11, ст. 4 вышеназванного Закона Ниж. области № 133 - 3 от 03 октября 2008 г. к гарантиям осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления относится: «11) возмещение расходов депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», а ст. 15 данного Закона относит к этой гарантии следующее «1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления возмещаются связанные с осуществлением их полномочий транспортные расходы, расходы на командировки». Согласно ч.2, ст.5 данного Закона «Выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, на основе его письменного заявления освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы, в том числе посредством предоставления отпуска без сохранения заработной платы на время осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления». Следовательно, принятое решением Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***> изменения в Устав ... муниципального района в части установления главе местного самоуправления ... муниципального района ежемесячных денежных выплат, не соответствует действующему законодательству.

       Также решением Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района» в нарушение действующего законодательства исключена «Статья 39. Контрольно - счетная комиссия», которая регламентировала порядок формирования и принципы деятельности контрольно - счетного органа муниципального образования. Наличие контрольно - счетного органа в муниципальном образовании предусмотрено Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131 - ФЗ (ст.38), а также Федеральным Законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» от 07 февраля 2011 г. № 6 - ФЗ и Закона Ниж. области «О регулировании отельных правоотношений, связанных с деятельностью контрольно - счетных органов муниципальных образований Нижегородской области от 07 октября 2011 г. № 137 - З.

 Порядок принятия муниципального нормативного правового акта о внесении в Устав муниципального образования изменений и дополнений регулируется ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст. 44 Устава ... муниципального района. Однако, при принятии Земским собранием ... муниципального района решения «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района от <***> № <***>», этот порядок был нарушен. 1. Согласно п.4 ст.44 ФЗ № 131 проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию, аналогичная норма содержится в п. 3, ст.44 Устава ... муниципального района. Однако, в опубликованном <***> в районной газете «... Вестник - официальном печатном органе, проекте изменений и дополнений в Устав муниципального района Ниж. области, нет положений об исключении из Устава ст. 39. «Контрольно - счетная комиссия». Соответственно, на проходивших <***> публичных слушаниях по проекту вносимых в Устав изменений и дополнений, которые в данном случае обязательны, исключение из Устава ст. 39 не обсуждалось. Согласно п.4, ст. 28 ФЗ № 131, ст. 14 «Публичные слушания» Устава ... муниципального района, результаты публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, подлежат опубликованию. Данная процедура также не была выполнена. На заседании Земского собрания <***> при обсуждении проекта и принятии решения «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района», ст. 39 «Контрольно - счетная комиссия» также не рассматривалась, депутаты Земского собрания за исключение из Устава данной статьи не голосовали, что является грубым нарушением положений Федерального закона и Устава района о порядке принятия правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования. <***> он обратился в прокуратуру Нижегородской области с просьбой провести прокурорскую проверку законности и обоснованности ряда внесенных в Устав ... муниципального района изменений и дополнений, принятых решением Земского собрания от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района». <***> письмом за № <***> и.о. прокурора ... района Л. уведомил его, что по результатам проведенной проверки главе местного самоуправления ... муниципального района направлено представление об устранении выявленных нарушений закона. <***> данное представление прокурора района было рассмотрено на заседании Земского собрания ... муниципального района. Однако, практически без обсуждения оно было отклонено и до сегодняшнего дня принятое по данному вопросу решение Земского собрания ... муниципального района не опубликовано. В соответствии с ч.1, п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений органов местного самоуправления, в результате которых, по их мнению, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. Оспариваемое им решение Земского собрания от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района» в указанных выше частях, по его мнению не соответствует действующему законодательству РФ. Принятие муниципального нормативного правового акта - решения Земского собрания от <***> № <***> проходило с нарушением Федерального закона № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава ... муниципального района, а следовательно незаконно. Считает, что это нарушает его права и законные интересы на участие в решении вопросов местного самоуправления, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поскольку постоянно проживает на территории ... муниципального района. Является добросовестным налогоплательщиком, ежемесячно уплачивает налоги на доходы физических лиц, который в соответствии с бюджетным законодательством РФ зачисляется в местный бюджет и идет на финансирование вопросов местного значения, а также на содержание должностных лиц и специалистов органов местного самоуправления. Просит признать решение Земского собрания ... муниципального района, Ниж. области от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района (в новой редакции) в части внесения дополнений в ст. 31 (п.3, ч.2) «Главе местного самоуправления района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе устанавливается ежемесячная выплата в размере, установленном правовым актом Земского собрания ... муниципального района Ниж. области и статью 39 Устава ... муниципального района (в части исключения ее из Устава) - недействующим и отменить.

        Представитель ответчика от Земского собрания ... муниципального района, Ниж. области - ФИО2 исковые требования ФИО1 полностью не признают и пояснил, что считают требования, изложенные в исковом заявлении о признании недействующим решение Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района» (в новой редакции) в части внесения дополнений в ст. 31 (п. 3, ч.2) «Главе местного самоуправления района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе устанавливается ежемесячная выплата в размере, установленном правовым актом Земского собрания ... муниципального района Ниж. области» и ст.39 Устава ... муниципального района (в части исключения её из Устава), необоснованными по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области установлены Законом Нижегородской области от 03 октября 2008 г. № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области». Установленный перечень гарантий является открытым, в связи с чем в уставе муниципального образования могут быть рассмотрены иные гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе.

 Далее, ст. 2 Закона Ниж. области от 03.10.2008 г. № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области».

 Ст. 3 - порядок установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

 1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Нижегородской области.

 2. Финансирование реализации гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется за счет средств местного бюджета, за исключением гарантии пенсионного обеспечения лиц, замещавших выборные муниципальные должности, предусмотренной п. 14 ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, финансирование которой осуществляется за счет средств областного бюджета.

 3.Порядок предоставления гарантий, установленных уставом муниципального образования, за счет средств местного бюджета, а также порядок их финансирования и размеры денежных выплат, связанных с обеспечением гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются решением представительного органа муниципального образования, если иное не установлено федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Нижегородской области.

 В абзаце 2 ч. 3 ст. 31 Устава ... муниципального района Нижегородской области «устанавливается ежемесячная выплата в размере, установленном правовым актом Земского собрания ... муниципального района Нижегородской области». Иными словами гарантируется.

 Данные изменения опубликованы в газете «... вестник» от <***> <***>, прошли обсуждения на публичных слушаниях (замечаний по данной ст. 31 Устава при обсуждениях не было - приложение 1. протокол публичных слушаний от <***>). Внесенные изменения и дополнения в Устав района приняты единогласно (присутствовало 16 из 18 депутатов) на Земском собрании ... муниципального района (решение от <***> <***>). Вопросов не было ни у депутатов, ни у прокурора района, ни у присутствующих на заседании представителей общественности (приложение 2. Протокол заседания Земского собрания <***> от <***>).

 Решение <***> было принято прокуратурой <***> (приложение 3 - выписка из журнала).

 <***> ГУ Министерства юстиции по Ниж. области письмом <***> отказало в государственной регистрации Решения Земского собрания ... муниципального района от <***> <***>-р (приложение 4. письмо Минюста). После устранения замечаний проект изменений был вынесен на заседание Земского собрания ... муниципального района <***> и принят единогласно 17 из 17 присутствующих депутатов без замечаний в части оспариваемых заявителем вопросах (приложение 5.- Решение № <***> от <***> и протокол заседания Земского собрания ... муниципального района, а так же можно прослушать аудиозапись заседания Земского собрания, где с 1 часа 42 мин. по 1 час 52 мин. звучит голос выступающего, который озвучивает вносимые изменения по всем изменяемым статьям Устава). 30 августа и <***> на заседаниях Земского собрания присутствовал прокурор района. Протеста прокурора на данные решения не было.

 В ГУ Министерства юстиции по Ниж. области направляются все необходимые для регистрации Устава района документы.

 <***> ГУ Министерства юстиции по Ниж. области письмом за <***> извещает главу МСУ района о государственной регистрации изменений и дополнений в Устав, принятые решением Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***>., отмечено на титульном листе Устава <***>.

 <***> решением Земского собрания № <***> главе местного самоуправления ... муниципального района устанавливается ежемесячная денежная выплата (приложение 6. - Решение № <***> от <***>).

 Кроме того, в силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

 В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: - принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; - принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; - заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

 Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

 Бюджетом ... муниципального района Ниж. области на <***> г., утвержденным решением Земского собрания ... муниципального района Ниж. области от <***> № <***> предусмотрены средства на обеспечение оспариваемой гарантии главе местного самоуправления ... муниципального района (приложение 7.- решения от <***> <***> и от <***> <***>).

 Все решения по бюджету и его исполнению проходили публикацию в печати, Интернете, обсуждались на публичных слушаниях, комиссиях ЗССМР и на его заседаниях в присутствии работников прокуратуры и представителей общественности. Замечаний по бюджету в части выплат главе МСУ не было.

 Таким образом, установление Уставом ... муниципального района Ниж. области главе местного самоуправления ежемесячной выплаты обосновано Законом Ниж. области от 3 октября 2008 г. № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» и не противоречит федеральному законодательству.

 По вопросу исключения ст. 39 из Устава ... муниципального района Ниж. области поясняю следующее:

 В соответствии ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 1.Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.«….»

 7. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

 8. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 9. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

 Решением Земского собрания ... муниципального района Ниж.области от <***> <***> принято Положение о контрольно-счетной инспекции ... муниципального района. «В соответствии со ст. 1 Положения - Контрольно-счетная инспекция ... муниципального района (далее - контрольно-счетный орган) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Земским собранием ... муниципального района (далее - Земское собрание) и ему подотчетна».

 Так как контрольно-счетная инспекция создается при Земском собрании, то решено было ст. 39 Устава «исключить» и считать этот контрольный орган в структуре Земского собрания.

 Финансирование контрольно - счетной инспекции было заложено в бюджет района, составлено штатное расписание Земского собрания, в котором предусмотрена должность председателя контрольного органа и финансирование данной должности.

 «Исключение» из Устава ... муниципального района Ниж. области ст. 39 было изложено в проекте решения Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав района», доведено до сведения депутатов перед Земским собранием.

 <***> данный вопрос был озвучен на заседании Земского собрания ... муниципального района Ниж. области при обсуждении данного вопроса и принят единогласно 17 из 17 присутствующих депутатов без замечаний (см. Решение <***> от <***> и протокол заседания Земского собрания, а так же можно прослушать аудиозапись заседания Земского собрания, где с 1 ч. 42 мин. по 1 ч. 52 мин. звучит голос выступающего, который озвучивает вносимые изменения по всем изменяемым статьям Устава). Таким образом, на основании изложенного, считаем исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

        Представитель третьего лица от ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области ФИО3 возражает относительно исковых требований ФИО1 и пояснила, что Главное управление Министерства юстиции РФ по Ниж. области считает требования ФИО1 о признании недействующим Решения Земского собрания Сосновского муниципального района Ниж. области <***> от <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района» в части внесения дополнений в ч. 2 п. 3 ст. 31 и ст. 39 Устава ... муниципального района и отмене необоснованными и незаконными. Согласно ч. 6 ст. 44 ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. В соответствии с п. 24 Положения о ГУ Министерства юстиции РФ по субъекту РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ № 146 от 21.05.2009 г. Главное управление осуществляет установленном порядке государственную регистрацию муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Ч. 2 ст. 1 ФЗ от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» установлено, что государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований. В силу ч. 4 ст. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ). Руководствуясь нормами Федерального закона № 97-ФЗ, а также Методическими рекомендациями по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 31.05.2012 г. № 88, Главным управлением с соблюдением установленной процедуры и сроков <***> проведена государственная регистрация Решения Земского собрания ... муниципального района Ниж. области от <***> <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района», присвоен государственный регистрационный номер <***> Относительно доводов истца о противоречии отдельных положений Решения федеральному законодательству полагаем следующее. В исковом заявлении указано, что Решение противоречит ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ и ст. 4 закона Нижегородской области от 03.10.2008 г. № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» в части установления главе местного самоуправления района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, ежемесячной выплаты в размере, установленной правовым актом Земского собрания ... района. Этот вывод является неверным. Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Во исполнение данных положений принят Закон № 133-З, ч. 3 ст. 4 которого для выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, установлен перечень гарантий, включающий иные гарантии, которые определяются непосредственно уставом муниципального образования. В соответствии с федеральным законодательством объем гарантий осуществления полномочий выборного должностного лица регламентирован законом субъекта РФ и предусматривает возможность установления уставом муниципального образования дополнительных гарантий для данного лица. В силу абзаца 4 п. 1 ст. 9, п. п. 1, 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установление и исполнение расходных обязательств муниципальных образований относится к бюджетным полномочиям муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источника финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Считаем, что Решение в части установления ежемесячной выплаты главе местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, не противоречит федеральному и региональному законодательству, принято в соответствии с его нормами. По поводу исключения из Устава ... района ст. 39, регламентирующей порядок формирования и принципы деятельности контрольно-счетной комиссии, что является нарушением федерального законодательства. С данной позицией нельзя согласиться. В соответствии с п. 27 ст. 21 Устава ... района к компетенции Земского собрания отнесено формирование контрольно-счетной комиссии. Ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» предусматривает возможность устанавливать наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования как уставом муниципального образования, так и нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исключение из Устава статьи о контрольно-счетном органе не противоречит федеральному законодательству, поскольку вышеуказанное полномочие Земского собрания может быть реализовано путем принятия им отдельного нормативно-правового акта, устанавливающего наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования в соответствии с настоящим федеральным законодательством. Исключение данной статьи обусловлено изменениями федерального законодательства и необходимостью приведения положений Устава ... района в соответствие с ним. Также истец указывает на нарушение процедуры принятия Решения в части отсутствия в опубликованным и прошедшем публичные слушания проекте Решения положений об исключении из Устава ... района ст. 39. Эти доводы основаны на неверном толковании положений законодательства. В соответствии с ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Проект Решения, а также постановление о назначении публичных слушаний были опубликованы в газете «... вестник» от <***> <***>. Далее согласно положениям п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав должен выноситься на публичные слушания. Публичные слушания по проекту Решения проведены <***> <***> Земским собранием принято Решения <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района (в новой редакции)», которое с вышеуказанным комплектом документов поступило в Главное управление на государственную регистрацию <***> (вх. <***>). По результатам рассмотрения данного акта принято решение об отказе в государственной регистрации от <***> в связи с выявленными противоречиями федеральному законодательству. Однако, на основании ч. 8 ст. 4 Федерального закона № 97-ФЗ принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении, при этом указанный федеральный закон не определяет процедуру повторного представления муниципального правового акта о внесении изменении в устав муниципального образования на государственную регистрацию. Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ не требуется официальное опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами. Повторного опубликования проекта Решения с учетом изменений и предложений, внесенных при обсуждении проекта, законодательство не предусматривает. На основании изложенного <***> на заседании Земского собрания принято Решение с учетом замечаний, указанных в заключении об отказе Главного управления. Согласно ч. 5 ст. 44 и ч. 13 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Указанная процедура также была соблюдена, что подтверждается протоколом заседания Земского собрания от <***> <***>. Также хочу отметить, что целью проведения публичных слушаний является ознакомление населения с документами и получение возможных предложений и дополнений. Все предложения и замечания граждан представительным органом муниципального образования рассматриваются при принятии муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав, представительный орган муниципального образования, обладая исключительной компетенцией на издание указанного акта, самостоятельно принимает решение о необходимости их включения. Установленная законодательством длительная процедура принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования направлена на возможность доработки первоначального проекта, в связи с чем опубликованный проект муниципального правового акта не должен в обязательном порядке совпадать с принятым муниципальным правовым актом. Таким образом, мы считаем, что установленный Федеральным законом № 131-ФЗ порядок принятия Решения нарушен не был, процедура внесения изменений в Устав ... района соблюдена в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления. На основании изложенного просим в удовлетворении искового заявления ФИО1 о признании Решения Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района» (в новой редакции) в части внесения дополнений в ст. 31 п. 3 ч. 2 и в части исключения ст. 39 из Устава ... муниципального района недействующим и подлежащем отмене, отказать.

        И.о. прокурора Сосновского района, Ниж. области ФИО4 считает исковые требования в части подлежат удовлетворению и дал заключение, что прокуратурой Сосновского района вносился протест в Земское собрание по вопросу внесения изменений в Устав ... района. Представитель органа местного самоуправления говорит, что прокуратура не реагировала, однако они внесли протест, который был рассмотрен на заседании Земского собрания <***> и отклонен. Присутствовал несколько раз на заседаниях Земского собрания, никаких дискуссий там не было, депутаты принимают решения, которые ставятся на голосование без дискуссий. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Закон Нижегородской области № 133-З устанавливает гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц. Выборному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, устанавливается денежная выплата. Представитель ответчика приводит доводы, что перечень гарантий является открытым, и представительный орган может устанавливать любые гарантии. Однако, законом установлено, что могут быть установлены любые гарантии, к которым отнесены гарантии, перечисленные в п.п. 1-5, 11, 13, за исключением п. 12 - оплата труда. Установление такой гарантии, как оплата труда, лицу, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, является незаконным. Считают, что в этой части исковые требования обоснованы. Установление денежного содержания главе местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, противоречит Закону Нижегородской области № 133-З от 03.10.2008 г. «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области», даже установление 50% от размера денежного содержания лица, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе. А по поводу исключения ст. 39 из Устава ... района считают, что это не противоречит законодательству, есть положение о контрольно-счетном органе, утвержденное представительным органом. Исключение данной статьи или оставление ее в силе каким-либо образом на соответствие Устава законодательству не влияло. Но имеются нарушения процедуры принятия решения. До направления изменений повторно на регистрацию они должны были быть опубликованы и вынесены на публичные слушания в целях приведения в соответствие законодательству. Имеется положение Устава относительно необходимости публикации результатов публичных слушаний, что сделано не было. Считают, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

       Выслушав стороны, мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему заключению.

          В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 реализуя свое конституционное и гражданское право, <***> первоначально, а затем <***>, обратился в суд с исковым заявлением, обжалуя решение Земского собрания ... муниципального района от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района».

       Вышеуказанным решением Земского собрания ... муниципального района в ст. 31, п. 3 Устава ... муниципального района внесено дополнение: «Главе местного самоуправления района, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе устанавливается ежемесячная выплата в размере, установленном правовым актом Земского собрания ... муниципального района Нижегородской области» (л.д. 26).

       Кроме этого тем же решением, из Устава ... муниципального района исключена ст. 39 «Контрольно счетная комиссия» (л.д. 26, стр.2).

       Решение Земского собрания ... муниципального района Нижегородской области от <***> № <***> опубликовано в средствах массовой информации ... муниципального района, а именно в газете «... вестник» <***> <***> и вступило в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, то есть с <***>

 Согласно ст. 253 ГПК РФ - Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 В соответствии со ст. 256 ГПК РФ - 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

 2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 Суд, принимая во внимание положения ст. 256ГПК РФ, установил, что истцом ФИО1 не соблюдены сроки обращения с исковым заявлением в суд, которые определены по данной категории гражданских дел ст. 256 ГПК РФ. Вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков, суд обсуждает независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство лица участвующие в деле.

 В судебном заседании истец ФИО1 пояснил, что о нарушении его прав как гражданина ... муниципального района, относительно внесения изменений и дополнений в Устав ... муниципального района решением Земского собрания ... муниципального района от <***> <***>, ему стало известно после отклонении протеста прокурора Сосновского района Нижегородской области решением Земского собрания ... муниципального района Нижегородской области от <***> <***> После чего он, <***> первоначально, а затем <***>, вынужден был обратиться с заявлением в суд за защитой своих прав.

 Однако, доводы истца ФИО1 о том, что о нарушенном своего права стало ему известно после отклонения протеста прокурора <***>, суд находит необоснованным, поскольку, в деле имеется заявление ФИО1 от <***> на имя прокурора Нижегородской области, в котором излагает обстоятельства, послужившие в дальнейшем предметов его искового заявления и в частности оспаривания решения Земского собрания ... муниципального района Нижегородской области от <***> за № <***> (л.д. 46 - 48).

 Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

 Срок обращения в суд с заявлением начинает течь с <***>, исходя из того, что истцу ФИО1 о нарушении его прав стало известно <***> Трехмесячный срок обращения в суд, истек соответственно, <***> С исковым заявлением об оспаривании нормативно правового акта истец ФИО1 обратился первоначально <***>, заведомо с пропуском трехмесячного срока обращения в суд (л.д. 15).

 Обязанность доказывания обстоятельств пропуска трехмесячного срока обращения в суд, возложена законом на истца. Но, поскольку ФИО1 доказательств соблюдения установленного законом срока обращения в суд, уважительности причин его пропуска не представил, то оснований его восстановления, суд не находит.

 При установлении факта пропуска без уважительных причин трехмесячного срока суд, исходя из положений ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления ФИО1 в судебном заседании, так как данное обстоятельство нашло свое подтверждение в судебном заседании и установлено судом.

 На основании изложенного руководствуясь ст. 194-198, 251-253, 256 ГПК РФ, суд,

                                                              РЕШИЛ:

 ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований опризнании решения Земского собрания ... муниципального района, Ниж. области от <***> № <***> «О внесении изменений и дополнений в Устав ... муниципального района» (в новой редакции) в части внесения дополнений в статью 31 ( пункт 3,ч.2) «Главе местного самоуправления района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе устанавливается ежемесячная выплата в размере, установленном правовым актом Земского собрания Сосновского муниципального района Ниж. области» и статью 39 Устава Сосновского муниципального района (в части исключения ее из Устава) недействующим и отменить его - отказать в связи с пропускомбез уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд.

 Решение Сосновского районного суда, Нижегородской области может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд, через Сосновский районный суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.

 Решение не вступило в законную силу.

 Судья                                                                                 ОХТОМОВ А.В.