ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-423-18 от 01.02.2018 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-423-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе:

председательствующего Крайнова О.Г.,

при секретаре Отрадновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 01.02.2018 года

гражданское дело по иску Прокурора г. Анжеро-Судженска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергостройснабэкспертиза» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Анжеро-Судженска обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергостройснабэкспертиза» (ООО «ЭССЭ») о понуждении к совершению действий.

Свои требования мотивирует тем, что Прокуратурой городабыла проведена проверка исполнения требований действующего законодательства в сфере охраны объектов жизнеобеспечения, антитеррористической защищенности и промышленной безопасности на предприятиях и в учреждениях города.В ходе проверки установлено, что на территории Анжеро-Судженского городского округа расположен объект жизнеобеспечения – филиалООО «ЭССЭ», основным видом деятельности которого является эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, по адресу: <адрес>, основным направлением деятельности опасных объектов является прием, хранение и отпуск нефтепродуктов. При этом, государственная охрана опасных объектов, принадлежащих ООО «ЭССЭ» отсутствует и требованияантитеррористического законодательства, а также промышленной безопасности не выполняются, на объектах ООО «ЭССЭ» отсутствует государственная охрана.ООО «ЭССЭ» не обеспечивает государственную охрану своего производства (объектов), не обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта жизнеобеспечения и данные действия не направлены на предупреждение и пресечение любых противоправных действий на охраняемом объекте. До настоящего времени данной организацией не заключен договор со специализированной организацией на осуществление физической охраны опасного производства. Безопасность территории предприятия и его производственных объектов не обеспечивается.

Просит возложить на ООО Энергостройснабэкспертиза» обязанность заключить договор на физическую охрану объектов, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: склад ГСМ ; участок транспортирования опасных веществс организацией, осуществляющей государственную охранную деятельность, либо частной охранной организацией, имеющей лицензию на охрану опасных производственных объектов с учетом категории объекта ООО «Энергостройснабэкспертиза» и в соответствии с паспортом безопасности.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> – Филатов Д.А., действующий на основании удостоверения , доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, настаивал на его удовлетворении.

Представитель ответчика ООО «ЭССЭ» - ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск признал, просил отказать в удовлетворения исковых требований, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, Во исполнение возложенной на ООО «ЭССЭ» законом обязанности заключен Договор об оказании охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ с частной охранной организацией ООО ЧОО «Скала», имеющей лицензию от ДД.ММ.ГГГГООО «ЭССЭ» действительно занимается эксплуатацией опасных производственных объектов, однако, эти объекты не относятся к нефтяной либо нефтехимической промышленности.ООО «ЭССЭ» владеет объектами нефтеперерабатывающейпромышленности, указание на которую отсутствует в Приложении 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587, что исключает обязательность государственной охранытаких опасных производственных объектов, поскольку, законодательно такая отрасль является самостоятельным предметом правового регулирования.Требование истца в части возложения на ответчика обязанности по заключению договора на физическую охрану с организацией, осуществляющей частную охранную деятельность, не подлежит удовлетворению, т.к. объекты Ответчика относятся в соответствии с утверждённым в установленном порядке Паспортом безопасности к объектам низкой категории опасности, о чём Истцу известно. Ответчиком заключён договор на оказание охранных услуг с ООО ЧОО «Скала», т.е. с организацией, обладающей лицензией на осуществление такого вида деятельности как «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».ООО ЧОО «Скала» оказывает услуги с привлечением охранников, имеющих право на ношение и применение оружия, т.е. обеспечивает физическую охрану в соответствии с требованиями законодательства о безопасности объектов ТЭК.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Ф3-№35) установлено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с ч. 3.1. Ф3-№35, юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно абз.14 ч.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация,эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране согласно Приложения № 1.

Пунктом 21 приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (с изм. утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.11.2009 №886) к объектам, подлежащим государственной охране отнесены объекты нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности, отнесенные к опасным производственным объектам.

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", объектами топливно-энергетического комплекса являются объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с п.п.3-20 «Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года N 458, обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы физической защиты.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно- технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.

Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

1.предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;

2.своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.

Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, из пунктов 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 27.05.1996 №57- ФЗ «О государственной охране» следует, что проведение охранных мероприятий, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов являются мерами государственной охраны.

Судом установлено, что Прокуратурой города Анжеро-Судженска проведена проверка исполнения требований действующего законодательства в сфере охраны объектов жизнеобеспечения, антитеррористической защищенности и промышленной безопасности на предприятиях и в учреждениях города Анжеро-Судженска.

В ходе проверки установлено, что на территории Анжеро-Судженского городского округа расположен объект жизнеобеспечения – филиал ООО «Энергостройснабэкспертиза», основным видом деятельности которого является эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, согласно лицензии от ДД.ММ.ГГГГ выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, по адресу: <адрес>.

На Складе ГСМ , участке транспортирования опасных веществ, принадлежащих ООО «ЭССЭ» осуществляется прием, хранение и отпуск нефтепродуктов, в связи с чем, указанное общество относится к нефтяной и нефтехимической промышленности.

При этом установлено, что государственная охрана опасных объектов, принадлежащих ООО «ЭССЭ» отсутствует и требованияантитеррористического законодательства, а также промышленной безопасности не выполняются.

ООО «ЭССЭ» не обеспечивает государственную охрану своего производства (объектов) расположенных по адресу: <адрес>, не обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта жизнеобеспечения и данные действия не направлены на предупреждение и пресечение любых противоправных действий на охраняемом объекте.

До настоящего времени данной организацией не заключен договор со специализированной организацией на осуществление физической охраны опасного производства. Безопасность территории предприятия и его производственных объектов не обеспечивается. Как установлено проверкой, ООО «ЭССЭ» заключило договор с ФГКУ «Управления вневедомственной охраны Войск национальной гвардии России по Кемеровской области» об экстренном вызове нарядов полиции вневедомственной охраны средствами тревожной сигнализации, реагирования на сигнал «тревога».

Однако, как полагает истец, данные меры являются недостаточными и не соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе указанных выше требованиям норм закона.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 №116- ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ООО «ЭССЭ» зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением 3 класса опасности (средний) на объекты, расположенные по адресу: <адрес>, а именно: склад ГСМ ; участок транспортирования опасных веществ.

Согласно паспорта безопасности опасных объектов в филиале ООО «ЭССЭ» - Склад ГСМ ; участок транспортирования опасных веществ, расположенных по адресу: <адрес>, основным направлением деятельности опасных объектов является прием, хранение и отпуск нефтепродуктов.

В соответствии с паспортом безопасности опасного объекта - склад ГСМ , участок транспортирования опасных веществ филиала ООО «ЭССЭ» состоит из 6 резервуаров общим объемом 609 м3 для хранения нефтепродуктов: бензина, дизельного топлива, мазут.

Согласно приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов», Склад ГСМ относится к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения.

Судом установлено, что между ООО «ЭССЭ» и ООО ЧОО «Скала» заключен договор №ФО 80 об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ООО ЧОО «Скала», согласно п.1.1 договора, осуществляет услуги охраны объектов ООО «ЭССЭ», обеспечение соблюдения установленного внутриобъектового и пропускного режимов в <адрес>.

ООО ЧОО «Скала» осуществляет частную охранную деятельность на основании лицензии серии ЧО выданной ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ При этом, лицензия на охрану опасных производственных объектов у ООО ЧОО «Скала» отсутствует.

Также судом установлено, что ООО «ЭССЭ» был заключен договор с ФГКУ «Управления вневедомственной охраны Войск национальной гвардии России по Кемеровской области» об экстренном вызове нарядов полиции вневедомственной охраны средствами тревожной сигнализации, реагирования на сигнал «тревога».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «ЭССЭ» владеет опасными производственным объектам нефтепродуктообеспечения, которые в соответствии с требования законодательства подлежат обязательной государственной охране.

Однако, на объектах ООО «ЭССЭ» государственная охрана отсутствует. Меры, предпринятые ООО «ЭССЭ» для обеспечения безопасности опасных производственных объектов являются недостаточными и не соответствуют требованиям действующего законодательства.

ООО «ЭССЭ» не обеспечивает государственную охрану своего производства (объектов) расположенных по адресу: <адрес>, не обеспечивает безопасную эксплуатацию объекта жизнеобеспечения и данные действия не направлены на предупреждение и пресечение любых противоправных действий на охраняемом объекте. До настоящего времени данной организацией не заключен договор со специализированной организацией на осуществление физической охраны опасного производства. Безопасность территории предприятия и его производственных объектов не обеспечивается.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт несоблюдения ответчиком упомянутых требований закона, обязательных для исполнения в сфере охраны объектов жизнеобеспечения, антитеррористической защищенности и промышленной безопасности на предприятиях и в учреждениях города.

Доводы представителя ответчика, изложенные в судебном заседании основаны на неверном толковании действующего законодательства, а также лицензии ООО ЧОП «Скала».

Учитывая указанные обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Прокурора <адрес> к ООО «Энергостройснабэкспертиза» о понуждении к совершению действий.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.1 ст.333.19 НК РФ с ООО «Энергостройснабэкспертиза» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Энергостройснабэкспертиза» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Энергостройснабэкспертиза», ИНН ОГРН дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ заключить договор на физическую охрану объектов, расположенных по адресу: <адрес>, а именно: склад ГСМ ; участок транспортирования опасных веществс организацией, осуществляющей государственную охранную деятельность, либо частной охранной организацией, имеющей лицензию на охрану опасных производственных объектов с учетом категории объекта ООО «Энергостройснабэкспертиза» и в соответствии с паспортом безопасности.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Энергостройснабэкспертиза», ИНН ОГРН дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ года в доход местного бюджета госпошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 06.02.2018 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Председательствующий: Крайнов О.Г.