Омский районный суд Омской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Омский районный суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-423/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.,
при секретаре Лисицыной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Омске 11 марта 2012 года гражданское дело по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области к Омскому межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП РФ по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация ОМР Омской области обратилась в суд с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указала, что 23.11.2011 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП по Омской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании с Администрации ОМР Омской области исполнительского сбора в размере 5 000 рублей. Данное постановление было вынесено в рамках исполнительного производства №, возбужденного 18.05.2011 года на основании исполнительного листа, выданного Омским районным судом Омской области о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности по формированию земельного участка, занятого полигоном твердых бытовых отходов, расположенного в границах Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии около 1 км. от границы в соответствии с требованиями земельного законодательства, принять меры к приведению полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от 18.05.2011 года, судебным приставом-исполнителем Администрации ОМР был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения обязанности по формированию земельного участка. Однако исполнить указанное решение суда в 5-дневный срок не представлялось возможным. Администрация Омского муниципального района Омской области принимает все необходимые меры по исполнению решения Омского районного суда Омской области от 15.09.2009 года. В настоящее время указанное решение исполнено частично, земельный участок, занятый полигоном твердых бытовых отходов, сформирован и поставлен на кадастровый учет. Денежные средства для приведения полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства предусмотрены постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 30.12.2011 № 3262-п «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Омского муниципального района Омской области «Формирование объектов размещения бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области на 2010-2014 годы», утвержденную постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 12.10.2009 № 1830-п». Администрацией Омского муниципального района Омской области размещено извещение о размещении муниципального заказа на выполнение работ по разработке проектов санитарно-защитной зоны объектов размещения отходов, расположенных в границах Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии около 1 км. от границы в соответствии с требованиями земельного законодательства, принять меры к приведению полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Приблизительный срок изготовления ПСД более 8 месяцев. Наличие указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии вины Администрации ОМР Омской области в просрочке исполнения требований судебного пристава-исполнителя. В связи с этим, Администрация ОМР Омской области просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству №.
Представитель заявителя – Администрации ОМР Омской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в связи с неисполнением Администрацией ОМР решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-тидневный срок. Однако у Администрации отсутствовала реальная возможность исполнить решение суда в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района. В настоящее время решение суда частично исполнено, вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, в бюджете муниципального района на 2012 год предусмотрены средства на организацию хранения и утилизацию твердых бытовых отходов, принята целевая программа «Формирование объектов размещения бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области на 2010-2014 годы». Просила заявленные требования удовлетворить и освободить Администрацию ОМР Омской области от взыскания исполнительского сбора.
Судебный пристав-исполнитель МРО СП по ОИП УФССП по Омской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила письменный отзыв, в котором указала, что с заявленными требованиями не согласна. Также указала, что в отношении должника Администрации ОМР Омской области 18.05.2011 года было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № 2-1241/2009 от 21.12.2009 года, выданного Омским районным судом Омской области о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности по формированию земельного участка, занятого полигоном твердых бытовых отходов, расположенного в границах Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии около 1 км. от границы в соответствии с требованиями земельного законодательства, принять меры к приведению полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В тот же день, должнику было направлено постановление возбуждении исполнительного производства. В пункте 2 данного постановления должнику был установлен пятидневный срок исполнения требований содержащихся в исполнительном документе, постановление вручено должнику. Одновременно Администрация ОМР предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с неё будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Также в постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику Администрации ОМР Омской области было разъяснено, что при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, должник должен надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 4 постановления). 26.07.2011 руководитель должника был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда. Поскольку требования исполнительного документы должником в срок для добровольного исполнения не исполнены 23.11.2011 ею было в адрес Администрации ОМР Омской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого по исполнительным документам неимущественного характера установлен в сумме 5 000 рублей. 24.11.2011 г. Администрации ОМР было вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 30.11.2011 г. Должником в ответ на данное требование были предъявлены ей документы о том, что частично требования исполнительного документа исполнены, земельный участок, занятый полигоном твердых бытовых отходов сформирован и поставлен на кадастровый учет, и Администрацией ОМР размещено извещение о муниципальном заказе на выполнение работ по разработке проектно-санитарной зоны объектов размещения отходов, расположенных в . Однако, просила суд учесть, что по состоянию на 21.02.2012 г. требования, содержащиеся в исполнительном документе Администрацией ОМР не исполнены. Считает, что Администрация ОМР, без предоставления доказательств уважительности причин, не исполняет требований исполнительного документа в установленный срок. Доводы заявителя, изложенные в заявлении об освобождении от уплаты исполнительского сбора, не относятся к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, делающим невозможным надлежащее исполнение требований исполнительного документа. В связи с чем, просила в удовлетворении заявленного Администрацией ОМР требования отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц - МРО СП по ОИП УФССП по Омской области, УФССП по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы гражданского дела № 1241/2009, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В судебном заседании установлено, что решением Омского районного суда Омской области от 15.09.2009 года по гражданскому делу № 2-1241/2009 г. по иску Прокурора Омского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Омского муниципального района Омской области, Администрации Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части эксплуатации полигона твердых бытовых отходов с нарушением требований действующего законодательства, на Администрацию ОМР Омской области возложены обязанности по формированию земельного участка, занятого полигоном твердых бытовых отходов, расположенного в границах Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии около 1 км. от границы в соответствии с требованиями земельного законодательства, по принятию мер к приведению полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25.11.2009 г. данное решение оставлено без изменения.
Определениями Омского районного суда Омской области от 01.12.2010 г. и от 08.02.2011 г. Администрации ОМР Омской области отказано в предоставлении отсрочка исполнения судебного решения от 15.09.2009 года.
Как следует из материалов дела, 18.05.2011 года судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области ФИО1 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 3192/11/07/55 на основании исполнительного листа № 2-1241/2009 от 21.12.2009 года, выданного Омским районным судом Омской области о возложении на Администрацию ОМР Омской области обязанности по формированию земельного участка, занятого полигоном твердых бытовых отходов, расположенного в границах Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии около 1 км. от границы в соответствии с требованиями земельного законодательства, принять меры к приведению полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
В этот же день, 18.05.2011 года, названное постановление было направлено в адрес должника – Администрации ОМР Омской области.
Согласно п. 2 указанного постановления должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления предлагается добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чём немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, - последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Пункт 3 постановления содержит предупреждение должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.
26.07.2011 года глава Администрации ОМР Омской области ФИО3 был предупрежден об уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ, при невыполнении решения суда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 23.11.2011 года в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника - Администрации ОМР Омской области взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Копия данного постановления вручена должнику – 24.11.2011 г.
Установлено, 23.11.2011 г. судебным приставом исполнителем должнику – Администрации ОМР Омской области было выставлено требование об исполнении требований, содержащихся исполнительного документа в срок до 30.11.2011 г. Копия требования вручена 24.11.2011 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с ч. б ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных Гражданским Кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, занятый полигоном твердых бытовых отходов, Администрацией ОМР Омской области уже сформирован и поставлен на кадастровый учет, денежные средства для приведения полигона в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства предусмотрены постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 30.12.2011 № 3262-п «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Омского муниципального района Омской области «Формирование объектов размещения бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области на 2010-2014 годы», утвержденную постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 12.10.2009 № 1830-п».
В настоящее время Администрацией Омского муниципального района Омской области на официальном сайте размещено извещение о размещении муниципального заказа на выполнение работ по разработке проектов санитарно-защитной зоны объектов размещения отходов, расположенных в границах Розовского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в восточном направлении на расстоянии около 1 км. от границы , проведению исследований сформированного земельного участка для размещения отходов, получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии сформированного земельного участка санитарным правилам.
Однако поиски подрядной организации для выполнения данных работ и выполнение указанных работ по объективным причинам займет довольно продолжительный промежуток времени. В связи с этим, исполнить решение в срок, предоставленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, не представилось возможным.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Установлено, что Администрация ОМР Омской области принимает все необходимые меры по исполнению решения Омского районного суда Омской области от 15.09.2009 года. В настоящее время указанное решение исполнено частично, земельный участок, занятый полигоном твердых бытовых отходов, сформирован и поставлен на кадастровый учет, осуществляется поиск подрядной организации для выполнения работ по разработке проектов санитарно-защитной зоны объектов размещения отходов, проведению исследований сформированного земельного участка для размещения отходов, получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии сформированного земельного участка санитарным правилам. Кроме того, на проведение данных работ необходимо около 8 месяцев. Данные обстоятельства по объективным причинам лишили органы местного самоуправления Омского муниципального района возможности исполнить судебное решение в установленный срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины в действиях должника - Администрации Омского муниципального района Омской области при исполнении требований исполнительного документа, полагая, что должник был лишен возможности своевременно исполнить требование исполнительного документа по уважительной причине. В связи с этим, считает возможным освободить Администрацию ОМР Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить Администрацию Омского муниципального района Омской области от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области ФИО1 от 23.11.2011 года, по исполнительному производству №, возбужденному на основании исполнительного листа № 2-1241/2009 от 21.12.2009 года, выданного Омским районным судом Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение 30 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
СУДЬЯ:
Решение вступило в законную силу 17.04.2012г.