Дело № 2-4230/2017
Изготовлено 27 октября 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 октября 2017 года Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе: председательствующего Бойко Л.Н.,
при секретаре Марущак В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Первомайского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском к администрации города Мурманска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – линии электропередачи по <адрес> возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанной линии электропередачи в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению граждан об отсутствии электричества в домах по <адрес> Электроснабжение указанных домов осуществляется по воздушной линии электропередачи <данные изъяты> кВ от трансформаторной подстанции ТП-1, принадлежащей ООО «Терминал Абрам-Мыс», которая в свою очередь запитана от <данные изъяты>, принадлежащей ПАО «МРСК Северо-Запада». В связи с принятием статуса гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» приняло на обслуживание жителей домов № по <адрес> в г. Мурманске. В отношении жилого <адрес> расчет АО «АтомЭнергоСбыт» филиала «КолАтомЭнергоСбыт» не ведется.
Сведения о праве собственности на <данные изъяты> кВ от ТП-1, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей по <адрес>, акт о технологическом присоединении, у филиала «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствует.
В ДД.ММ.ГГГГ года в результате комиссионного выезда на указанные объекты установлено, что <данные изъяты> кВ от ТП-1, предназначенная для электроснабжения жилых домов по <адрес>, имеет неудовлетворительное состояние опор, проводов, линейной арматуры, обрыв фазного провода с видимым термическим подгаром. Износ линии составил 80%. Требуется полная ее замена для обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения.
ДД.ММ.ГГГГ электроснабжение было восстановлено силами сетевой организации АО «МОЭСК».
<адрес> и дома №№, № расположены в пределах городского округа, а электрическая сеть <данные изъяты> кВ от ТП-1 на балансе и (или) обслуживании какой-либо организации не числится, информация о владельце указанной сети отсутствует. Линия электропередачи <данные изъяты> кВ никем не обслуживается и никому не принадлежит, то есть имеет признаки бесхозяйной, в течение длительного времени она не ремонтировалась, в связи с чем, в любой момент может наступить аварийная ситуация.
Прокурор считает, что органы местного самоуправления должны принимать меры по признанию указанной сети электропередачи бесхозяйной и обращению в органы государственной регистрации с заявлением о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет. В случае постановки на учет по заявлению органа местного самоуправления бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства, эксплуатируемого сетевой организацией, этот орган обязан передать по договору указанный объект в управление сетевой организации.
Между тем, процедура признания сети бесхозяйной администрацией города не начата, более того, по мнению администрации города, такая необходимость отсутствует.
В период производства по делу прокурор уточнил исковые требования. Просил суд признать бездействие администрации г. Мурманска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - линии электропередачи <данные изъяты> от трансформаторной подстанции ТП-1
(кабельный вывод) протяженностью 920 метров вместе с опорами (23 опоры: 10
железнобетонных, 13 деревянных), проводами, линейной арматурой, выводами на
жилые дома (5 шт.) расположенного на территории муниципального образования
г.Мурманск по <адрес> незаконным; возложить обязанность на администрацию г. Мурманска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – линии электропередачи <данные изъяты> от трансформаторной подстанции ТП-1 (кабельный вывод) протяженностью 920 метров вместе с опорами (23 опоры: 10 железнобетонных, 13 деревянных), проводами, линейной арматурой, выводами на жилые дома (5 шт.) расположенного на территории муниципального образования г. Мурманск по <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика – администрации г. Мурманска и КИО города Мурманска в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.
В обоснование возражений приводили доводы о том, что в данном случае бездействия со стороны администрации и КИО не допущено; КИО города Мурманска осуществляло все необходимые мероприятия по установлению владельца сетей и в настоящее время готовы обратиться с соответствующим заявлением в Росреестр.
Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии. Поскольку из представленных истцом сведений эксплуатация бесхозяйных сетей в спорный период осуществлялась ОАО «МОЭСК», по мнению администрации г. Мурманска, бремя содержания бесхозяйных сетей должно быть возложено на ООО «МОЭСК». Доводы прокуратуры о том, что ответственность за организацию мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию электрических сетей, в том числе бесхозяйных несет орган местного самоуправления, представитель администрации города считает ошибочными. Ссылаясь на ст. 225 ГК РФ, полагает, что органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Просят суд истцу в удовлетворении требований отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица АО «АтомЭнергоСбыт» филиал «КолАтомЭнергоСбыт», присутствующий в судебном заседании до объявления судом перерыва, полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснил, что документы о праве собственности на <данные изъяты> кВ отсутствуют, балансодержатель данной линии не установлен. <данные изъяты> кВ от ТП-1, предназначенная для энергоснабжения жилых домов, расположенных по <адрес>, имеет неудовлетворительное состояние опор, проводов, линейной арматуры, обрыв фазного провода с видимым термическим подгаром. По причине неудовлетворительного состояния оборудования воздушной линии электропередач, перебои электроснабжения жилых домов по указанной улице происходят периодически. Так, в ДД.ММ.ГГГГ года были обесточены дома №№ энергоснабжение было восстановлено силами сетевой организации АО «МОЭСК», специалисты которой оценили износ линии более чем на 80%. Полагает, что бездействие со стороны ответчика привело к острой проблеме с энергоснабжением жилых домов по <адрес>, что в свою очередь приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих на данной улице.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц АО «Мурманская горэлектросеть», АО «Мурманская областная электросетевая компания» в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы на иск, в которых полагали требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, просят дело рассмотреть в отсутствие своих представителей.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ПАО «МРСК Северо-Запада» в судебное заседание не явился. Представил в адрес суда отзыв, в котором указал, что на территории г. Мурманска по <адрес> электрических сетей, принадлежащих филиалу Общества, не числится; филиалом не осуществляется фактическая эксплуатация воздушной линии электропередачи <данные изъяты> кВ от трансформаторной подстанции, расположенной по <адрес> в г. Мурманске. Регистрация права третьими лицами на указанный объект недвижимого имущества путем подачи заявления о принятии его на учет как бесхозяйного не нарушает имущественных интересов МРСК, т.к. Общество не является собственником данного объекта.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица – Управления Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву, в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах и ограничениях на спорный объект недвижимого имущества. Просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Бесхозяйной в силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункта 3 комментируемой нормы, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Прокуратурой Первомайского округа г. Мурманска во исполнение указания прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка по обращению ФИО1, поступившее от депутата Мурманской областной Думы ФИО2
Обращение гражданина связано с отсутствием электричества в домах № № по <адрес> в г. Мурманске.
<адрес> и дома № № расположены в пределах городского округа.
В ДД.ММ.ГГГГ года в результате комиссионного выезда на указанные объекты с участием представителей АО «АтомЭнергоСбыт», администрации города Мурманска, АО «МГЭС» установлено, что <данные изъяты> кВ от ТП-1, предназначенная для электроснабжения жилых домов по <адрес>, визуально имеет неудовлетворительное состояние опор, проводов, линейной арматуры, обрыв фазного провода с видимым термическим подгаром. Износ линии составил 80%. Требуется полная ее замена для обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения.
Согласно информации АО «МОЭСК», АО «МГЭС» по рассматриваемому участку договорные отношения с филиалом «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», ПАО «МРСК Северо-Запада» у общества отсутствуют, информацией о собственнике линии <данные изъяты> кВ от ТП-1 не располагают.
По информации ГУПТИ МО регистрация права собственности на линию <данные изъяты> кВ от ТП-1 по <адрес> в г. Мурманске не производилась.
Администрация города Мурманска и Управления округа информацией о собственнике линии не располагают.
Электрическая сеть <данные изъяты> кВ от ТП-1 на балансе и (или) обслуживании какой-либо организации не числится, информация о владельце указанной сети отсутствует.
Сведения о праве собственности на <данные изъяты> кВ от ТП-1, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей по <адрес>, акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией у филиала «КолАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», ПАО «МРСК Северо-Запада» отсутствует.
Таким образом, владение линией электропередач и ее эксплуатацию никто не осуществляет, линия электропередачи <данные изъяты> кВ никому не принадлежит, то есть имеет признаки бесхозяйной, в течение длительного времени она не ремонтировалась.
Состояние данной линии ввиду ее технической изношенности представляет угрозу для жизни и здоровья лиц, проживающих в указанных домах, возможность причинения вреда их имуществу в будущем, нарушение поставки электрической энергии.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в т.ч., организация электроснабжения.
В соответствии со ст. 225 Гражданского Кодекса РФ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Положением о порядке управления и распоряжения имуществом г. Мурманска и о признании утратившими силу отдельных решений Мурманского городского совета и совета депутатов г. Мурманска, утвержденного Решением Совета депутатов г. Мурманска от 29.01.2015 № 8-100, определено, что администрация города Мурманска в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом направляет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, заявление о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории города Мурманска и по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
При этом, подача органом местного самоуправления заявления о принятии на учет недвижимого объекта электросетевого хозяйства не влечет возложения на этот орган обязанностей по эксплуатации этого имущества, т.к. органы местного самоуправления не отвечают требованиям Закона об электроэнергетике, а потому не могут рассматриваться в качестве сетевых организаций, обладающих специальным правовым режимом профессиональных субъектов электроэнергетики.
Учет объектов недвижимого имущества в предусмотренном статьей 225 ГК РФ порядке осуществляется во исполнение абзаца седьмого пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на основании Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии или ее территориальными органами.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании соответственно права муниципальной собственности на данную вещь.
До момента признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, но после постановки ее на учет как бесхозяйной орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом может передать эту бесхозяйную недвижимую вещь в управление гарантирующему поставщику или сетевой организации на основании предусмотренного законом или иными правовыми актами договора гражданско-правового характера.
Сетевой организацией, к электрическим сетям которой подключено ООО «Терминал Абрам-Мыс» является ПАО «МРСК Северо-Запада».
Таким образом, необходимость инициирования процедуры признания сети <данные изъяты> кВ от ТП-1 бесхозяйной очевидна, что фактически в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.
Органу местного самоуправления надлежит принять меры по обращению в органы государственной регистрации с заявлением о постановке указанных прокурором бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет.
Возражения представителя ответчика в судебном заседании, в основном, сводятся к тому, что со стороны КИО г. Мурманска отсутствует бездействие в решении рассматриваемого вопроса.
Как указывалось выше, администрация города Мурманска, как орган муниципальной власти, на который возложена обязанность по организации электроснабжения в границах города, должна была принять меры по своевременному обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества указанных сетей.
Из представленных суду документов следует, что информация о ненадлежащем состоянии сетей электроснабжения по обращениям жителей домов по <адрес> в г. Мурманске (л.д.10-13) поступила в Управление Первомайского административного округа г. Мурманска еще в ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 17, 18).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ комитет имущественных отношений г. Мурманска сообщил заместителю руководителя государственной жилищной инспекции Мурманской области о том, что воздушная кабельная линии <данные изъяты> кВ, проходящая вдоль <данные изъяты> по территории города Мурманска и с.<адрес> в реестре муниципального имущества города Мурманска не значится (л.д.24).
ДД.ММ.ГГГГ АО «МОЭСК» в адрес главы администрации города Мурманска направлено сообщение об отсутствии информации о владельце спорных сетей (л.д.26).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Первомайского округа предложила председателю комитета имущественных отношений сообщить о принятых мерах в отношении указанного бесхозяйного имущества и назначении организации, ответственной за эксплуатацию указанной электрической сети (л.д. 155,156).
ДД.ММ.ГГГГ комитет имущественных отношений в письме генеральному директору АО «МОЭСК», администрации города Мурманска и заместителю прокурора Первомайского административного округа констатировал, что вышеуказанная кабельная линия электропередач обладает признаками бесхозяйного имущества. В письме указано, что после сбора доказательств о том, что объект не имеет собственника, а также доказательств, свидетельствующих о вступлении заявителя во владение данной бесхозяйной вещью, будет принято решение о направлении в суд искового заявления о признании электрических сетей по <адрес> бесхозяйной вещью и передаче ее в собственность муниципального образования город Мурманск (л.д. 157-158, 159-160).
В период с ДД.ММ.ГГГГ в комитет имущественных отношений поступила информация от Министерства имущественных отношений Мурманско2й области, федерального агентства по управлению государственным имуществом, государственного унитарного предприятия технической инвентаризации об отсутствии собственников указанного имущества (л.д. 161-164).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Мурманска принято Постановление № «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства г. Мурманска к работе в осенне-зимний период 2017-2017 годов», согласно которому КИО г. Мурманска было поручено организовать работу по принятию в муниципальную собственность выявленных бесхозяйных инженерных тепловых, электрических и газовых сетей и передачу их в эксплуатацию организациям с целью подготовки к безаварийной эксплуатации.
Между тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ года, вопреки доводам ответчика, никаких мер по выявлению собственника бесхозяйной сети со стороны КИО г. Мурманска предпринято не было, действий по направлению заявления о принятии сооружений электросетей на учет как бесхозяйного имущества не совершалось.
Повторная переписка по данному вопросу началась после появления повторных жалоб граждан (л.д. 168, 169, 172) и после обращения прокурора в суд с данным иском (л.д. 174, 175).
Таким образом, ответчик своевременно не принял необходимых и эффективных мер для установления собственника, не обратился своевременно с заявлением о принятии сооружений электросетей на учет как бесхозяйного имущества, при том, что совокупность имеющихся в распоряжении и администрации города документов уже в ДД.ММ.ГГГГ года свидетельствовала о том, что вышеуказанные сооружения электросети не находятся в чьей-либо собственности.
До настоящего времени указанные объекты, являющиеся источником повышенной опасности и находящиеся в аварийном состоянии, на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей не приняты, что и свидетельствует о бездействии администрации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 59, 60, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Мурманска, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - линии электропередачи <данные изъяты> от трансформаторной подстанции ТП-1 (кабельный вывод) протяженностью 920 метров вместе с опорами (23 опоры: 10 железнобетонных, 13 деревянных), проводами, линейной арматурой, выводами на жилые дома (5 шт.) расположенной на территории муниципального образования г. Мурманск по <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию города Мурманска обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – линии электропередачи <данные изъяты> от трансформаторной подстанции ТП-1 (кабельный вывод) протяженностью 920 метров вместе с опорами (23 опоры: 10 железнобетонных, 13 деревянных), проводами, линейной арматурой, выводами на жилые дома (5 шт.), расположенной на территории муниципального образования г. Мурманск по <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский суд.
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Л.Н.Бойко