ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4235/16 от 16.06.2016 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16июня 2016года г.Нальчик

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего - судьи Сарахова А.А., при секретаре Кошеровой Л.М., с участием помощника прокурора г. Нальчика Шхагапсоева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нальчика в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 ФИО5 о признании её действий по невнесению платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконными, взыскании с ИП К-вы ФИО5 в доход Российской федерации задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме <данные изъяты>,

установил:

Прокурор города Нальчика, действуя в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к ИП ФИО1 в обоснование которого указал, что прокуратурой города Нальчика проведена проверка законодательства об охране окружающей среды. В ходе проверки в деятельности ИП К-вы ФИО5 выявлены нарушения названного законодательства. Так, за ИП ФИО1 ФИО5 числится задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме <данные изъяты> руб. Данная задолженность образовалась за отчетный период 2016. Между тем, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно ст. 11 названного закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу положений ст. 1 закона негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными,ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Внесение платы, в установленные сроки в соответствии с приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал). Законодательство РФ не освобождает субъекты хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Установлено, что предприятие не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременно не осуществляет компенсационные выплаты.

Согласно ст.ст. 16, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным, а также запрещаются сброс отходов производства и потребления, поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" утвержден порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Неправомерные действия ИП К-вы ФИО5 препятствуют реализации принципов охраны окружающей среды и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации.

Тем самым затрагиваются интересы как государства, так и интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, жителей КБР и муниципального образования, так как в соответствии со ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействиявызванного хозяйственной и иной деятельностью и на возмещение вреда окружающей среде.

В судебном заседании помощник прокурора г. Нальчика требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик и представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по КБР в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города Нальчика проведена проверка законодательства об охране окружающей среды.

В ходе проверки в деятельности ИП К-вы ФИО5 выявлены нарушения названного законодательства. Так, за ИП ФИО1 ФИО5 числится задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в сумме <данные изъяты> руб. Данная задолженность образовалась за отчетный период 2016. Между тем, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Факт того, что ответчик не исполнял обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, установлен материалами дела.

Неправомерные действия ИП К-вы ФИО5 препятствуют реализации принципов охраны окружающей среды и нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации.

Тем самым затрагиваются интересы как государства, так и интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, жителей КБР и муниципального образования, так как в соответствии со ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействиявызванного хозяйственной и иной деятельностью и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с письмом Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. N14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

В соответствии с Федеральным Законом от 24.06.1998 г. №89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Ответчиком не представлено суду доказательств наличия договорных отношений со специализированной организацией о переходе права собственности на отходы от ответчика к специализированной организации или об обязанности специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за отходы, являющиеся собственностью ответчика.

В данном случае, деятельность Управления Росприроднадзора связана с начислением, учетом и контролем за правильностью исчисления, полнотой и своевременность осуществления платежей в бюджет и штрафов по ним, взысканием задолженности по платежам в бюджет пеней и штрафов.

В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью и на возмещение вреда окружающей среде.

Обязанность юридических лиц по представлению в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования расчета платежей и внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в конечном итоге, направлена на обеспечение конституционного права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, а также на обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности (ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Не предоставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет неуплату платежей в бюджет. Сама же неуплата названных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду.

Судом установлено и не оспорено ответчиком, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчик не предоставляет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г.Нальчика удовлетворить.

Признать действия ИП К-вы ФИО5 по невнесению платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконными.

Взыскать с ИП К-вы ФИО5 в доход Российской федерации задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КБР через Нальчикский городской суд КБР в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья А.А. Сарахов