ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4235/21 от 18.06.2021 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело № 2-4235/21

45RS0026-01-2021-005753-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2021 г. г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Резепиной Е.С.,

при секретаре Федоровой А.А.,

с участием представителя истца ФИО1 представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Управлению Росреестра по Курганской области о взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области (далее - Управление Росреестра по Курганской области. Управление) о взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указано, что истец с ДД.ММ.ГГГГ года проходит государственную гражданскую службу в Управлении Росреестра по Курганской области, с ДД.ММ.ГГГГ замещает должность помощника руководителя Управления Росреестра по Курганской области. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Росреестра по Курганской области и ФИО3 заключен служебный контракт -ЕС о прохождении государственной гражданской службы в РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Управлении Росреестра по Курганской области на период полномочий руководителя Управления (далее – служебный контракт). В феврале 2020 года, а также в период с апреля по ноябрь 2020 года ФИО3 был значительно уменьшен размер премий, являющейся составной частью его денежного содержания. За март 2020 года истцу премия не выплачена в полном объеме. ФИО3 считает действия руководителя Управления по уменьшению размера и не выплате премий незаконными, поскольку премии за выполнение важных и сложных заданий, является составной частью его денежного содержания. Уменьшение размера премий истца руководителем Управления в феврале 2020 года, а также в период с апреля по ноябрь 2020 года, и лишении истца премии в марте 2020 года, является необоснованным, носит произвольный характер и подлежит взысканию с ответчика в размере 178 5475 руб. 63 коп. В связи с незаконными действиями работодателя истец испытывал моральные и нравственные, страдания, в связи с чем имеет право на компенсацию морального вреда, который он оценивает в 20 000 рублей.

Просит суд взыскать с Управления Росреестра по Курганской области в свою пользу часть денежного содержания, удержанного за период с февраля 2020 по ноябрь 2020 в размере 178 575 руб. 63 коп., 20 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, на доводах иска настаивала, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Курганской области - ФИО2, действующая на основании доверенности, выражала несогласие с заявленными исковыми требованиями по доводам отзыва на исковое заявление, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Росреестра РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы помощника руководителя Управления Росреестра по Курганской области (служебный контракт -ГС от ДД.ММ.ГГГГ). Указанную должность истец занимает по настоящее время.

В соответствии с разделом 4 «Оплата труда» служебного контракта -ГС от ДД.ММ.ГГГГ государственному служащему установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в соответствии с приказами Управления; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; районного коэффициента в размере 15 %; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к указанному служебному контракту были заключены дополнительные соглашения, в том числе в части оплаты труда.

Из материалов дела (выписки из приказов о премировании сотрудников) следует, что ФИО3 определено выплатить за выполнение особо сложных и важных заданий в январе 2020 – в размере 1 должностного оклада, в феврале 2020 – в размере 2 должностных окладов, в 1 квартале 2020 – премию не выплачивать, в апреле 2020 – в размере 1 должностного оклада, в мае 2020 - в размере 1 должностного оклада, в июне 2020 - в размере 1 должностного оклада, в июле 2020 - в размере 1 должностного оклада, в августе 2020 - в размере 2 должностных окладов, в сентябре 2020 - в размере 2 должностных окладов, в октябре 2020 – в размере 1,6 должностных окладов.

Полагая, то работодателем премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачена не в полном объеме, ФИО3 обратился в суд с настоящим иском.

Согласно ст.5,73Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами государственных органов.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Порядок оплаты труда гражданских служащих закреплен в ст.50Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации ".

Частями 1 и 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам в соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Из условий заключенного сторонами служебного контракта -ГС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий входит в состав денежного содержания и является дополнительной выплатой.

При этом установление размера премии гражданскому служащему является прерогативой нанимателя и к фиксированному размеру заработной платы премия не относится.

В силу ст.191Трудового кодекса Российской Федерации выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения.

Из содержания ст.129Трудового кодекса Российской Федерации следует, что премия является выплатой стимулирующего характера.

Приказом Росреестра от 27 декабря 2011 г. № П/534 утверждено Положение о порядке премирования и поощрения федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (действовавший до 1 апреля 2021 г.).

Так, из положений п. 1.1 и п. 1.2 следует, что премирование федеральных государственных гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий при подведении итогов работы управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата и территориальных органов за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год) и по итогам исполнения проектов (этапов проектов). Выплата премий производится в пределах лимитов бюджетных обязательств на оплату труда, доведенных Росреестру на соответствующий финансовый год. Размер премии максимальными размерами не ограничивается.

В силу п. 1.3 названного Положения о порядке премировании следует, что при принятии решения о премировании федеральных государственных гражданских служащих учитывается следующее: личный вклад гражданского служащего в обеспечение выполнения задач и реализации функций, возложенных на Росреестр; степень сложности выполнения федеральным государственным гражданским служащим заданий, эффективности достигнутых результатов за определенный период работы; оперативность, и профессионализм федерального государственного гражданского служащего в решении вопросов, входящих в его компетенцию, в подготовке документов, выполнении поручений; участие в подготовке, организации и реализации проектов (этапов проектов); своевременное, добросовестное и качественное выполнение обязанностей, предусмотренных должностным регламентом, и соблюдение служебного распорядка Росреестра выполнение норм выработки (в случае их установления). Вопрос о выплате премии федеральным государственным гражданским служащим, имеющим дисциплинарное взыскание, решается руководителем Росреестра (руководителем территориального органа Росреестра).

В соответствии с пп. «б» п. 1.5 Положения решение о выплате, размере премий и единовременного поощрения в отношении федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Росреестра принимается их руководителями.

Согласно п. 1.6 Положения о порядке премирования решение о выплате, размере премий и единовременного поощрения оформляется: приказами руководителей территориальных органов Росреестра - в отношении работников территориальных органов Росреестра.

Анализ норм закона и Положения о порядке премирования дает основание для вывода о том, что поощрение работников за добросовестный труд (в том числе, произведение доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) является правом, а не обязанностью работодателя. При этом данный вид премии является изменяемой величиной и определяется по решению нанимателя (представителя нанимателя), не является систематическим, ежемесячным, так как может производиться за разные периоды, а также по итогам произвольных этапов работы. Кроме того, выплата премий зависит от объема лимитов денежных средств, выделенных на указанные цели.

Суд также исходит из того, что премия, являясь дополнительной выплатой, не должна утрачивать свою поощрительную и стимулирующую функцию и не должна превращаться в автоматически начисляемую часть денежного содержания. Именно поэтому условием выплаты премии является не просто отсутствие дисциплинарных взысканий у государственного гражданского служащего и соблюдение служебной дисциплины, но и факт выполнения особо важных и сложных заданий, их количество и степень сложности, качество и оперативность их выполнения, а также уровень профессионализма.

Суд также принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что размер премии, на которую претендует истец, составляет именно 3,5, 4, 4,5, 5, и 6 должностных окладов.

То обстоятельство, что другому помощнику руководителя размер премии определен в указанном выше размере, не может служить достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, к полномочиям судов общей юрисдикции не относится определение размера премии сотрудников системы Росреестра.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств (премии за выполнение особо важных и сложных заданий).

Поскольку требования о взыскании компенсации морального вреда производны от исковых требований о взыскании денежных средств, в удовлетворении которых судом отказано, иных нарушений трудовых прав истца по доводам искового заявления судом не установлено, оснований для взыскания компенсации морального вреда у суда не имеется.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Управлению Росреестра по Курганской области о взыскании денежного содержания, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Резепина

мотивированное решение от 25.06.2021