ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4236/13 от 04.12.2013 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 4 декабря 2013 года г. Ханты-Мансийск

                                      Тюменская область

 Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

 при секретаре Краевой Е.С.,

 с участием истца, представителя ответчика Администрации г.Ханты-Мансийска Филиппович М.Ю., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ представителя ответчика Управления опеки и попечительства администрации г.Ханты-Мансийска ФИО10, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ №

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4236/13 по исковому заявлению ФИО7 к Администрации г.Ханты-Мансийска, Управлению опеки и попечительства администрации г.Ханты-Мансийска, третье лицо Департамент социального развития ХМАО-Югры, о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения в г. Ханты-Мансийске, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

 Требования мотивированы тем, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с тем, что мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ года. После смерти родителей над истцом была установлена опека. С ДД.ММ.ГГГГ г. проживала в <адрес> с двумя старшими братьями и семьей старшей сестры-опекуна, училась и работала в г. ФИО3. В ДД.ММ.ГГГГ года приехала с мужем в г. Ханты-Мансийск для постоянного проживания, трудоустроилась в <данные изъяты> <данные изъяты> и получила комнату в общежитии, где проживает с двумя дочерьми ДД.ММ.ГГГГ и тремя внуками. Своего жилья не имеет. Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ достигла <данные изъяты>-летнего возраста, полагает, что имеет право на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей по ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.

 В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивает; суду пояснила, что ранее за предоставлением жилой площадью не обращалась.

 Представитель ответчика Филиппович М.Ю. исковые требования не признала, суду пояснила, что истец, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была выявлена в <адрес>, где проживала до <данные изъяты>летнего возраста. В Ханты-Мансийске на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения не вставала, поэтому Администрацией г. Ханты-Мансийска права и законные интересы истицы не нарушены. Закон, предоставляющий социальные льготы детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет обратного действия.

 Представитель третьего лица Ишаева Г.Ф. исковые требования не признает, поддерживает правовую позицию представителя Администрации г. Ханты-Мансийска, подтвердив, что в Управлении опеки и попечительства Администрации г. Ханты-Мансийска истец на учете не состояла.

 Представитель третьего лица Депсоцразвития Югры, надлежащим образом извещенный, не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. На основании статьи 167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела по существу спора в отсутствие представителя третьего лица.

 Согласно представленным в суд мотивированным возражениям на иск, Депсоцразвития Югры не признает исковые требования, полагая, что у истца отсутствуют правовые основания для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, поскольку она намеренно ухудшила свои жилищные условия, отказавшись от приватизации предоставленной ей по ордеру комнаты в общежитии в пользу внука.

 Суд, заслушав пояснения истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 1 федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

 Статьей 8 указанного закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Согласно ч.3 ст. 8 указанного закона список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

 В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

 Как установлено в судебном заседании, истец ФИО14 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (копия повторного свидетельства о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ г.).

 Мать истицы – ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (копия повторного свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ г.), отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (№ от ДД.ММ.ГГГГ г.).

 Решением исполкома <адрес> городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ истец передана под опеку ФИО4.

 Как пояснила истец и следует из карточки прописки, в период опеки она проживала с двумя братьями и семьей старшей сестры ФИО4 по адресу: <адрес>

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 вступила в брак с ФИО6, и сменила фамилию на «ФИО13» (справка о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ г.).

 В ДД.ММ.ГГГГ истец с мужем приехали в <адрес>, где истец трудоустроилась в детский сад № помощником воспитателя, о чем свидетельствует запись № трудовой книжки № от ДД.ММ.ГГГГ года.

 Заявляя требование о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения в г. Ханты-Мансийске, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, ФИО7 полагает, что, являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, она вправе воспользоваться дополнительными государственными гарантиями по социальной поддержке, установленными ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и ФЗ от 29.12.2013 г. № 15-ФЗ.

 Как установлено в статье 2 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 В статье 13 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ установлено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

 Общий порядок вступления в силу федеральных законов определен Федеральным законом от 14.06.1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания". По общему правилу, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (см. ст. 6 указанного закона).

 Федеральные законы подлежат опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

 Текст Федерального закона был опубликован в "Российской газете" от 27.12.1996 г. и в Собрании законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 52 ст. 5880.

 В Российском законодательстве содержится также указание на возможность определить порядок, отличный от общего, вступления федерального закона в силу в тексте самого закона.

 Указанный Закон вступил в силу в порядке, им же и установленном. В данном случае, срок вступления положений закона в силу определяется датой его официального опубликования, что отличается от общего порядка, предусмотренного для вступления нормативного акта в силу.

 Закон был опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 23.12.1996 г. Именно с этой даты следует связывать момент введения Закона действие.

 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не содержит оговорок о применении отдельных его положений правил об обратной силе. Обратная сила закона – распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. По общему правилу, Закон обратной силы не имеет, то есть не распространяется на отношения, возникшие до его действия.

 Правила об обратной силе закона действуют в случаях, когда принятый нормативный акт, во-первых, касается прав и свобод граждан, во-вторых, улучшает положение граждан. Во всех иных случаях, если в тексте нормативного акта не предусмотрено иное, нормативный акт распространяется на общественные отношения, возникшие после вступления его в силу, т.е. имеет перспективное действие.

 ДД.ММ.ГГГГ Кайгородовой Е.В. исполнилось <данные изъяты>

 Следовательно, к моменту вступления Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в законную силу ФИО7 уже достигла 23-ленего возраста, к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не могла быть отнесена, поэтому права на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда истец не приобрела; правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении искового требования ФИО7 к Администрации г.Ханты-Мансийска, Управлению опеки и попечительства администрации г.Ханты-Мансийска о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда – отказать.

 Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

 Мотивированное решение суда изготовлено 9 декабря 2013 года.

 Судья Ханты-Мансийского

 районного суда А.А.Литвинова