Дело № 2-4237/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24.09.2018 г.Владивосток Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Синицына К.В., при секретаре Берекет Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Приморскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в прокуратуре Ханкайского района Приморского края и уволен из органов прокуратуры по собственному желанию. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в СУ СК РФ по Приморскому краю (Хорольский межрайонный следственный отдел). Освобожден от замещаемой должности и уволен по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. В связи с поступлением в ноябре 2016 года на военную службу по контракту в ВС РФ и приобретением статуса военнослужащего, выплата ему пенсии по выслуге лет приостановлена (прекращена) и с 01.07.2018 не выплачивается. Полагает, что приостановление (прекращение) выплаты пенсии за выслугу лет незаконно. Просит признать незаконным действия СУ СК РФ по Приморскому краю, выразившиеся в приостановлении (прекращении) выплаты пенсии за выслугу лет с 01.07.2018. Возложить на СУ СК РФ по Приморскому краю обязанности по выплате ему пенсии за выслугу лет с 01.07.2018. В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнений. Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено и подтверждается представленной копией трудовой книжки, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в прокуратуре Ханкайского района Приморского края. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Хорольском межрайонном следственном отделе СУ СК РФ по Приморскому краю. Приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ освобожден от замещаемой должности по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, ч.2 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №403-ФЗ «О следственном комитете РФ» (далее по тексту – Федеральный закон №403-ФЗ). ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и от имени РФ Министерством Обороны РФ заключен контракт о прохождении военной службы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся получателем пенсии по линии Следственного комитета РФ, а также получателем надбавки, предусмотренной п.«б» ст.17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей» (далее по тексту – Закон РФ №). Выплата пенсии ФИО1 ответчиком приостановлена с 01.07.2018 на основании ч.2 ст.6 названного закона. В силу ч.1 ст.15 Федерального закона №403-ФЗ служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ. Часть 13 ст.35 этого же Федерального закона устанавливает, что пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений ч.2 ст.43 Закона РФ №4468-1). В соответствии с ч.1 ст.6 Закона РФ №4468-1 лицам, указанным в статье 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий во время службы приостанавливается (ч.2 ст.6). Предписания Федерального закона №403-ФЗ, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников Следственного комитета, отсылают не к отдельным положениям Закона РФ №4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, в связи с чем положения ст.6 названного Закона распространяются, в том числе и на лиц, проходивших службу в Следственном комитете РФ. Вместе с тем суд находит заслуживающими внимание доводы истца о том, что выплата пенсии за выслугу лет подлежит приостановлению только в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу. Федеральным законом от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» установлено, что государственная служба включает в себя следующие виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Исходя из положений Федерального закона №403-ФЗ служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, данный орган входит в систему правоохранительных органов РФ. Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства (ч.1 ст.1). Служба в Следственном комитете РФ является федеральной государственной службой. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (части 1, 2 ст.15). Должности в военных следственных управлениях Следственного комитета, военных следственных отделах Следственного комитета могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ (часть 4 ст.15). Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 5 ст.15). После увольнения из СУ СК РФ по Приморскому краю истец поступил на военную службу по контракту с присвоением воинского звания, то есть приобрел статус военнослужащего. Порядок прохождения военной службы регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ, Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Таким образом, прохождение федеральной государственной службы на соответствующих должностях в Следственном комитете (за исключением должностей в военных следственных управлениях и военных следственных отделах Следственного комитета, замещаемых военнослужащими) и прохождение военной службы имеют разное правовое регулирование, при этом служба в Следственном комитете не приравнивается к военной службе. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18.03.2004 №6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплат этой пенсии при возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации на военной и правоохранительной службе. При этом из названного постановления следует, что пенсия за выслугу лет подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу. Указанное согласуется с положениями ч.2 ст.14 Закона РФ №4468-1, согласно которым в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органах внутренних дел, или Государственную противопожарную службу или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. По делу установлено, что истец до ДД.ММ.ГГГГ проходил федеральную государственную (правоохранительную) службу в СУ СК России по Приморскому краю, в связи с которой ему назначена пенсия за выслугу лет, а с ДД.ММ.ГГГГ зачислен на военную службу, то есть на другой вид службы и на других условиях. В соответствии со ст.18 Закона РФ №4468-1, постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» служба в Следственном комитете не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для назначения военной пенсии. Таким образом, приостановление выплаты истцу назначенной при увольнении из Следственного комитета пенсии за выслугу лет как лицу, поступившему на военную службу, то есть без возобновления государственной правоохранительной службы, не основано на законе. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для истца отсутствует механизм компенсации приостановления ему выплаты пенсии за выслугу лет. Учитывая изложенное, оспариваемые истцом действия СК СУ по Приморскому краю по приостановлению выплаты ему назначенной пенсии за выслугу лет 01.07.2018 в связи с поступлением на военную службу являются незаконными, а требование истца о возложении на ответчика обязанности возобновить выплату указанной пенсии с даты приостановления, то есть с 01.07.2018 – обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковое заявление ФИО1 к Следственному управлению Следственного комитета РФ по Приморскому краю о признании незаконными действий, возложении обязанности – удовлетворить. Признать незаконными действия Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю по приостановлению выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1 с 01.07.2018. Обязать Следственное управление Следственного комитета РФ по Приморскому краю возобновить ФИО1 выплату пенсии за выслугу лет с 01.07.2018. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья К.В. Синицын Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.09.2018 |