ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4238/15 от 09.10.2015 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Гражданское дело №2-4238/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2015 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О.

при секретаре Зябликовой О.Н.,

с участием помощника прокурора Самар Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по дело иску Ликучан И. Л. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, о возмещении убытков за не предоставленную санаторно-курортную путевку, денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ликучан И.Л. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» о возмещении убытков за не предоставленную санаторно-курортную путевку в сумме /руб/, денежной компенсации морального вреда в сумме /руб/. Иск был принят к производству мирового судьи в связи с тем, что сумма иска не превышала /руб/.

В ходе подготовки истец Ликучан И.Л. заявил ходатайство о привлечении соответчиков, ссылаясь на следующее. Требования о возмещении убытков за не предоставленные санаторно-курортные путевки и возмещении морального вреда просит заменить на требование о возмещении вреда здоровью, явившегося следствием не предоставления санаторно-курортных путевок, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в течение длительного времени и возмещении морального вреда. Также в ходе подготовки к рассмотрению дела выяснилось, что по характеру спорных правоотношений дело невозможно рассмотреть без участия соответчиков: Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Управления Федерального казначейства Хабаровского края. Ликучан И.Л. является не работающим гражданином пожилого возраста, в соответствии с Порядком «реализации на территории Хабаровского края краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан», утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 15.04.2010г. № 98-пр (далее «Порядок»), имеет право на обеспечение санаторно-курортным лечением 1 раз в 2 года. Одновременно он является инвалидом III группы и в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и имеет право на ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением. Согласно абз. 2 ч.1 Порядка, если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по краевому и федеральному законодательству, независимо от оснований, по которым они устанавливаются, ему предоставляются меры социальной поддержки либо по соответствующему закону Хабаровского края, либо по федеральному закону по выбору гражданина. Ранее ему была предоставлена путевка в санаторий ОАО «Санаторий «Уссури» со сроком лечения с 20.12.2010 г. по 09.01.2011 г. Однако его пребывание в указанном санатории, в связи с несоответствием профиля указанного санатория его заболеванию, повлекло ухудшение состояния, в результате чего назначенные ему процедуры, были в спешном порядке отменены, а его пребывание в санатории ограничилось прогулками на свежем воздухе. Право на получение очередной путевки как инвалида 3-ей группы у него возникло с (дата), а как гражданина пожилого возраста - с (дата). В установленном законом порядке истец обращался с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, по профилю заболевания согласно медицинской справке в Краевое государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» истца поставили на очередь, однако право на получение санаторно-курортного лечения до настоящего времени реализовано не было - путевка не была предоставлена ни по одному из оснований. В результате недополученного лечения его состояние ухудшилось настолько, что в настоящее время ему требуется госпитализация (копии направления ФГБУ «федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» от (дата). (№) и вызова на госпитализацию для проведения (иные данные) прилагаются), а также назначен прием лекарственных препаратов, не входящих в перечень для бесплатного обеспечения, в результате чего он вынужден приобретать дорогостоящие препараты за свой счет. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данная статья определяет один из основных принципов деятельности демократического государства, в котором создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является обязанностью государства. В соответствии со статьей 41 Конституции РФ "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов, страховых отчислений и других поступлений" Основными механизмами реализации прав граждан на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях являются: Основы законодательства об охране здоровья граждан в РФ (далее по тексту - Основы), принятые ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1; Закон РФ «О медицинском страховании граждан РФ» от 28.06.1991 №1499-1; Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденная Постановлением Правительства от 11.09.1998 №1096; программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, принимаемые на уровне субъектов РФ, а также иные акты. Данные документы устанавливают основные права и обязанности каждого субъекта - участника «медицинских правоотношений». В соответствии со статьей 30 Основ и статьей 6 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» граждане имеют право на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. В статье 5 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» закреплено, что полис - документ, подтверждающий факт страховки гражданина в рамках Программы обязательного медицинского страхования, имеет силу на всей территории Российской Федерации. На основании анализа нормативной базы, регламентирующей право граждан на выбор медицинского учреждения, следует вывод: каждый гражданин, имеющий полис обязательного медицинского страхования, вправе по своему выбору при возникновении страхового случая обратиться в любое лечебное учреждение, работающее в системе обязательного медицинского страхования, за получением медицинской помощи, в объемах и на условиях, установленных Правительством РФ. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2014 г. №1211н, «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2015 году» стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2015 году для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установлена в размере, не превышающем /руб/, срок пребывания в санаторно-курортном учреждении определен в 18 дней; с Приказом от 19.12.2013г. № 750н, «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2014 году» - в размере /руб/., исходя из профиля заболевания, срок пребывания в санаторно-курортном учреждении определен в 21 день; с Приказом от 28.12.2012 № 637н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2013 году» - в размере /руб/., срок пребывания - 21 день; Приказом от 04.10.2011г. №1129н, «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2012 году» - в размере /руб/., в 2011 году - /руб/., срок пребывания исходя из профиля заболевания 21 день. Пунктом 2 каждого из указанных Приказов предусмотрено, что стоимость одного дня пребывания граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в санаторно-курортных учреждениях, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов. Кроме того, действия ответчиков причинили истцу нравственные страдания, из-за необходимости отстаивать свои права перед уполномоченными лицами в учреждениях, призванных обеспечить исполнение законодательства в интересах социально незащищенных категорий граждан, Ликучан И.Л. - человек пожилого возраста, страдающий сердечно сосудистым заболеванием, являясь инвалидом III группы, вынужден ходить и требовать исполнения гарантированных законом прав, всякий раз после обращения находясь на грани сердечного приступа (подтверждение - ст.2 ИПР «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда»). Сумму причиненного морального вреда Ликучан И.Л. оценивает в /руб/. На основании изложенного, руководствуясь п. 1.5 ч.1 подраздела 1 Постановления Правительства Хабаровского края от 15 апреля 2010 г. №98-пр, законом Хабаровского края, от 26 января 2005г. №254. Взыскать с Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, Краевого государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», ГУ Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Управления Федерального казначейства Хабаровского края ущерб здоровью в размере сумм не предоставленных Ликучан И.Л. путевок на санаторно-курортное лечение в (дата) годах из расчета продолжительности санаторно-курортного лечения 21 день с учетом индексации с применением районных коэффициентов, применяемых в местах расположения санаторно-курортных учреждений в размере /руб/ Взыскать с Министерства социальной защиты населения Хабаровского края, Краевого государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», ГУ Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Управления казначейства Хабаровского края денежную компенсацию морального вреда /руб/

Определением суда от (дата) к участию в деле были привлечены Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерство финансов Хабаровского края

В ходе судебного заседания истец Ликучан И.Л. на требованиях настаивал и дал суду пояснения, соответствующие изложенному выше.

Представитель КГКУ «Центр социальной защиты населения по г.Комосомльску-на-Амуре» Вальков Н.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно п. 1.5. Порядка реализации на территории Хабаровского края краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан, утв. Постановлением правительства Хабаровского края от 15.04.2010 г. № 98-пр путевками на санаторно-курортное лечение (далее - путевки) обеспечиваются неработающие граждане пожилого возраста, не имеющие права на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, и не имеющие права на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением по другим основаниям.

Неработающие граждане пожилого возраста обеспечиваются путевками Центрами социальной поддержки по месту жительства в соответствии с медицинскими показаниями согласно очередности, не чаше одного раза в два года.

Неработающие граждане пожилого возраста, имеющие медицинские заключения врачебных комиссий учреждений здравоохранения о необходимости прохождения санаторно-курортного лечения по состоянию здоровья в определенные сроки, обеспечиваются путевками вне очереди независимо от даты получения ими последней путевки.

Ликучан И.Л. обратился с заявлением в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о постановке его на учёт на санаторно- курортное лечение (дата) Санаторно-курортное лечение проходил впериод с (дата) по (дата) в ОАО «Санаторий «УССУРИ». Тем не менее, Ликучан И.Л. настаивает на предоставлении ему индивидуальной путёвки в санатории (адрес).

Решение о внеочередном предоставлении путевки принимается комиссией по оказанию государственной социальной поддержки Центра социальной поддержки.

Обеспечение неработающих граждан пожилого возраста путевками осуществляется в порядке, определяемом Министерством.

Направление на санаторно-курортное лечение неработающих граждан пожилого возраста, регламентировано Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 256, и осуществляться в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями, оформленными в медицинской справке по форме № 070/у: по профилю лечения заболевания, сезону санаторно-курортного лечения, а также предпочтительному месту лечения. Отметки о пожеланиях больного о профиле и месте лечения, в медицинской справке не предусмотрено.

Определение поставщиков услуг но санаторно-курортному лечению неработающих граждан пожилого возраста министерством производится в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно медицинским рекомендациям (медицинским справкам от (дата)(№) и от (дата)(№) представленной заявителем в Центр социальной поддержки населения по месту жительства) Ликучану И.Л. рекомендовано санаторно-курортное лечение по профилю лечения заболеваний (иные данные) системы, в зоне (адрес), (адрес) и (адрес) краев.

Учитывая изложенное, согласно очередности Ликучану ИЛ. будет предложена путевка на санаторно-курортное лечение по профилю лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы в санаторно-курортное учреждение, которое в соответствии с действующим законодательством пройдет отбор поставщиков услуг по данному профилю лечения.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.12.2013 № 750н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2014 году» утратил силу в связи с утверждением приказа от 31 декабря 2014 г. №1211н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в 2015 году». Однако стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях не является основанием виндикации. Указанная стоимость рассчитана по согласованию с Министерством финансов РФ и включает в себя установленный набор медицинских и социально-бытовых услуг пребывания в санаторияхДля того, чтобы требовать возмещения убытков, ответчик должен доказать, что он их реально понёс. Однако никаких доказательств не представлено. Несение убытков в форме упущенной выгоды обосновано в том случае, если, опять-таки, имущество (в данном случае денежные средства) принадлежат их владельцу. Денежные средства, рассчитанные на пребывание гражданина в санатории, не могут ему принадлежать изначально. Пункт. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" выделил ещё одно условие, подлежащее обязательному выполнению при расчете упущенной выгоды. В соответствии с указанным пунктом постановления пленумов размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно- заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров. Таким образом, определение упущенной выгоды возможно только при учете расходов (затрат), возникающих при получении прибыли.

Представитель Министерства социальной защиты населения Хабаровского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался в установленном законом порядке, представлены письменные возражения, согласно которым, с исковыми требованиями министерство социальной защиты населения края (далее - министерство) не согласно по следующим основаниям. В соответствии с Порядком реализации на территории Хабаровского края краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан (утвержден постановлением Правительства края от 15.04.2010 № 98-пр), предусмотрено право малоимущих неработающих граждан пожилого возраста на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно. При этом путевками на санаторно-курортное лечение (далее - путевки) обеспечиваются малоимущие неработающие граждане пожилого возраста, не имеющие права на санаторно-курортное лечение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.

Неработающие граждане пожилого возраста обеспечиваются путевками центрами социальной поддержки по месту жительства в соответствии с медицинскими показаниями согласно очередности, не чаще одного раза в два года.

Указанным Порядком предусмотрены случаи, когда путевки предоставляются в первоочередном порядке и вне очереди.

Так, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются путевками в первоочередном порядке, а неработающие граждане пожилого возраста, имеющие медицинские заключения врачебных комиссий учреждений здравоохранения о необходимости прохождения санаторно-курортного лечения по состоянию здоровья в определенные сроки, обеспечиваются путевками вне очереди независимо от даты получения ими последней путевки.

Решение о внеочередном предоставлении путевки принимается комиссией по оказанию государственной социальной поддержки Центра социальной поддержки. Обеспечение неработающих граждан пожилого возраста путевками осуществляется в порядке, определяемом министерством (пункт 1.5 раздела I Порядка).

В целях реализации данного Порядка приказом министерства от 31.05.2012 №129-П утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение неработающих граждан пожилого возраста бесплатно.

Данным административным регламентом установлены определенные действия (административные процедуры) обязанные для исполнения работниками центров социальной поддержки и министерства при предоставлении государственной услуги (т.е. выдаче путевки).

Так, согласно пункту 3.1.10 Административного регламента работник центра социальной поддержки, ответственный за прием документов заносит данные о гражданине, чьи документы приняты для получения путевки, в автоматизированную информационную систему "Электронный социальный регистр населения Хабаровского края" и регистрирует в автоматизированной информационной системе "Электронный социальный регистр населения Хабаровского края" заявление об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение и предоставленные документы. Таким образом, формируется очередность на получение путевки.

Закупку путевок обеспечивает министерство в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в пределах денежных средств, выделенных из краевого бюджета на эти цели на текущий финансовый год. После получения путевок они распределяются по центрам. социальной поддержки, их количество является недостаточным в связи с чем, по краю сохраняется очередность на получение путевок.

В (дата) для центра социальной поддержки г. Комсомольска-на-Амуре было выделено (№) путевки, однако очередь для истца на получение в (дата) еще не наступила.

В настоящее время министерством осуществляются необходимые конкурсные процедуры для закупок путевок на (дата). Исходя из средств, выделенных для приобретения путевок на текущий финансовый год, министерством планируется закупить (№) путевок в целом для всех центров социальной поддержки. Для центра социальной поддержки г. Комсомольска-на- Амуре планируется направить (№) путевок.

При наступлении очередности Ликучану И.Л. путевка будет выдана в соответствии с рекомендациями, оформленными в медицинской справке по форме №070/у: по профилю заболевания, сезону санаторно-курортного лечения, а также предпочтительному месту лечения. Предпочтительными в медицинской справке, выданной Ликучан И.Л., указаны санатории по его профилю заболевания ((иные данные)) (адрес), (адрес) и (адрес) края. Учитывая общий размер, денежных средств, выделяемых из краевого бюджета, предпочтение отдается санаториям, расположенным в Дальневосточном федеральном округе.

Если у истца имеется медицинское заключение врачебной комиссии медицинской организации о необходимости прохождения им санаторно-курортного лечения по состоянию здоровья в определенные сроки, вопрос об обеспечении его путевкой вне очереди независимо от даты получения ими последней путевки будет рассмотрен.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода (статья 15 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со статьей 150 гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред Согласно статье 15 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, по общему правилу моральный вред компенсируется лишь при наличии вины причинителя вреда. Исключениями из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В данном случае вины министерства не имеется. Ликучан И.Л. поставлен в очередь на получение путевки в установленном порядке. Путевка будет выдана ему в установленном порядке.

Определением суда от (дата). в качестве соответчика по данному делу привлечено Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, требования о возмещении убытков за не предоставление санаторно-курортной путевки и возмещения морального вреда заменены истцом на требование о возмещении вреда здоровью, явившегося следствием не предоставления санаторно- курортных путевок, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида в течение длительного времени и возмещении морального вреда.

Представитель Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Сиротина Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку ФСС РФ не является в данном деле надлежащим ответчиком.

Кроме того, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена система мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, определены правовые основы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, предусмотрены для них гарантии материального обеспечения, социально-бытового обслуживания, получения образования и профессиональной подготовки, обеспечения занятости.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалидам предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При этом инвалиды I группы и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

При разграничении полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения - исходя из того, что согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1), а по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2), - федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, а также предоставил им право устанавливать для них за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 и часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Правовой механизм предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, введенный Федеральным законом от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», предполагает учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе отражение необходимых сведений в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также надлежащее финансовое и организационное обеспечение предоставления социальных услуг.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется с даты установления ежемесячной денежной выплаты (часть 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи"). Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 29 декабря 2004 года №328 утвердило Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно пункту 1.3 которого граждане с даты назначения им ежемесячной денежной выплаты имеют право на получение набора социальных услуг полностью, одной или двух любых социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 части 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона.

Обусловливая возникновение у гражданина права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг установлением ему ежемесячной денежной выплаты и одновременно предусматривая оплату таких услуг посредством удержания части ежемесячной денежной выплаты, законодатель предоставил гражданин}, право выбора - получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.

Реализация права выбора формы предоставления социальной поддержки предполагает подачу гражданином в срок до 1 октября текущего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему социальных услуг. Заявление о возобновлении предоставления социальных услуг подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. При этом проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года, а закон о бюджете, по общему правилу, вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (пункт 1 статьи 192 и пункт 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, средства которого на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, распределяются по территориальным органам Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок.

Средства на оплату стоимости путевок перечисляются Фондом санаторно- курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864).

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Заявление от инвалида (федерального льготника), включенного в Федеральный регистр лиц, о предоставлении санаторно-курортной путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения (форма 070/У), подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 1 декабря текущего года (пункты 3.3 и 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан № 328).

Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан № 328, - установлен срок подачи заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение до 1 декабря текущего года, исходя из необходимости его надлежащего финансового и организационного обеспечения.

Порядок обращения гражданина (федерального льготника) за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачу такой путевки определяет Федеральный закон «О государственной социальной помощи» и принятые с ним нормативно-правовые акты в целях адресного использования бюджетных средств, устанавливают механизм предоставления путевки на санаторно-курортное лечение Фондом социального страхования:

Право на получение в рамках набора социальных услуг санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Порядок обеспечения лиц из числа получателей социальных услуг санаторно-курортным лечением- приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Механизм финансового обеспечения предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан - Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864 : - размер средств определяется, исходя из численности граждан в субъекте Российской Федерации, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по санаторно-курортному лечению и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ; - финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении следующих категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи: а) инвалиды войны; б) участники Великой Отечественной войны; в) ветераны боевых действий; г) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; д) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; е) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; ж) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г.Ленинграда; з) инвалиды; и) дети-инвалиды; к) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан; в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно действие Правил № 864 распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих I группу инвалидности.

Средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным организациям, отобранным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются ГУ - ХРО ФСС РФ в пределах выделенных бюджетных средств, утвержденных на текущий финансовый год, предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая формируется согласно дате подачи заявления инвалидом в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.

Основанием для получения путевки является наличие медицинских показаний. При этом нуждающиеся в лечении указанные категории граждан (федеральные льготники) должны быть внесены в Федеральный регистрПенсионного фонда РФ.

Для получения санаторно-курортной путевки в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации необходимо представить следующие документы: - справку для получения путевки по форме 070/у (выдается лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении); - заявление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение; - документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт РФ); - документ, подтверждающий отнесение гражданина к соответствующей льготной категории лиц (справка об инвалидности, удостоверение участника ВОВ, инвалида войны и т.п.).

Не имеющие права на получение санаторно-курортной путевки через Фонд социального страхования обеспечиваются бесплатным санаторно- курортным лечением через органы социальной защиты (не работающие пенсионеры - региональные льготники), для получения санаторно-курортной путевки не работающему пенсионеру, необходимо встать на очередь в органы социальной защиты по месту жительства.

Ликучан И. Л. в Федеральном регистре лиц Пенсионного Фонда Российской Федерации, имеющих право на государственную социальную помощь в виде санаторно-курортного лечения не значится, в филиал № 11 ГУ-ХРО ФСС РФ за обеспечением санаторно-курортным лечением не обращался.

Таким образом, Государственное учреждение - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации право гр.Ликучан И.Л. на государственную социальную помощь в виде обеспечения санаторно-курортным лечением, не нарушало.

Правовые основания в удовлетворении исковых требований Ликучан И.Л. о возмещении вреда здоровью в связи с не предоставлением санаторно- курортной путевки ГУ-ХРО ФСС РФ, возмещении морального вреда отсутствуют. В связи с вышеизложенным, требования гр.Ликучан И.Л. не подлежат удовлетворению.

Представитель Министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался в установленном законом порядке.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что Ликучан И.Л. состоит в реестре КГКУ «Центр социальной защиты населения по г.Комсомольску-на-Амуре»

Неработающие граждане пожилого возраста обеспечиваются путевками Центрами социальной поддержки по месту жительства в соответствии с медицинскими показаниями согласно очередности, не чаше одного раза в два года.

Неработающие граждане пожилого возраста, имеющие медицинские заключения врачебных комиссий учреждений здравоохранения о необходимости прохождения санаторно-курортного лечения по состоянию здоровья в определенные сроки, обеспечиваются путевками вне очереди независимо от даты получения ими последней путевки.

Ликучан И.Л. обратился с заявлением в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о постановке его на учёт на санаторно- курортное лечение (дата) Санаторно-курортное лечение проходил впериод с (дата) по (дата) в ОАО «Санаторий «УССУРИ». Ликучан И.Л. настаивает на предоставлении ему индивидуальной путёвки в санатории (адрес).

Решение о внеочередном предоставлении путевки принимается комиссией по оказанию государственной социальной поддержки Центра социальной поддержки.

Обеспечение неработающих граждан пожилого возраста путевками осуществляется в порядке, определяемом Министерством.

Направление на санаторно-курортное лечение неработающих граждан пожилого возраста, регламентировано Порядком медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 256, и осуществляться в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями, оформленными в медицинской справке по форме № 070/у: по профилю лечения заболевания, сезону санаторно-курортного лечения, а также предпочтительному месту лечения. Отметки о пожеланиях больного о профиле и месте лечения, в медицинской справке не предусмотрено.

Определение поставщиков услуг но санаторно-курортному лечению неработающих граждан пожилого возраста министерством производится в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно медицинским рекомендациям (медицинским справкам от (дата)(№) и от (дата)(№) представленной заявителем в Центр социальной поддержки населения по месту жительства) Ликучану И.Л. рекомендовано санаторно-курортное лечение по профилю лечения заболеваний (иные данные) системы, в зоне (адрес), (адрес) и (адрес) краев.

Несение убытков в форме упущенной выгоды обосновано в том случае, если, имущество (в данном случае денежные средства) принадлежат их владельцу. Денежные средства, рассчитанные на пребывание гражданина в санатории, не могут ему принадлежать изначально. Пункт. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" выделил ещё одно условие, подлежащее обязательному выполнению при расчете упущенной выгоды. В соответствии с указанным пунктом постановления пленумов размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно- заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров. Таким образом, определение упущенной выгоды возможно только при учете расходов (затрат), возникающих при получении прибыли.

Таким образом, законодательством предусмотрено предоставление именно путевок, механизма возмещения убытков при спорных правоотношениях действующим законодательством не предусмотрено.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что в федеральном регистре инвалидов Ликучан И.Л. не состоит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Ликучан И. Л. к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Краевому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре», Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о возмещении убытков за не предоставленную санаторно-курортную путевку, денежной компенсации морального вреда, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и/или на него может быть принесено представление прокурором в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.

Судья О.О.Устьянцева-Мишнева