Дело №2-4239/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2018 года г. Волгоград
Центральный районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Артеменко И.С.,
при секретаре Разуваевой А.Ю.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области ФИО2, представителя ответчика Комитета по Управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО3, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Комитету по Управлению государственным имуществом Волгоградской области о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о взыскании убытков.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником столярной мастерской общей площадью 353,50 руб., расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ..., о чем имеется запись от 27.12.2007 года в государственном реестре прав на недвижимое имущество №....
На основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 15 от 15.04.2008 года «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельного участка с кадастровым номером №..., находящегося в собственности Волгоградской области, было принято решение о разделе земельного участка, площадью 10 172,70 кв.м. на два земельных участка, площадями 5 949 кв.м. и 4 224 кв.м.
ФИО4 обратилась с заявлением в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области о возможности раздела земельного участка кадастровым номером №... расположенного по адресу: ......, поскольку на данном участке находится ее собственность.
Письмом от 21.04.2008 года № 10-16/2460 ФИО4 совместно с ФИО5 обязали в кратчайшие сроки произвести раздел земельного участка, площадью 4 224 кв.м. путем составления проекта территориального землеустройства.
Земельный участок кадастровым номером 34:34:050074:70, площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: ..., был поставлен на кадастровый учет в 2010 году.
Письмом от 20.11.2014 года № 25/13257 Министерство транспорта и дорожного хозяйств Волгоградской области уведомило ФИО4 об изъятии земельного участка для государственных нужд.
Распоряжением Министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 13.01.2014 года № 2-р земельный участок под зданием столярной мастерской был зарезервирован для государственных нужд Волгоградской области в целях строительства автомобильной дороги «III продольная магистраль» (1 этап) сроком на 7 лет.
Распоряжением Министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 02.10.2014 года № 4005-р земельный участок под зданием столярной мастерской был изъят для государственных нужд Волгоградской области в целях строительства автомобильной дороги «III продольная магистраль» в границах от ... до ул. 40 лет ВЛКСМ в г. Волгоград (1 этап).
ФИО4 обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 11.12.2015 года № 21-16/25122 Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказал ФИО4
ФИО4 обратилась в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Письмом от 25.05.2016 года № 21-17/10804 ФИО4 отказано в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку участок был изъят для государственных и муниципальных нужд.
Истец указывает, что в соответствии со ст. 56.11 Земельного кодекса РФ земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества считаются изъятыми с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Поскольку до настоящего времени соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не заключено, государственная регистрация прекращения права не осуществлялась, нельзя считать завершенное процедуру изъятия земельного участка.
В связи чем, истец несет убытки и не может использовать свое имуществом, поскольку без договора аренды и учитывая, что земельный участок указанный как «изъятый для государственных нужд» с ней не заключают договора ресурсоснабжающей организации. А также с истца взыскивают неосновательное обогащение.
Решение об изъятии земельного участка было принято в 2014 году, однако до настоящего времени земельный участок не изъят.
Согласно заключению о величине убытков «17-076 ИП ФИО6 величина возмещения правообладателя объекта недвижимого имущества складывается из реальных затрат необходимых на восстановление нарушенного права, а так же убытков, причиненных изъятием, которые составляют 4 337 300 руб., которые истец просит взыскать с ответчика.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по Управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области ФИО2, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку до настоящего времени соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд сторонами не заключено, государственная регистрация прекращения прав не осуществлялась.
Представитель ответчика Комитета по Управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО3 просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку до настоящего времени земельный участок не изъят государственными органами.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Как предусмотрено действующим законодательством, порядок изъятия участка, а также находящихся на нем зданий, сооружений и другого недвижимого имущества предусматривает последовательное проведение следующих процедур: принятие решения об изъятии федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, в зависимости от того, для чьих нужд изымается имущество (п. 1,2 ст. 279 ГК РФ); письменное уведомление об изъятии правообладателя изымаемого имущества органом, принявшим решение об изъятии (п. 3 ст. 279 ГК РФ); государственная регистрация решения об изъятии в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок и извещение правообладателя о произведенной регистрации с указанием ее даты (п. 4 ст. 279 ГК РФ); определение по соглашению с правообладателем платы за изымаемое имущество и других условий выкупа (ст. 282 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Комитетом во исполнение требования ст. 279, 282 ГК РФ, ст. 56.7 Земельного кодекса РФ принимается весь комплекс необходимых мер, предусмотренных законом в рамках предоставленных лимитов бюджетных средств.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец является собственником столярной мастерской общей площадью 353,50 руб., расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ..., о чем имеется запись от 27.12.2007 года в государственном реестре прав на недвижимое имущество №....
На основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 15 от 15.04.2008 года «Об утверждении проекта территориального землеустройства земельного участка с кадастровым номером 34:34:050074:0009, находящегося в собственности Волгоградской области, было принято решение о разделе земельного участка, площадью 10 172,70 кв.м. на два земельных участка, площадями 5 949 кв.м. и 4 224 кв.м.
ФИО4 обратилась с заявлением в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области о возможности раздела земельного участка кадастровым номером №... расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград ..., поскольку на данном участке находится ее собственность.
Письмом от 21.04.2008 года № 10-16/2460 ФИО4 совместно с ФИО5 обязали в кратчайшие сроки произвести раздел земельного участка, площадью 4 224 кв.м. путем составления проекта территориального землеустройства.
Земельный участок кадастровым номером 34:34:050074:70, площадью 912 кв.м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград ..., был поставлен на кадастровый учет в 2010 году.
Письмом от 20.11.2014 года № 25/13257 Министерство транспорта и дорожного хозяйств Волгоградской области уведомило ФИО4 об изъятии земельного участка для государственных нужд. Которое истцом получено 05.12.2014 года.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 12.08.2013 года № 400-п утвержден проект планировки и межевания территории по объекту «Строительство автомобильной дороги «III Продольная магистраль в границах от ... до ул. 40 лет ВЛКСМ в г. Волгограде» (1 этап).
Строительство указанной автомобильной дороги ранее входило в государственную программу Волгоградской области, утвержденную постановлением Правительства Волгоградской области от 05.02.2014 № 27-п «Об утверждении государственной программы Волгоградской области «Развитие транспортной системы Волгоградской области» на 2014-2017 годы. В настоящее время строительство названного объекта входит в государственную программу Волгоградской области "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области", утвержденную Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 23.01.2017 N 16-п.
В соответствии с часть 1 ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу пунктов 1,3 части 1 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ, основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, а также для досрочного прекращения договора аренды земельного участка является заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
На основании части 3 ст. 56.11 Земельного кодекса РФ права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
До настоящего времени соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд сторонами не заключено, государственная регистрация прекращения прав не осуществлялась.
Таким образом, до настоящего времени земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий истцу, нельзя считать изъятым для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27.11.2017 в ходе рассмотрения гражданского дела № 2-2996/2017 по иску Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к ФИО4, взыскании неосновательное обогащение, проценты за пользование чужими денежными средствами, а именно за использование спорного земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 912 кв.м, расположенный по адресу: г. Волгоград, ..., с 22.04.2011 является собственностью Волгоградской области, на каком-либо праве никому не предоставлен.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований о взыскании убытков за не изъятый до настоящего времени объект недвижимости, не имеется, в связи с чем, суд отказывает в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Комитету по Управлению государственным имуществом Волгоградской области о взыскании убытков, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен 14.08.2018 года.
Судья: подпись Артеменко И.С.