ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-423/13 от 11.02.2013 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-423/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2013года г.Красноярск

Советский районный суд г.Красноярска в составе

Председательствующего судьи Пустоходовой Р.В.,

При секретаре Валехматовой Н.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Славянка», ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о возложении обязанности по подаче документов для постановки на учет лифтов, постановке на учет лифтов,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Славянка», ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту – ФГКУ «СибТУИО»), Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Енисейское Управление Ростехнадзора) о возложении на ОАО «Славянка», ФГКУ «СибТУИО» обязанности по совместной подаче в Енисейское Управление Ростехнадзора документов для постановки на учет лифтов, расположенных по адресу: <адрес> и возложении на Енисейское Управление Ростехнадзора обязанности по постановке на учет указанных лифтов. Требования мотивированы тем, что приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> был закреплен на праве оперативного управления за ФГУ «Красноярска КЭЧ района» Минобороны РФ. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ произведена реорганизация ФГУ «СибТУИО» путем присоединения к нему ФГУ «Красноярска КЭЧ района». Этим же приказом на руководителя ФГУ «СибТУИО» возложена обязанность по обеспечению регистрации права оперативного управления на федеральное недвижимое имущество. В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным Министерством обороны РФ с ОАО «Славянка», последнее оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в <адрес>. Дом является жилым, имеет 10 этажей. В соответствии с требованиями п.3.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» жилые здания высотой более пяти этажей должны быть оборудованы лифтами (грузовыми и пассажирскими). В доме по <адрес> установлены лифты. Однако, лифты не введены в эксплуатацию в связи тем, что не поставлены на учет в Енисейском Управлении Ростехнадзора. В соответствии с «Техническим регламентом безопасности лифтов», лифты подлежат учету в органах государственного контроля (надзора). Для постановки лифтов на учет информация о владельце лифта и копия декларации о соответствии лифта требованиям технического регламента направляются владельцем лифта в срок, не превышающий 10 дней со дня ввода лифта в эксплуатацию. С учетом проведенных мероприятий по реорганизации ФГУ «Красноярска КЭЧ района» его правопреемником является ФГКУ «СибТУИО». Филиалом «Красноярский» ОАО «Славянка» принимались меры к постановке лифта на учет в Енисейском Управлении Ростехнадзора, в чем было отказано в связи с тем, что ОАО «Славянка» не является владельцем лифтов ( т.1 л.д.4-6, 7-10).

В судебном заседании представитель истца ФИО1 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, т.1 л.д.230) исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчиков ОАО «Славянка» ФИО2 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, т.1 л.д.242), Енисейского Управления Ростехнадзора ФИО3 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, т.1 л.д.219) иск не признали.

Представители ответчика ФГКУ «СибТУИО», третьего лица Министерства обороны РФ, надлежаще извещенные о рассмотрении дела ( т.1 л.д.237, 238), в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие ( т.1 л.д.240, 243). В соответствии со ст.167 ГПР РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Подпунктом 7 пункта 16 Технического регламента о безопасности лифтов ( утв.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 782 установлено, что лифт подлежит учету в органах государственного контроля (надзора).

Судом остановлено, что приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ за ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ ( далее по тексту - ФГУ «Красноярска КЭЧ») закреплено на праве оперативного управления здание многоквартирного <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Красноярска КЭЧ» приняло 79-квартирный 10-этажный жилой дом по указанному адресу с трансформаторной подстанцией и инженерным обеспечением ( т.1 л.д.27-29, 31-36).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ с ОАО «Славянка» (управляющая компания) заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ, в соответствии с которым управляющая компания обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков Министерства обороны, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям. ( т.1 л.д. 14-25).

ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Красноярска КЭЧ» заключило с ОАО «Славянка» Техническое соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно приложению к которому жилой <адрес> включен в перечень объектов, передаваемых в управление управляющей компании ОАО «Сибирячка» ( т.1 л.д.55-56, 57-67).

Приказом Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано ФГУ «СибТУИО» путем присоединения к нему ФГУ «Красноярска КЭЧ» ( л.д.37-41).

ДД.ММ.ГГГГ прекращена деятельность ФГУ «Красноярска КЭЧ» ( л.д.246).

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ изменен тип Федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ( т.1 л.д.247).

ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Славянка» обратилось в Енисейское Управление Ростехнадзора с заявлением о постановке на учет пассажирских лифтов, установленных в жилом <адрес> ( т.1 л.д.48). В ответ на указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ Енисейское Управление Ростехнадзора сообщило ОАО «Славянка» о том, что пассажирские лифты в здании по <адрес> не могут быть поставлена на учет, так как ОАО «Славянка» не является владельцем лифтов в соответствии с «Технического регламентом о безопасности лифтов» ( т.1 л.д.49).

Прокурор суду пояснил, что в течение длительного времени граждане, проживающие в доме по <адрес> «а» испытывают крайне значительные неудобства, поскольку дом является многоэтажным, лифты на работают. Обязанность по постановке лифтов на учет следует возложить как на ФГКУ «СибТУИО», которое является правопреемником ФГУ «Красноярская КЭЧ», так и на управляющую компанию, у которой хранится необходимая техническая документация на дом. Так же полагает, что на Енисейское Управление Ростехнадзора следует возложить обязанность поставить лифты на учет.

Представитель ОАО «Славянка» суду пояснил, что в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ ответчик оказывает услуги по управлению жилищным фондом. Для постановки лифтов в доме по <адрес> управляющая компания принимала меры, обратившись с соответствующим заявлением Енисейское Управление Ростехнадзора, однако, в удовлетворении заявления было отказано, так как ОАО «Славянка» не является владельцем лифтов. Для ускорения процесса постановки лифтов на учет ОАО «Славянка» обращалась в ФГКУ «СибТУИО» просьбой выдать доверенность кому-либо из сотрудников ОАО «Славянка» для проведения необходимых действий. ОАО «Славянка» является ненадлежащим ответчиком, поскольку не имеет полномочий на постановку лифтов на учет.

Представитель Енисейского Управления Ростехнадзора суду пояснил, что в соответствии с «Технического регламентом о безопасности лифтов», которым обязано руководствоваться Управление, лифты могут быть поставлены на учет только по заявлению владельца лифта, коим управляющая компания в соответствии с «Техническим регламентом» не является. Данное требование «Технического регламента» направлено на то, что бы Управление имело возможность контролировать владельца лифта, на имя которого и производится постановка на учет, в части безопасной эксплуатации лифта, принимать установленные законом меры реагирования. Исковые требования не признает, поскольку владелец лифта в Управление с заявлением о постановке лифтов в доме по <адрес> на учет не обращался, при обращении надлежащего заявителя Управление не вправе отказать в постановке на учет.

В отзыве на иск ФГКУ «СибТУИО» указало, что иск не признает, поскольку по своему организационно-правовому типу является некоммерческой организацией, к целям деятельности которой отнесено обеспечение в Вооруженных силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества ВС РФ, управлению с распоряжению недвижимым имуществом ВС РФ. Полагает, что надлежащим ответчиком является ОАО «Славянка», которое полностью обслуживает дом по <адрес> ( т.1 л.д.123).

Оценивая представленный доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» жилые здания высотой более пяти этажей должны быть оборудованы лифтами (грузовыми и пассажирскими). Следовательно, в целях обеспечения благоприятных условий проживания граждан, 10-этажный дом по <адрес> должен быть оборудован работающими лифтами. По делу установлено, что <адрес> оборудован лифтами, однако, указанные лифты в эксплуатацию не введены, на учет в органах государственного контроля (надзора) не поставлены.

Подпунктом 7 пункта 16 «Технического регламента о безопасности лифтов» предусмотрено, что лифт подлежит учету в органах государственного контроля (надзора), для постановки лифта на учет информация о владельце лифта (наименование, почтовый адрес и телефон), адрес установки лифта и копия декларации о соответствии лифта требованиям настоящего технического регламента направляются владельцем лифта в срок, не превышающий 10 дней со дня ввода лифта в эксплуатацию.

Таким образом, постановка лифта на учет для его дальнейшей эксплуатации возможна только по заявлению владельца лифта. Суд приходит к выводу о том, что владельцем лифтов, расположенных в <адрес>, является ФГКУ «СибТУИО», по следующим основаниям.

В соответствии с п.5 «Технического регламента о безопасности лифтов» владелец лифта - это собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение).

Здание многоквартирного <адрес> было закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Красноярская КЭЧ». ФГКУ «СибТУИО» было реорганизовано путем присоединения к нему ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, в соответствии со ст.58 ГК РФ к ФГКУ «СибТУИО» перешли права и обязанности ФГУ «Красноярская КЭЧ». Жилой дом, расположенный по <адрес>, состоит на балансе ФГКУ «СибТУИО» ( т.1 л.д.222 – оборот). Указанные доказательства в своей совокупности указывают на то, что ФГКУ «СибТУИО» является владельцем лифтов, расположенных по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается так же и тем, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем данного учреждения была выдана доверенность на имя гражданке ТОЛ на представление интересов учреждения в Енисейском Управлении Ростехнадзора для постановки на учет лифтов, расположенных по адресу: <адрес> ( т.1 л.д.229).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязанность по подаче в Енисейское Управление Ростехнадзора документов в соответствии с Техническим регламентом безопасности лифтов, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, для постановки на учет лифтов, расположенных по адресу: <адрес>, лежит на ФГКУ «СибТУИО».

С учетом обстоятельств дела, характера обязанности, которая подлежит возложению на ответчика, его местонахождения, в соответствии со ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда – три месяца с момента вступления решения в законную силу.

ОАО «Славянка» является ненадлежащим ответчиком по делу и в иске к нему следует отказать, поскольку данное общество владельцем лифтов в доме по <адрес> «а» не является, осуществляет содержание и ремонт общего имущества данного здания в соответствии с условиями договора на управление, в связи с чем у данного общества отсутствует обязанность по постановке лифтов на учет.

Суд также полагает необходимым отказать в иске к Енисейскому Управлению Ростехнадзора. В соответствии со ст.11 ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Таким образом, возложение какой-либо обязанности на ответчика возможно только в случае уклонения ответчика от выполнения установленных законом или договором обязанностей. Однако, по делу установлено, что надлежащее лицо – владел лифтов по <адрес> – с заявлением о постановке лифтов на учет в Енисейское Управление Ростехнадзора не обращался, владельцу лифтов Управлением не было отказано в постановке лифтов на учет, в связи с чем уклонения от возложенных законом или договором обязанностей ответчиком допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Военного прокурора Красноярского гарнизона удовлетворить частично.

Обязать ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу подать в Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору документы в соответствии с Техническим регламентом безопасности лифтов, утвержденным Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, для постановки на учет лифтов, расположенных по адресу: <адрес>.

В оставшейся части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Советский районный суд г.Красноярска.

Председательствующий Р.В.Пустоходова