ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-423/17 от 16.11.2017 Красноуральского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-423/2017 года копия

Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноуральск 16 ноября 2017 года

Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Солобоевой О.А.,

при секретаре Тимошиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний гражданское дело по иску прокурора г. Красноуральска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Красноуральская ТеплоСетевая компания» о возложении обязанности произвести теплоизоляцию участков трубопроводов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Красноуральска обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Красноуральская ТеплоСетевая Компания» (далее – МУП «КТСК») о возложении обязанности произвести теплоизоляцию участков трубопроводов, а именно:

- трубопроводов вдоль многоквартирных домов по <адрес> (протяженность 3?140 метров; диаметр 2-х трубопроводов тепловой сети 219 мм, горячего водоснабжения 159 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?112 метров, диаметр 159 мм и протяженность 2?22 метра, диаметр 100 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?102 метра, диаметр 50 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?100 метров, диаметр 89 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность – 2?110 метров, диаметр 89 мм и 76 мм и протяженность 2?30 метров, диаметр 50 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от здания по <адрес> до <адрес> (протяженность 2?150 метров, диаметр 108 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?110 метров, диаметр 159 мм и протяженность 2?172 метра, диаметр 89 мм и 57 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?60 метров, диаметр 89 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?120 метров, диаметр 108 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?100 метров, диаметр 50 мм);

- трубопроводов тепловых сетей по <адрес> (протяженность 2?45 метров, диаметр 76 мм);

- трубопроводов по <адрес> (протяженность 3?43 метра, диаметр трубопроводов тепловой сети 219 мм, горячего водоснабжения – 159 мм);

- трубопровода горячего водоснабжения по <адрес> от тепловой камеры у дома по <адрес> (протяженность – 85 метров, диаметр 76 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность – 2?200 метров; диаметр 108 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?110 метров; диаметр 159 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?220 метров; диаметр 45 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?45 метров; диаметр 45 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?50 метров; диаметр 50 мм);

- <адрес> – 11 (протяженность 2?84 метра; диаметр 50 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?171 метр; диаметр 50 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?154 метра; диаметр 50 мм);

- от ТК 3 до <адрес> (протяженность 2?75 метров; диаметр 108 мм).

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения МУП «КТСК» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации тепловых сетей.

Согласно акту от 03.10.2017 комиссией в составе помощника прокурора г. Красноуральска ФИО6, начальника цеха по ремонту и обслуживанию тепловых сетей МУП «КТСК» ФИО3, мастера ремонтной группы тепловых сетей МУП «КТСК» ФИО4, главного специалиста ОКС МКУ «Управление ЖКХ и энергетики» ФИО5 произведен осмотр трубопроводов тепловых сетей и горячего водоснабжения на территории городского округа. В результате проверки выявлено, что на некоторых участках трубопроводов отсутствует изоляционный материал.

В судебном заседании помощник прокурора г. Красноуральска ФИО6 просила удовлетворить требования к МУП «КТСК». Указав, что указанные работы необходимо провести незамедлительно, поскольку отсутствие теплоизолирующих покрытий, не приведение в надлежащее состояние тепловой изоляции тепловых сетей создает условия для потери тепловой энергии в зимний период и, как следствие, негативно влияет на теплоснабжение, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в многоквартирных домах на пользование качественным теплоснабжением.

Представитель ответчика МУП «КТСК» ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась, указав что, решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.09.2016 года МУП «КТСК» признано несостоятельным (банкротом). В связи с отсутствием денежных средств, а также большой дебиторской задолженностью предприятие не имеют возможность выполнить указанные работы, хотя провело подготовительную работу, приготовив участки трубопровода, путем зачистки от старого изоляционного материала. При удовлетворении исковых требований просят предоставить срок для исполнения решения суда – лето 2018 года.

Представитель третьего лица администрации городского округа Красноуральск ФИО8 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме. Указала, что городские сети теплоснабжения, являющиеся муниципальным имуществом, переданы администрацией городского округа Красноуральск МУП «КТСК» в хозяйственное ведение. МУП «КТСК» является организацией, эксплуатирующей объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории городского округа Красноуральск. Требования прокурора считают законными, подлежащими удовлетворению.

Суд, заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;

2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;

3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;

4) развитие систем централизованного теплоснабжения;

5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;

6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;

7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;

8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения;

9) обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей;

5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту - Правила).

В силу п. 6.1.31 Правил для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов.

В соответствии с п. 6.1.34 Правил конструкция тепловой изоляции должна исключать деформацию и сползание теплоизоляционного слоя в процессе эксплуатации. На вертикальных участках трубопроводов и оборудования через каждые 1-2 м по высоте необходимо выполнять опорные конструкции.

На основании п. 6.2.25 Правил при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо:

- поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт;

- наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности;

- выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие;

- удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод;

- отключать неработающие участки сети;

- своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления;

- поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц;

- принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети;

- осуществлять контроль за коррозией.

Согласно представленных материалов, постановлением администрации городского округа Красноуральск от 19.06.2012 № 779 создано МУП «КТСК», 26.06.2012 МУП «КТСК» зарегистрировано в качестве юридического лица.

Постановлением администрации городского округа Красноуральск от 31.03.2014 № МУП «КТСК» присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории городского округа Красноуральск.

В соответствии с п. 2.1 Устава МУП «КТСК», утвержденного постановлением Администрации городского округа Красноуральск от 02.07.2015 № 883 (далее – Устав) основной целью деятельности МУП «КТСК» является необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а именно: организации процесса теплоснабжения на территории городского округа Красноуральск. В связи с этим, предметом деятельности МУП «КТСК» является эффективное использование и содержание в исправном техническом состоянии котельных, находящихся в собственности городского округа Красноуральск, а также сетей отопления и горячего водоснабжения, и иных объектов, входящих в состав инженерно-теплового хозяйства городского округа Красноуральск.

Согласно п. 2.2 Устава МУП «КТСК» для достижения своей цели и предмета деятельности осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; производство изоляционных работ.

Согласно постановлениям администрации городского округа Красноуральск от 30.08.2012 № от 14.09.2012 , от 14.03.2013 , от 01.08.2014 , городские сети теплоснабжения, являющиеся муниципальным имуществом, переданы администрацией городского округа Красноуральск МУП «КТСК» в хозяйственное ведение.

Таким образом, МУП «КТСК» является организацией, эксплуатирующей объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории городского округа Красноуральск.

При передаче имущества МУП «КТСК» собственником на праве хозяйственного ведения, имущество было принято, указанная организация приняла на себя права и обязанности, предусмотренные соглашением между ними, а, следовательно, выполнение обязанности по надлежащему содержанию тепловых сетей. МУП «КТСК» фактически пользуется и владеет переданным ему имуществом, следовательно, обязано отвечать по принятым на себя обязательствам.

Довод ответчика о том, что трубопровод, расположенный вдоль многоквартирных домов по <адрес>, являются бесхозным, в МУП «КТСК» отсутствует необходимая документация, подлежит отклонению.

Поскольку, как установлено в судебном заседании и не оспорено ответчиком, теплоноситель в дома по <адрес> поступает с котельной квартала. В соответствии с постановлением Главы администрации городского округа Красноуральск от 14.09.2012, здание котельной 57 квартала, тепловая сеть от котельной квартала (2792 м) переданы в хозяйственное ведение МУП «КТСК».

Кроме того, согласно представленного представителем ответчика информационного письма в адрес Главы администрации городского округа Красноуральск от 20.06.2017 о предоставлении информации о бесхозных тепловых сетях на 20.06.2017 трубопроводы вдоль многоквартирных домов по <адрес>, 30 (протяженность 3?140 метров; диаметр 2-х трубопроводов тепловой сети 219 мм, горячего водоснабжения 159 мм) в нем не поименованы.

При таких обстоятельствах обязанность по обеспечению теплоизоляции поименованных в исковом заявлении участков трубопроводов лежит на МУП «Красноуральская ТеплоСетевая Компания».

Как следует из акта обследования от 03.10.2017 года в ходе комиссионной выездной проверки трубопроводов тепловых сетей и горячего водоснабжения на территории городского округа выявлены нарушения в части отсутствия изоляционного материала, а именно:

- трубопроводов вдоль многоквартирных домов по <адрес> (протяженность 3?140 метров; диаметр 2-х трубопроводов тепловой сети 219 мм, горячего водоснабжения 159 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?112 метров, диаметр 159 мм и протяженность 2?22 метра, диаметр 100 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?102 метра, диаметр 50 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?100 метров, диаметр 89 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность – 2?110 метров, диаметр 89 мм и 76 мм и протяженность 2 30 метров, диаметр 50 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от здания по <адрес> до <адрес> (протяженность 2?150 метров, диаметр 108 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?110 метров, диаметр 159 мм и протяженность 2?172 метра, диаметр 89 мм и 57 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?60 метров, диаметр 89 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?120 метров, диаметр 108 мм);

- трубопроводов тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?100 метров, диаметр 50 мм);

- трубопроводы тепловых сетей по <адрес> (протяженность 2?45 метров, диаметр 76 мм);

- трубопроводов по <адрес> (протяженность 3?43 метра, диаметр трубопроводов тепловой сети 219 мм, горячего водоснабжения – 159 мм);

- трубопровод горячего водоснабжения по <адрес> от тепловой камеры у дома по <адрес> (протяженность – 85 метров, диаметр 76 мм).

Кроме того, без изоляции находятся участки трубопроводов тепловых сетей, указанные в «Перечне изоляционных работ на трубопроводах, на которых необходимо восстановить (обновить) изоляционное покрытие», который представило МУП «КТСК», где также необходимо произвести изоляционные работы, а именно:

- <адрес><адрес> (протяженность – 2?200 метров; диаметр 108 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?110 метров; диаметр 159 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?220 метров; диаметр 45 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?45 метров; диаметр 45 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?50 метров; диаметр 50 мм);

- <адрес> (протяженность 2?84 метра; диаметр 50 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?171 метр; диаметр 50 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?154 метра; диаметр 50 мм);

- от ТК 3 до <адрес> (протяженность 2?75 метров; диаметр 108 мм).

Таким образом, выявленные нарушения в части подготовки трубопроводов тепловых сетей к отопительному сезону 2017-2018 г.г. создают предпосылки и условия предоставления населению коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» ненадлежащего качества.

В силу положений ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг надлежащего качества, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Отсутствие теплоизолирующих покрытий, не приведение в надлежащее состояние тепловой изоляции тепловых сетей создает условия для потери тепловой энергии в зимний период и, как следствие, негативно влияет на теплоснабжение, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в многоквартирных домах на пользование качественным теплоснабжением. В этой связи не подлежит удовлетворению ходатайство представителя ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до лета 2018 года.

Доводы ответчика относительно отсутствия возможности финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений не могут быть положены в основу судебного решения. Запрета на разрешение заявленного иска о возложении обязанности в отдельном судопроизводстве п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не содержит. А вопросы о средствах исполнения судебного решения могут быть разрешены в самостоятельном порядке, в том числе во взаимодействии с городским округом.

Таким образом, суд считает требования прокурора города Красноуральска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Красноуральская ТеплоСетевая Компания» о возложении обязанности произвести теплоизоляцию участков трубопроводов законными и обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Красноуральска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Красноуральская ТеплоСетевая Компания» о возложении обязанности произвести теплоизоляцию участков трубопроводов, удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Красноуральская ТеплоСетевая Компания» произвести теплоизоляцию участков трубопроводов:

- трубопроводы вдоль многоквартирных домов по <адрес> (протяженность 3?140 метров; диаметр 2-х трубопроводов тепловой сети 219 мм, горячего водоснабжения 159 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?112 метров, диаметр 159 мм и протяженность 2?22 метра, диаметр 100 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?102 метра, диаметр 50 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?100 метров, диаметр 89 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность – 2?110 метров, диаметр 89 мм и 76 мм и протяженность 2?30 метров, диаметр 50 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от здания по <адрес> до <адрес> (протяженность 2?150 метров, диаметр 108 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?110 метров, диаметр 159 мм и протяженность 2?172 метра, диаметр 89 мм и 57 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?60 метров, диаметр 89 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?120 метров, диаметр 108 мм);

- трубопроводы тепловых сетей от <адрес> до <адрес> (протяженность 2?100 метров, диаметр 50 мм);

- трубопроводы тепловых сетей по <адрес> (протяженность 2?45 метров, диаметр 76 мм);

- трубопроводы по <адрес> (протяженность 3?43 метра, диаметр трубопроводов тепловой сети 219 мм, горячего водоснабжения – 159 мм);

- трубопровод горячего водоснабжения по <адрес> от тепловой камеры у дома по <адрес> (протяженность – 85 метров, диаметр 76 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность – 2?200 метров; диаметр 108 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?110 метров; диаметр 159 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?220 метров; диаметр 45 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?45 метров; диаметр 45 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?50 метров; диаметр 50 мм);

- <адрес> (протяженность 2?84 метра; диаметр 50 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?171 метр; диаметр 50 мм);

- <адрес><адрес> (протяженность 2?154 метра; диаметр 50 мм);

- от ТК 3 до <адрес> (протяженность 2?75 метров; диаметр 108 мм).

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Красноуральский городской суд.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья Красноуральского

городского суда: О.А. Солобоева