ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-423/2014 от 08.12.2014 Тоджинского районного суда (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2014 года с. Тоора-Хем

Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего судьи Хадаханэ А.Д.,

при секретаре судебного заседания Сенги-Доржу Л.Н.,

с участием прокурора Тоджинского района Грек Н.С.,

представителя заинтересованного лица – председателя Схода граждан сельского поселения сумона Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тоджинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании статей 7, 8, 18.1 Устава сельского поселения сумона Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва, принятого решением Схода граждан сельского поселения сумон Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва РТ от 01 марта 2012 года № 7, противоречащими требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тоджинского района республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратилась с заявлением о признании статей 7, 8, 18.1 Устава сельского поселения сумона Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва, принятого решением Схода граждан сельского поселения сумон Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва РТ от 01 марта 2012 года № 7 (далее – Устав), противоречащим требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131). В обоснование заявленных требований указано следующее.

В противоречие с ч. 2 ст. 22 ФЗ № 131 статьей 7 Устава предусмотрено, что местный референдум может проводиться на все территории сумона.

В противоречие с п. 2, 4 ч. 1 ст. 25.1 ФЗ № 131 статьей 18.1 Устава установлено, что сход граждан может проводиться в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения (п. 2 ст. 18. Устава); в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан (п. 4 ст. 18.1 Устава).

В противоречие с п. 1 ч. 2 ст. 36 ФЗ № 131 статьей 8 Устава установлено, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания главы сумона Чазыларский на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Указанными противоречиями нарушены конституционные права и законные интересы граждан, проживающих и пребывающих на территории сельского поселения сумона Чазыларский на всенародное голосование, по вопросам государственного значения, а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Прокурор в судебном заседании требования уточнила, просила признать противоречащими требованиям ФЗ № 131 часть 2 статьи 7, статью 8, пункты 2, 4 части 1 статьи 18.1 Устава в остальном свои требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица – председатель Схода граждан сельского поселения сумона Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва в судебном заседании требования прокурора признал.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Первого марта 2012 года решением Схода граждан сельского поселения сумон Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва РТ № 7 принят Устав, который содержит оспариваемые прокурором нормы.

Устав был обнародован 01 марта 2012 года на информационных стендах с. Чазылары.

В соответствии с пунктами 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Анализ содержания Устава показывает, что он представляет собой нормативный правовой акт.

Согласно части 3 статьи 252 ГПК РФ признание требования органом или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

При проверке доводов прокурора о том, что Устав содержит нормы, противоречащие федеральному законодательству, установлено следующее.

В соответствии с ч. 4 статьи 7 ФЗ № 131 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ № 131 местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

В противоречие с указанной нормой частью 2 статьи 7 Устава установлено, что местный референдум может проводиться на всей территории сумона.

Пунктом 2 ст. 25.1 ФЗ № 131 предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения.

Пунктом 4 ст. 25.1 ФЗ № 131 предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан.

В противоречие с указанными нормами закона п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Устава содержит норму о том, что сход граждан может проводиться в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения, п. 4 ч. 1 ст. 18.1 Устава содержит норму о том, что в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 ФЗ № 131 в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

В противоречие с указанной нормой закона, ст. 8 Устава установлено, что:

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания главы сумона Чазыларский на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Муниципальные выборы назначаются Сходом граждан сумона не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией сумона или судом.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Республики Тыва.

4. Глава схода граждан сумона избирается по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории сумона на основе единой нормы представительства избирателей.

5. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.

Следует признать противоречащими требованиям ФЗ № 131 и недействующими со дня вступления данного решения суда в законную силу часть 2 статьи 7, статью 8, пункты 2, 4 части 1 статьи 18.1 Устава.

В силу пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.

В том случае, если в публичном образовании отсутствует периодическое издание, осуществляющее официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим полностью или в части.

Поэтому, сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит доведению до сведения населения путем размещения его на стенде с. Чазылары Тоджинского района Республики Тыва.

В силу ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ муниципальный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Тоджинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании части 2 статьи 7, статьи 8, пунктов 2, 4 части 1 статьи 18.1 Устава сельского поселения сумона Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва, принятого решением Схода граждан сельского поселения сумон Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва РТ от 01 марта 2012 года № 7, противоречащими требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующими с даты вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Признать часть 2 статьи 7, статью 8, пункты 2, 4 части 1 статьи 18.1 Устава сельского поселения сумона Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва, принятого решением Схода граждан сельского поселения сумон Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва РТ от 01 марта 2012 года № 7, противоречащими требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать Сход граждан сельского поселения сумон Чазыларский Тоджинского района Республики Тыва сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу довести до сведения населения путем размещения его на стенде с. Чазылары Тоджинского района Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня оглашения решения через Тоджинский районный суд Республики Тыва.

Судья А.Д. Хадаханэ