Производство № 2-423/2022 года
УИД: 28RS0015-01-2022-000547-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2022 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой О.В.
при секретаре Гавриленко Д.О.,
с участием: истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Корхова И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей пгт. Прогресс Амурской области к управляющей компании ИП Гуранов Василий Викторович о возложении обязанности по разработке и предоставлении на согласование программы производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в территориальном органе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор г. Райчихинска Амурской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей пгт. Прогресс Амурской области, обратился в суд с иском к управляющей компании ИП Гуранов В.В. о возложении обязанности по разработке и предоставлении на согласование программы производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в территориальном органе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, просил суд обязать ответчика разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что ИП Гуранов В.В. является управляющей компанией 13 многоквартирных домов в рабочем поселке (п.г.т.) Прогресс Амурской области. Управляющей компании предоставлено право заключения договоров на поставку коммунальных услуг и других хозяйственных договоров, связанных с эксплуатацией многоквартирных жилых домов, управляющая компания ИП Гуранов В.В. является лицом, ответственным за качество предоставляемых жильцам многоквартирных домов в р.п. (п.г.т.) Прогресс Амурской области коммунальных услуг и, как управляющая компания, эксплуатирующая систему водоснабжения, обязана осуществлять производственный контроль качества воды, соответственно, разрабатывать для этих целей производственную программу. В ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что управляющая компания ИП Гуранов В.В. программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании, не согласовало в Роспортебназдоре.
В судебном заседании истец помощник прокурора г. Райчихинска Амурской области Корхова И.В. требования поддержала с учетом уточнений в части срока выполнения обязанности – 2 месяца со дня вступления решения суда по делу в законную силу.
Представитель ответчика управляющей компании ИП Гуранов В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представители 3-го лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Роспотребнадзора по Амурской области, Территориального отдела в г. Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах Управления Роспотребнадзора по Амурской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представитель Управления просил в письменном отзыве рассмотреть дело в свое отсутствие, указав на необходимость удовлетворения исковых требований, несогласованности до настоящего времени в Территориальном отделе программы производственного контроля.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке участников процесса, надлежащим образом извещенных о проведении судебного заседания.
Выслушав истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области, изучив письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, безопасность жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) на юридических лиц возложена обязанность выполнения требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 19 указанного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (часть 1).
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2).
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 5).
Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 N 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, которыми установлен порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями.
Согласно пункту 5 Правил производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
По смыслу приведенных правовых норм, ответчик, управляя многоквартирными жилыми домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязан обеспечить предоставление гражданам, проживающим в этих домах, коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги холодного водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества холодной воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Из материалов дела установлено, что ИП Гуранов В.В. является управляющей компанией 13 многоквартирных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области.
В силу положений ч. 2 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 32 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (часть 1); производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 2); лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (часть 3).
Частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона Российской Федерации № 416-ФЗ, программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», производственный контроль включает: осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п. 2.4). Производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах) (пп. «в» п. 4.1).
Согласно ст. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Из материалов дела следует, что у управляющей компании ИП Гуранов В.В. на обслуживании находятся инженерные системы, которые являются отдельными объектами централизованных систем холодного водоснабжения. ИП Гуранов В.В. несет ответственность за качество воды на границе эксплуатационной ответственности, установленной по линии раздела элементов водоснабжения, согласно акту и схеме разграничения балансовой принадлежности.
За качество воды во внутридомовых системах водоснабжения отвечает ИП Гуранов В.В. (в пределах границ эксплуатационной ответственности), поэтому, в соответствии с законодательством, управляющие компании обязаны разработать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в находящихся на обслуживании многоквартирных жилых домах.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ИП Гуранов В.В., управляющей компанией, программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в находящихся на обслуживании многоквартирных жилых домах не разработана, для согласования в Управление Роспотребнадзора не предоставлена, в связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности заявленных истцом требований, которые с учетом исследованных доказательств, подлежат удовлетворению в полном объеме.
С учетом уточнений заявленных требований, объема предстоящих работ и их социальной значимости, суд считает разумным срок выполнения работ, предложенный прокурором - в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, с ИП Гуранов В.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
удовлетворить заявленные прокурором г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей рабочего поселка (п.г.т.) пгт. Прогресс Амурской области.
Обязать управляющую компанию ИП Гуранов Василий Викторович разработать и предоставить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Амурской области, Территориальный отдел в г. Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах программу производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ИП Гуранов В.В. государственную пошлину 300 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его вынесения.
Вступившие в законную силу постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий судья О.В. Грачева