Дело № 2-424 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Очёр 25 октября 2012 года
Очёрский районный суд Пермского края в составе судьи Пименовой И.С.
при секретаре Шардаковой В.А.
с участием прокурора Очерского района Мальцевой Л.К.
представителя администрации Очёрского муниципального района Пьянкова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Очерского района о признании бездействия администрации Очёрского муниципального района Пермского края незаконным и возложении обязанности организовать сеть дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающую местами в дошкольном образовательном учреждении необходимое количество детей в возрасте до 7 лет,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Очёрского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Очёрского муниципального района Пермского края (администрации), 3 лицо – управление образования администрации Очёрского муниципального района (РУО) - о признании бездействия администрации Очёрского муниципального района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения, не принимающей меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), незаконным и возложении обязанности организовать сеть дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающую местами в дошкольном образовательном учреждении необходимое количество детей в возрасте до 7 лет.
В рамках прокурорской проверки соблюдения прав граждан на общедоступное дошкольное образование выявлено, что при наличии на территории района 2023 детей в возрасте от 1 года до 7 лет более половины нуждающихся в получении дошкольного образования местами в дошкольном образовательном учреждении не обеспечено.
Согласно ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Согласно п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.3 ст.18 Федерального закона «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно ч.3 ст.5 указанного Закона государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований. В силу п.3 ст.9 программа дошкольного образования относится к основным общеобразовательным программам. Согласно ч.1,2 ст.31 ФЗ «Об образовании», п.11 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
На ДД.ММ.ГГГГ на территории Очёрского района действует 11 дошкольных учреждений: 6 дошкольных образовательных учреждений и 5 дошкольных групп при образовательных учреждениях. Общее количество мест – 1083, количество детей, посещающих дошкольные учреждения – 1080. Уровень рождаемости в районе с 2009 г. остается стабильно высоким. Очередность в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на ДД.ММ.ГГГГ – 726 детей, наиболее сложная ситуация в сфере доступности дошкольного образования складывается на территории города Очёр. Участие в проекте «Мамин выбор» не является формой получения дошкольного образования и не заменяет его. Здание детского сада по <адрес> по назначению не используется, меры к его восстановлению органом местного самоуправления не принимаются.
В судебном заседании прокурор Мальцева поддержала заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика - администрации Очёрского муниципального района - Пьянков, представитель 3 лица – РУО - Онорина с заявленными требованиями не согласны, считают их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Бездействие отсутствует, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ создано 80 мест в дошкольных образовательных учреждениях, в ДД.ММ.ГГГГ количество мест увеличилось по 25 ежегодно, ДД.ММ.ГГГГ. открыт частный детский сад ИП <данные изъяты> на 25 мест, на 34 единицы увеличилось количество мест в ДОУ района. По опросу родителей из состоящих в регистре 478 детей 10% (48 человек) не желают посещать детский сад. Проводится конкурс на право заключения концессионного соглашения на здание бывшего детского сада по <адрес> планируется его восстановление в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ планируется строительство нового ДОУ на 270 мест. Тем самым в детские сады будут устроены все нуждающиеся. Существующие МОУ оказывают услугу по дошкольному образованию путём кратковременного пребывания. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» полная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет должна быть достигнута к 2016 году. Собственных средств муниципального образования Очёрский муниципальный район на строительство и реконструкцию недостаточно, принимаются меры по софинансированию.
Выслушав участников, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к следующему:
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется в соответствии ч.ч.1,2 ст.43 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 того же постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц, в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях, прокурор преследует цель пресечения действий ответчика, направленных на ограничение указанного права. В данном случае прокурор действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения нарушения прав как состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так и лиц, которые будут постановлены на данный учет в будущем.
Судом установлено, что в г. Очёр наблюдается дефицит свободных мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Районным управлением образования представлены сведения о том, что на сентябрь 2012 г. по данным МБМУ Очёрская центральная районная больница на территории города проживает 1381 ребёнок от 1,5 до 7 лет. Из них 730 детей посещают дошкольные образовательные учреждения, 651 не посещают. Очередность нуждающихся лиц в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях - 478 детей, из них от 1,5 до 3 лет – 284 ребёнка, от 3 до 7 лет – 194. По данным отдела ЗАГС в 2010 г. на территории Очёрского района зарегистрировано 367 рождений, в 2011 г. родился 341 ребёнок, в 1 полугодии 2012 г. – 158.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, суд пришёл к выводу о бездействии со стороны администрации Очёрского муниципального района в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений.
Находящееся в собственности МО Очёрский муниципальный район здание детского сада площадью <данные изъяты>, находящееся по <адрес> длительное время по назначению не используется. Постановление администрации Очёрского муниципального района о проведении открытого конкурса и заключении концессионного соглашения длительное время не реализуется, принятые для реконструкции ДОУ меры исчерпывающими не являются, поскольку сроки повторно объявленного конкурса по передаче здания по концессионному соглашению отложены и удлинены, заявки на участие в нём отсутствуют.
Представленные в Правительство Пермского края предложения по реализации мер по развитию сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений полностью проблему ликвидации дефицита мест ни на сегодняшний день, ни в перспективе не решают. Указанные предложения предполагают стопроцентное удовлетворение потребности строительством детского сада на 270 мест и реконструкцией детского сада на 100 мест, хотя количество нуждающихся в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях значительно выше и составляет 478 детей. Довод администрации о том, что предварительным опросом установлено нежелание 48 родителей отдавать детей в ДОУ голословен, кроме того, родители вправе в любой момент изменить своё решение. Восстановление неиспользуемого детского сада предполагается лишь в ДД.ММ.ГГГГ, а строительство нового ещё позднее – в ДД.ММ.ГГГГ
Довод ответчика об открытии частного детского сада на 25 мест суд признаёт несостоятельным, поскольку места в нём предоставляются на платной основе, образовательную услугу он не предоставляет, обеспечивая лишь присмотр и уход за детьми.
Довод об оказании услуги по дошкольному образованию путём кратковременного пребывания в существующих МОУ также нельзя принять во внимание, поскольку фактически такие группы отсутствуют, образовательная услуга в таком виде не удобна для родителей, поэтому не востребована.
Предоставление пособий семьям, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, образовательной услугой дошкольного воспитания не является и заменить дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований не может.
Недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 15, 28, 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Признав обоснованным заявление прокурора Очёрского района о том, что в результате бездействия администрации Очёрского муниципального района нарушаются права детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение.
Учитывая распоряжение Правительства Пермского края № 132-рп от 12.09.2012 г. «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по повышению доступности дошкольного образования в Пермском крае», суд считает возможным установить срок исполнения администрацией Очёрского муниципального района обязанности по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 196-198, 321 ГПК РФ,
СУД РЕШИЛ:
Возложить на администрацию Очёрского муниципального района Пермского края обязанность организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения.
Судья. Подпись.
<данные изъяты> Судья И.С. Пименова