Дело № 2-4242/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 17 ноября 2017 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Грухиной Е.С.,
при секретаре Шабалиной М.Б.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом заявления об уточнении исковых требований от {Дата изъята} – т.2 л.д. 252) к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области (далее - ГУ УПФ РФ в г. Кирове) о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной пенсии. В обоснование иска указал, что решением ответчика от {Дата изъята}{Номер изъят} ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа. Согласно указанному решению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не засчитаны следующие периоды работы: с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в { ... }, с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в { ... }, с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя в { ... }, так как не предоставлены уточняющие справки, в связи с чем не возможно определить льготный характер работы и занятость в течение полного рабочего дня, и отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за данные периоды код особых условий труда; с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в ОАО «КировПассажирАвтотранс», так как документально не подтверждена работа водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за данные периоды код особых условий труда, страхователь ОАО «КировПассажирАвтотранс» уточняющую справку не предоставил. С указанным решением не согласен, поскольку в названные периоды работал водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах. Просит признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в г. Кирове от {Дата изъята}{Номер изъят}, обязать ГУ УПФ РФ в г.Кирове включить в специальный стаж вышеуказанные спорные периоды, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с {Дата изъята}.
Протокольным определением Ленинского районного суда г. Кирова от 28.08.2017 к участию в деле в качестве третьего, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено ОАО «КировПассажирАвтотранс».
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 уточненные исковые требования поддержали, подтвердили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснили, в частности, что ФИО1 работал на маршрутах № 101, № 104, № 116, № 117, № 129, № 136, № 143, № 146 в ОАО «КировПассажирАвтотранс», считают, что необходимо исходить из реалий времени, города укрупняются, к городу Кирову были присоединены различные поселки, в том числе Нововятск, Лянгасово, Бахта и т.д. Начальная и конечная точка маршрута – г. Киров. Расстояние между остановками было не более 800 м. по маршрутам. Остановки совпадают с остановками городских маршрутов. Истец работал в том же графике, что и водители автобусов с городскими номерами. Считают, что маршруты необходимо признать городскими. Просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении ответчика от {Дата изъята}{Номер изъят}, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ОАО «КировПассажирАвтотранс» ФИО4 оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) право на досрочную страховую пенсию предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с п.1 ст.14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.14 Закона о страховых пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 4. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости {Дата изъята}.
Решением ответчика от {Дата изъята}{Номер изъят} истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом в специальный стаж истца не был включены периоды работы: с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в { ... }, с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в { ... }, с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя в { ... }, так как не предоставлены уточняющие справки, в связи с чем не возможно определить льготный характер работы и занятость в течение полного рабочего дня, и отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за данные периоды код особых условий труда; с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в ОАО «КировПассажирАвтотранс», так как документально не подтверждена работа водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, отсутствует в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица за данные периоды код особых условий труда, страхователь ОАО «КировПассажирАвтотранс» уточняющую справку не предоставил.
По расчету ответчика специальный стаж истца составил 11 лет 06 месяцев 26 дней.
Из системного анализа понятий, данных Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», можно сделать вывод о том, что под регулярными городскими пассажирскими маршрутами следует понимать, перевозку транспортом общего пользования пассажиров и багажа по территории города по постоянному, разработанному пути (маршруту), от начального пункта до конечного, по расписанию.
Письмом Минтранса РФ от 02.07.1992 N 13-пр утвержден порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, которым определено, что право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Таким образом, доказыванию подлежат 2 обстоятельства – занятость на регулярном городском пассажирском маршруте и выполнение работ на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
В п. 2 данного порядка указано, что подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов, при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Вопросы документального подтверждения права работников на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особым характером работы решаются на предприятиях и относятся к исключительной компетенции работодателя. Трудовая книжка, являясь основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, не содержит во всех случаях сведений, подтверждающих, что в результате профессиональной деятельности организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленной спецификой и характером труда. Администрация организации вправе выдать уточняющую справку о характере работы со ссылкой на документы, при этом указание кода профессии не имеет обязательного значения для учета стажа.
Согласно п. 12 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 № 1-28-У администрация предприятия должна документально подтвердить работу водителей автобусов, что они были заняты только на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Рассматривая требование истца о включении в специальный стаж периодов работы с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в { ... }, с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в { ... }, с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя в ООО «Вятские пассажирские перевозки», суд приходит к следующему.
Согласно трудовой книжке ФИО1 {Дата изъята} принят в { ... } на работу водителем автобуса ЛИАЗ-677 1 класса на регулярных городских пассажирских перевозках переводом из { ... }, {Дата изъята} уволен переводом в { ... }, {Дата изъята} истец принят на работу в { ... } водителем автобуса ЛИАЗ-677 1 класса на регулярных городских пассажирских перевозках переводом из { ... }, {Дата изъята} уволен по собственной по инициативе.
Согласно трудовой книжке ФИО1 {Дата изъята} принят в ООО «Вятские пассажирские перевозки» на работу водителем автобуса 1 класса, {Дата изъята} уволен по собственной по инициативе.
Как следует из искового заявления { ... }, { ... }, ООО «Вятские пассажирские перевозки» прекратили свою деятельность, где находятся документы по работникам со сроком хранения истцу неизвестно, в связи с чем уточняющие справки представить невозможно.
Согласно ответу на запрос суда Министерства транспорта Кировской области от {Дата изъята}{Номер изъят}, перевозчики { ... }, { ... }, ООО «Вятские пассажирские перевозки» в маршрутной сети Кировской области в период {Дата изъята} отсутствовали.
Из ответа Администрации города Кирова от {Дата изъята}{Номер изъят} на запрос суда следует, что муниципальных контрактов с { ... }, { ... }, ООО «Вятские пассажирские перевозки» за {Дата изъята} в администрации города Кирова нет.
В выписке из индивидуального лицевого счета код льготы по спорным периодам работодателем не проставлен.
Поскольку каких-либо доказательств того, что ФИО1 был занят на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего времени, суду не представлено, указанные спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Рассматривая требование истца о включении в специальный стаж периода работы с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в ОАО «КировПассажирАвтотранс», суд приходит к следующему.
В соответствии с трудовой книжкой ФИО1 {Дата изъята} принят в ОАО «КировПассажирАвтотранс» водителем автобуса 1 класса, где и работает по настоящее время.
Приказ о назначении ФИО1 на работу водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах суду не представлены.
В выписке из индивидуального лицевого счета код льготы по спорному периоду работодателем не проставлен.
Из объяснений истца следует, что ФИО1 работал, в том числе, на маршрутах № 101, № 104, № 116, № 117, № 129, № 136, № 143, № 146.
В соответствии с ответом от {Дата изъята}{Номер изъят} на запрос суда ОАО «КировПассажирАвтотранс», ОАО «КировПассажирАвтотранс» в отчетах пенсионный фонд, а именно в перечне рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лица на досрочное назначение пенсии, профессию водитель автобуса не кодирует с начала образования предприятия, то есть с {Дата изъята}. Городских маршрутов в предприятии с {Дата изъята} было мало (1-2 маршрута). С {Дата изъята} все городские маршруты переданы в другие предприятия. Примерно с {Дата изъята} пригородные маршруты № 101, № 104, № 116, № 117, № 129, № 136, № 143, № 146 вошли в пределы МО «Город Киров», так как на основании законодательных актов в границы МО «Город Киров» вошли ряд населенных пунктов: Нововятск, пгт. Лянгасово, с. Бахта, с. Русское, аэропорт Победилово. Несмотря на это маршруты № 101, № 104, № 116, № 117, № 129, № 136, № 143, № 146 не считаются городскими в предприятии.
Из договоров МО «Город Киров», заключенных с ОАО «КировПассажирАвтотранс» (исполнитель) {Номер изъят} от {Дата изъята}, {Номер изъят} от {Дата изъята}, {Номер изъят} от {Дата изъята}, {Номер изъят} от {Дата изъята}, {Номер изъят} от {Дата изъята}, {Номер изъят} от {Дата изъята} следует, что исполнитель обязался обеспечить перевозку населения пассажирским транспортом общего пользования по территории МО «Город Киров» по маршрутам пригородного сообщения № 104 – Киров-Бахта, № 129 – Киров-Костино, № 136 – Киров-Русское, № 143 – Киров-Башарово, № 146 – ФИО6, № 101– Киров-Лянгасово, № 116 – Киров-Аэропорт, № 117- Киров-Сидоровка. Срок договоров с {Дата изъята} по {Дата изъята}.
Из договоров МО «Город Киров», заключенных с ОАО «КировПассажирАвтотранс» {Номер изъят} от {Дата изъята}, {Номер изъят} от {Дата изъята} следует, что исполнитель обязался обеспечить перевозку населения пассажирским транспортом общего пользования по территории МО «Город Киров» по маршрутам пригородного сообщения № 104 – Киров-Бахта, № 129 – Киров-Костино, № 136 – Киров-Русское, № 143 – Киров-Башарово, № 146 – ФИО6, № 101– Киров-Лянгасово, № 116 – Киров-Аэропорт. Срок договоров с {Дата изъята} по {Дата изъята}.
Из договора МО «Город Киров», заключенного с ОАО «КировПассажирАвтотранс» {Номер изъят} от {Дата изъята} следует, что исполнитель принял на себя обязательство по осуществлению перевозки пассажиров транспортом общего пользования на территории МО «Город Киров» по маршрута № 101, № 104, № 116, № 117, № 129, № 136, № 143, № 146. Срок действия договора с {Дата изъята} по {Дата изъята}.
Согласно п. 22 Приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 "Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте" каждому автобусному маршруту транспортное управление присваивает определенный порядковый номер: городским - от N 1 до 99; пригородным - от N 100 до N 499; междугородным - от N 500 и выше. Несмотря на то, что Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.05.2013 № 195 приказ Министерства транспорта РСФСР от 31.12.1981 № 200 признан утратившим силу, нумерация автобусов в городе не изменилась.
Из ответа Администрации муниципального образования «Город Киров» от 14.11.2017 следует, что к пригородным относятся маршруты, проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км. Включительно, с присвоены порядковым номером – от 100 до 499.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что период работы с {Дата изъята} по {Дата изъята} в качестве водителя автобуса в ОАО «КировПассажирАвтотранс» не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку не представлено надлежащих доказательств, занятости ФИО1 в указанный период времени на регулярных городских пассажирских маршрутах в качестве водителя автобуса в течение полного рабочего дня или с учетом выработки нормы времени при суммированном учете рабочего времени.
По вышеуказанным мотивам также не подлежит удовлетворению и требование истца о признании незаконным решения ГУ УПФ РФ в г. Кирове от {Дата изъята}{Номер изъят}.
В соответствии со ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку общая продолжительность стажа ФИО1, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, является недостаточной, оснований для назначения досрочной страховой пенсии ФИО1, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Кирове Кировской области о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С. Грухина
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2017.