ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4243/2012 от 02.08.2012 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

судьи Корытовой И.Б.,

с участием: прокурора Рямзиной Г.В.,

при секретаре Мироновой Е.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Череповца о признании нормативного правового акта недействующим в части,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Череповца обратился с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим в части, в обоснование требований указав, что 16.02.2012 г. мэрией г. Череповца издано постановление № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30.05.2011 г. № 2222». Данным постановлением вносятся изменения в постановление мэрии города от 30.05.2011 г. № 2222, которым утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2013 годы.

Постановление № 788 опубликовано в газете «Речь» от 21.02.2012 г. № 31.

Пунктом 1.4 постановления № 788 установлено «Приложение к программе считать приложением 1 и изложить в новой редакции (приложение 3):

«Документы, необходимые для признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и подлежащие предоставлению заявителем»:

1. Заявление по форме согласно приложению 2 к Программе.

2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

3. Документы, подтверждающие состав семьи и размер общей площади занимаемых жилых помещений:

3.1. Выписка из регистрационной карточки.

3.2. Выписка из поквартирной карточки.

3.3. Домовая книга (для частного сектора).

3.4. Свидетельство о рождении детей.

3.5. Свидетельство о заключении (расторжении) брака.

3.6. Решение об усыновлении (удочерении).

3.7. Судебное решение о признании членом семьи.

3.8. Свидетельство об установлении отцовства.

4. Правоустанавливающие документы на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Документы, подтверждающие правовые основания пользования жилым помещением (договор найма (аренды), ордер).

6. Документы о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений и (или) занимаемых по договорам социального найма жилых помещений у гражданина, членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления:

6.1. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <*>.

<*> Документ, который находится в распоряжении государственных органов и который заявитель вправе представить самостоятельно.

6.2. Выписка из архивного фонда организации технической инвентаризации объектов недвижимости о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество.

6.3. Выписка из регистрационной карточки за последние пять лет, предшествующих подаче заявления.

6.4. Выписка из поквартирной карточки за последние пять лет, предшествующих подаче заявления.

7. Документы Архивного фонда Российской Федерации.

8. Нотариально удостоверенная доверенность - в случае обращения представителя заявителя.".

В ходе дополнительного изучения указанного постановления в порядке мониторинга правоприменения установлено, что пункты 4,7,8 данного перечня документов не соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства.

В связи с данными нарушениями мэру города Череповца прокурором города принесен протест с требованием привести постановление мэрии города Череповца от 16.02.2012 г. № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30.05.2011 № 2222» в соответствие с действующим законодательством. Протест прокурора отклонен.

Согласно ответа мэрии города обязанность предоставлять указанные документы основана на нормах действующего законодательства и не ограничивает права граждан, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит закону.

Вместе с тем, такой вывод не основан на законе. Так, в соответствии с положениями п. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации».

Статьей 2 Закона Вологодской области от 29.06.2005 г. № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» установлен перечень документов, необходимых для принятия гражданина на учет по месту своего жительства.

Документы, указанные в пунктах 4,7,8 Приложения 3 к Постановлению № 788 не предусмотрены вышеуказанным Законом Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ.

Полномочий по расширению установленного ч. 1 ст. 3 Закона Вологодской области от 29.06.2005 г. № 1307-ОЗ Перечня предоставляемых документов органам местного самоуправления не предоставлено.

Кроме того, требование об обязательном удостоверении полномочий представителя нотариусом не основано на нормах закона и необоснованно ограничивает права граждан.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 13 Устава города Череповца (в ред. от 28.02.2012) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу, законам, иным нормативным правовым актам Вологодской области, настоящему Уставу.

Таким образом, пункты 4,7,8 Приложения 3 к Постановлению № 788 не соответствуют действующему законодательству и подлежат признанию недействующими.

Просят признать пункты 4,7,8 Приложения к постановлению мэрии города Череповца от 16.02.2012 г. № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30.05.2011 № 2222» несоответствующими действующему законодательству и недействующими.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Череповца помощник прокурора Рямзина Г.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель мэрии г. Череповца ФИО1 с заявлением не согласилась, пояснив, что Постановление принято в рамках полномочий и соответствует законодательству. Одним из критериев для участия в программе является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Документы из архивного фонда предоставляются для подтверждения данных о праве пользования жилым помещением. Предоставление данных документов предусмотрено Законом о предоставлении муниципальных услуг, где есть перечень документов, которые граждане должны предоставлять самостоятельно, требование о предоставление нотариальной доверенности не противоречит закону. Мэрия г. Череповца не устанавливала перечень, а лишь конкретизировала его.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании 16.02.2012 г. мэрией г. Череповца издано постановление № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30.05.2011 г. № 2222». Данным постановлением вносятся изменения в постановление мэрии города от 30.05.2011 г. № 2222, которым утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2013 годы.

Постановление № 788 опубликовано в газете «Речь» от 21.02.2012 г. № 31.

Пунктом 1.4 постановления № 788 установлено «Приложение к программе считать приложением 1 и изложить в новой редакции (приложение 3):

«Документы, необходимые для признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и подлежащие предоставлению заявителем»:

1. Заявление по форме согласно приложению 2 к Программе.

2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

3. Документы, подтверждающие состав семьи и размер общей площади занимаемых жилых помещений:

3.1. Выписка из регистрационной карточки.

3.2. Выписка из поквартирной карточки.

3.3. Домовая книга (для частного сектора).

3.4. Свидетельство о рождении детей.

3.5. Свидетельство о заключении (расторжении) брака.

3.6. Решение об усыновлении (удочерении).

3.7. Судебное решение о признании членом семьи.

3.8. Свидетельство об установлении отцовства.

4. Правоустанавливающие документы на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Документы, подтверждающие правовые основания пользования жилым помещением (договор найма (аренды), ордер).

6. Документы о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений и (или) занимаемых по договорам социального найма жилых помещений у гражданина, членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления:

6.1. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним <*>.

<*> Документ, который находится в распоряжении государственных органов и который заявитель вправе представить самостоятельно.

6.2. Выписка из архивного фонда организации технической инвентаризации объектов недвижимости о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество.

6.3. Выписка из регистрационной карточки за последние пять лет, предшествующих подаче заявления.

6.4. Выписка из поквартирной карточки за последние пять лет, предшествующих подаче заявления.

7. Документы Архивного фонда Российской Федерации.

8. Нотариально удостоверенная доверенность - в случае обращения представителя заявителя.".

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В заявлении поставлен вопрос о признании несоответствующими действующему законодательству и недействующими пунктов 4, 7, 8 Приложения № 3 к постановлению мэрии города Череповца от 16.02.2012 г. № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30.05.2011 № 2222».

Учитывая, что названные документы изданы в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, опубликованы в газете "Речь" от 21.02.2012 г., суд полагает, что вышеуказанное постановление мэрии города Череповца является нормативным правовым актом.

Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 г. утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Целью данной подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В целях реализации названного проекта Постановлением Правительства Вологодской области N 1153 от 21 сентября 2011 г. утверждена Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодской области на 2012-2015 годы».

Постановлением мэрии г. Череповца от 30 мая 2011 г. № 2222 «О долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2013 годы, принятым на основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", Правительства Вологодской области от 09.09.2008 N 1716 "О долгосрочной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Вологодской области на 2009 - 2011 годы" (с изменениями) предусмотрено, что участниками Программы являются молодые семьи до 35 лет, проживающие в городе Череповце, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющие достаточный доход. При этом участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая условиям, в числе которых указано - семья признана нуждающейся в жилом помещении (перечень представляемых семьей документов изложен в приложении 1 к Программе).

В соответствии с положениями п. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации».

Статьей 3 Закона Вологодской области от 29.06.2005 г. № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» установлен перечень документов, необходимых для принятия гражданина на учет по месту своего жительства. Так, для принятия на учет по месту своего жительства гражданин подает в орган местного самоуправления области заявление по установленной Правительством области форме.

К заявлению прилагаются:

документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и иные документы, выданные уполномоченными органами, подтверждающие факт наличия семейных отношений) и размер общей площади занимаемых жилых помещений;

документы о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений и (или) занимаемых по договорам социального найма жилых помещений у гражданина, членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления;

документы, подтверждающие сведения о доходах гражданина, членов его семьи (в случае принятия гражданина на учет как малоимущего);

документы, подтверждающие стоимость имеющегося в собственности у гражданина, членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (в случае принятия гражданина на учет как малоимущего);

документы, подтверждающие правовые основания пользования жилым помещением;

документы, подтверждающие отнесение гражданина к категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом области (в случае принятия гражданина на учет по данному основанию).

Документы, указанные в пунктах 4,7,8 Приложения 3 к Постановлению № 788 (правоустанавливающие документы на жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы Архивного фонда Российской Федерации, нотариально удостоверенная доверенность – в случае обращения представителя заявителя) не предусмотрены вышеуказанным Законом Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ. Включив в перечень документы, предусмотренные пунктами 4,7,8 Приложения № 3 к Постановлению № 788, мэрия города фактически поставила в зависимость от предоставления этих документов факт признания семьи нуждающейся в жилом помещении.

Полномочий по расширению установленного ч. 1 ст. 3 Закона Вологодской области от 29.06.2005 г. № 1307-ОЗ Перечня предоставляемых документов органам местного самоуправления не предоставлено.

Кроме того, требование об обязательном удостоверении полномочий представителя нотариусом не основано на нормах закона и необоснованно ограничивает права граждан. С учетом изложенного, суд полагает заявление прокурора г. Череповца подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать несоответствующим действующему законодательству и не подлежащими применению пункты 4,7,8 Приложения 3 к Постановлению Мэрии г. Череповца от 16.02.2012 г. № 788 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 30.05.2011 № 2222».

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 07.08.2012 г.

< >

< >

Судья Череповецкого городского суда Корытова И.Б.

Апелляционным определением Вологодского областного суда от 28.09.2012 года решение оставлено без изменения.