ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4244/17 от 12.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

№2-4244/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2017 года город Уфа РБ

Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хусаинова А.Ф.,

при секретаре судебного заседания Ахмедьяновой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ, УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ о признании незаконным решения органа местного самоуправления на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи, указывая, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником двухэтажного жилого <адрес>, площадью 170,9 кв.м. на <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером

Указанный дом ФИО1 зарегистрирован в собственность на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ и кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы Администрации ГО г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок, площадью 2446 кв.м. по адресу: <адрес> для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), надворных построек с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Комитетом по Управлению Муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфы был заключен договор аренды на указанный земельный участок

В п. 2 договора указано, что участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его использования по целевому назначению.

ФИО1 обратился в Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфы с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность. Однако, получал отказы ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен границах красных линий, относится к территориальной зоне рекреационного назначения «Р-1» и зарезервирован для муниципальных или государственных нужд.

Считает, данный отказ в предоставлении земельного участка, используемого для обслуживания жилого дома, находящегося в собственности истца на данном земельном участке, незаконным по следующим основаниям.

В кадастровом паспорте испрашиваемого земельного участка никаких ограничений на участок не зарегистрировано.

Кадастровая стоимость на указанный спорный участок согласно кадастровому паспорту составляет 3856828,34 руб., таким образом размер платы для выкупа данного участка в собственность составляет 115704,85 руб.

Просит суд признать за ФИО1 право на выкуп земельного участка площадью 2446 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, относящийся к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуальной жилой застройки с кадастровым номером . УЗиО Администрации ГО г. Уфы обязать заключить с ФИО1 договор купли-продажи указанного земельного участка с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте на земельный участок, равной 115704,85 руб.

Истец в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, через своего представителя просил суд рассмотреть дело в его отсутствии.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ в судебном заседании исковые требования не признала, просила отклонить.

Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки не известил.

Третьи лица, представители ООО «Башгражданстрой», МУП «ИСК» г. Уфы надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не известили.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником двухэтажного жилого <адрес>, площадью 170,9 кв.м. на <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

Указанный дом ФИО1 зарегистрирован в собственность на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ и кадастрового паспорта здания от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Главы Администрации ГО г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок, площадью 2446 кв.м. по адресу: <адрес> для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома (литер А), надворных построек с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Комитетом по Управлению Муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфы был заключен договор аренды на указанный земельный участок

В п. 2 договора указано, что участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его использования по целевому назначению.

Судом установлено, что ФИО1 обратился в Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность. Однако, получал отказы ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен границах красных линий, относится к территориальной зоне рекреационного назначения «Р-1» и зарезервирован для муниципальных или государственных нужд.

Земельным кодексом РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).

В силу статьи 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.

В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.

Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном кадастре недвижимости".

Решением Совета ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером частично зарезервирован для муниципальных нужд с целью с целью размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Красные линии на данную территорию утверждены постановлением администрации ГО г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ в составе проекта планировки территории южной части жилого района «Затон восточный» в Ленинском районе ГО г. Уфы РБ; проектом планировки южной части жилого района «Затон-Восточный» в Ленинском районе ГО г. Уфы РБ, ограниченной <адрес> (постановление об утверждении от ДД.ММ.ГГГГ) красные линии <адрес> не менялись. Указанными проектами на данной территории предусмотрено размещение зеленых насаждений общего пользования.

Решение Совета ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» за () от ДД.ММ.ГГГГ.

Со стороны Администрации ГО г. Уфы РБ соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.

Отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ обоснован и нашел свое подтверждении в действующем Российском законодательстве, так же в Решении Совета ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд».

Судом установлено, что решение Совета ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа РБ для муниципальных нужд» кем - либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.

Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты), территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Из вышеизложенного следует, в связи с наличием обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для государственных и муниципальных нужд, а также нахождения испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, земельный участок не может быть предоставлен истцам в собственность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требования ФИО1 об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка не имеется, исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий А.Ф. Хусаинов