Дело № 2-4244/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 19 июня 2018 г.
Ленинский районный суд г. Тюмени
в составе:
председательствующего судьи Прокопьевой В.И.,
при секретаре Лозынской С.В.,
с участием истца, представителя ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ПАО СК «Росгосстрах» о признании незаконным бездействие страховщика в ознакомлении с независимой технической экспертизой, независимой экспертизой (оценкой), об обязании предоставить ей либо уполномоченному лицу (представителю) ознакомиться с использованием личной фотоаппаратуры с независимой технической экспертизой, независимой экспертизой (оценкой), о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, о взыскании штрафа,
установил:
25.04.2018 истец обратилась в суд к ответчику с исковым заявлением о признании незаконным бездействия страховщика в ознакомлении с независимой технической экспертизой, о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, о взыскании штрафа.
Иск мотивирован тем, что между ней и ПАО СК«Росгосстрах» заключен договор страхования, полис ОСАГО ЕЕЕ №, согласно которому она застраховала автомобиль <данные изъяты>, идентификационный номер (<***>) отсутствует, регистрационный знак №, принадлежащий ей на праве собственности. В период действия договора страхования она обратился к ответчику с документами о наступлении страхового случая, произошедшего 27.11.2017. Указанное дорожно - транспортное происшествие от 27.11.2017 было признано страховым случаем (дело № 16078379) и ей было выплачено страховое возмещение.
Она обратилась с письменным заявлением от 23.01.2018, вх. № 360 от 23.01.2018 к ответчику о выдаче копии страхового акта и ознакомлении с актом осмотра и заключением экспертизы. Ответчик в установленный срок предоставил копию страхового акта и первоначальный акт осмотра, на основании которого было выдано направление на ремонт, в части ознакомления с независимой экспертизой указал на наличие такой возможности без сообщения где, когда и каким способом можно ознакомиться.
22.02.2018 она обратилась с заявлением ознакомить с результатами осмотра и независимой технической экспертизой с использованием личной фотоаппаратуры. Ответчик в установленный срок предоставил письменный ответ (информационное письмо исх. 16078379/01-20/2980 от 26.02.2018), в котором повторно указал об обязанности страховщика ознакомить потерпевшего с независимой экспертизой по письменному заявлению.
28.02.2017 она обратилась с заявлением ознакомить с актом осмотра с использованием личной фотоаппаратуры или выдачи копии акта осмотра. Однако ответчик продолжил бездействовать и игнорировать её письменные обращения. В ответе от 02.04.2018, № ответчик указал на отсутствие обязанности выдавать акт осмотра и отсутствии основания для удовлетворения заявления.
Ознакомление с материалами независимой экспертизы (дополнительный акт осмотра ТС и заключение НЭ) необходимо для проверки обоснованности размера страхового возмещения выплаченного ей ответчиком.
В судебное заседание истец иск поддержала по тем же мотивам.
Представитель ответчика иск не признала по основаниям, которые изложены в письменных возражениях на исковое заявление, где указано, что обязанности страховщика выдать потерпевшему лицу иные документы, связанные с выплатой страхового возмещения ни Закон об ОСАГО, ни Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П, ни иной нормативно-правовой акт не предусматривают.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, при наступлении страхового случая по письменному требованию страхователя страховщик обязан передать клиенту только акт о страховом случае или мотивированный отказ и акт осмотра поврежденного транспортного средства.
Также в суде представитель ответчика пояснила, что режим работы СК имеется на сайте.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом из материалов дела установлено, что между ПАО СК «Росгосстрах» и ФИО2 заключен договор страхования, полис ОСАГО ЕЕЕ №, согласно которому истец застраховала автомобиль <данные изъяты>, идентификационный номер (<***>) отсутствует, регистрационный знак №, принадлежащий истцу на праве собственности. В период действия договора страхования истец обратилась к ответчику с документами о наступлении страхового случая, произошедшего 27.11.2017. Указанное дорожно - транспортное происшествие от 27.11.2017 было признано страховым случаем (дело №) и истцу было выплачено страховое возмещение.
Истец обратился с письменным заявлением от 23.01.2018, вх. № 360 от 23.01.2018 к ответчику о выдаче копии страхового акта и ознакомлении с актом осмотра и заключением экспертизы. Ответчик в установленный срок предоставил копию страхового акта и первоначальный акт осмотра, на основании которого было выдано направление на ремонт, в части ознакомления с независимой экспертизой указал на наличие такой возможности без сообщения где, когда и каким способом можно ознакомиться.
22.02.2018 истец обратилась с заявлением ознакомить с результатами осмотра и независимой технической экспертизой с использованием личной фотоаппаратуры и ли выдать копию. Указанные документы направить по адресу проживания и на её имя.
Ответчик в установленный срок предоставил письменный ответ (информационное письмо исх. 16078379/01-20/2980 от 26.02.2018), в котором указал, что Пунктом 4.23. Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правил ОСАГО) установлено, что копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае). Также пунктом 3.11 Правил ОСАГО установлено, что по письменному заявлению потерпевшего страховщик обязан ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки). Таким образом, положениями Правил установлена возможность ознакомления потерпевшего с результатами независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) или осмотра.
Обязанность по выдаче иных документов Законом об ОСАГО ФЗ №40 от 25.04.2002 и Правилами ОСАГО не установлена.
На основании вышеизложенного ПАО «Росгосстрах» готов в полной мере исполнить требования законодательных актов, регламентирующих отношения потерпевшего и страховщика, в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и выдать Вам указанные в п.4.23 Правил ОСАГО документы, а также ознакомить Вас с актом осмотра. Акт осмотра ТС прилагается.
28.03.2017 истец обратилась с заявлением сообщить режим работы и местонахождение филиала, подразделения, отдела в городе Тюмени, где ей будет предоставлена возможность ознакомиться с экспертным заключением путем фотографирования.
Данное заявление ответчиком было получено 30.03.2018, вх. № 2019 и истцу дан ответ от 02.04.2018 № о рассмотрении заявления от 04.04.2018 по делу №, где указал, что на Ваше заявление от 02.04.2018 по делу № о выдаче акта осмотра и результатов независимой экспертизы повреждённого в результате ДТП от 27.11.2017 т/с <данные изъяты>, г/н №) сообщают, что в соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), «... страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки... и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра..., если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим». В соответствии с Законом об ОСАГО поврежденное транспортное средство было осмотрено 05.12.2017 По результатам осмотра был составлен акт осмотра N° 16078379 от 05.12.2017, с которым собственник т/с был ознакомлен, о чём свидетельствует ее подпись в акте осмотра. Таким образом, поскольку у ПАО СК «Росгосстрах» нет обязанности выдавать акт осмотра повреждённого т/с потерпевшему, а собственник т/с уже был ознакомлен с актом осмотра, у ПАО СК «Росгосстрах» отсутствуют основания для удовлетворения Вашего заявления. На Ваше заявление от 04.04.18 г. по делу № относительно выдачи документов сообщаем, что действующим законодательством не предусмотрена выдача документов какой-либо стороне правоотношений, однако допускается выдача акта о страховом случае, содержащем в себе результаты независимой экспертизы. Приложением направлен акт о страховом случае №.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования, в которые, в том числе, включают положения о перечне действий лиц при осуществлении обязательного страхования, в том числе при наступлении страхового случая (п. «в» ч.2).
Согласно абз. 2 п. 4.22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России 19.09.2014 № 431-П в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страховой выплаты или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае получения в соответствии с настоящими Правилами заявления о страховой выплате, содержащего указание о возмещении вреда в натуре, выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
Пунктом 4.23 Правил предусмотрено, что в акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчет страховой выплаты и указывается ее размер. Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).
Обязанности страховщика выдать потерпевшему лицу иные документы, связанные с выплатой страхового возмещения ни Закон об ОСАГО, ни вышеуказанные Правила, ни иной нормативно-правовой акт не предусматривают.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, при наступлении страхового случая по письменному требованию страхователя страховщик обязан передать потерпевшему только акт о страховом случае или мотивированный отказ и акт осмотра поврежденного транспортного средства.
Как усматривается из материалов дела, 05.12.2017 в связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием, в результате которого автомобилю истца причинены механические повреждения, истцом в адрес ответчика представлено заявление о страховой выплате со всеми необходимыми документами.
Согласно акту о страховом случае от 18.01.2018 размер ущерба автомобиля составил 65 107рублей, который перечислен на расчетный счет истца.
Из материалов дела следует, что акт о страховом случае и акт осмотра у истца имеются, что свидетельствует о выполнении страховщиком предусмотренной действующим законодательством обязанности. Отказ ответчика от предоставления истцу иных документов, помимо предусмотренных нормативными актами и выданных в установленном порядке, нельзя считать неправомерным и нарушающим потребительские права истца.
Ссылка истца на положения ст. ст. 8, 10 РФ «О защите прав потребителей», несостоятельна, так как данные нормы закона предусматривают предоставление до сведения потребителей информации при заключении договоров купли – продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) в целях обеспечения возможности правильного выбора товара, работ и услуг. В рассматриваемом споре требования истца не связаны ни с осуществлением выбора товаров, работ и услуг, ни с заключением какого – либо договора.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, как в части возложения на ответчика обязанности предоставить вышеуказанные документы, так и в части взыскания компенсации морального вреда.
Препятствий в ознакомлении с независимой технической экспертизой, независимой экспертизой (оценкой) судом не установлено, истцом доказательств не представлено. Истец в суде пояснила, что к ответчику для ознакомления с требуемой независимой технической экспертизой сама лично не обращалась. С режимом работы ответчика истец могла ознакомиться на сайте ответчика и прийти по адресу ответчика, адрес ответчика истцу известен, так как истец постоянно ведет переписку с ответчиком.
Поскольку исковые требования о признании незаконным бездействие страховщика в ознакомлении с независимой технической экспертизой, независимой экспертизой (оценкой), об обязании предоставить ей либо уполномоченному лицу (представителю) ознакомиться с использованием личной фотоаппаратуры с независимой технической экспертизой, независимой экспертизой (оценкой) удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» и п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Учитывая исполнение ответчиком обязательств по договору в полном объеме, права истца ответчиком нарушены не были, таким образом, в действиях ПАО СК «Росгосстрах» отсутствует вина в причинении нравственных или физических страданий истцу, в связи с чем, исковые требования о возмещении морального вреда не подлежат удовлетворению.
В соответствии со п.3 ст. 16.1 Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (редакции от 28.03.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при удовлетворении судом требований потерпевшего - физического лица об осуществлении страховой выплаты суд взыскивает со страховщика за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего штраф в размере пятидесяти процентов от разницы между совокупным размером страховой выплаты, определенной судом, и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в добровольном порядке.
Поскольку истец не просит взыскать страховое возмещение, то взыскание штрафа с ответчика необоснованно и противоречит действующему законодательству. Кроме того, истцу в компенсации морального вреда по Закону «О защите прав потребителей» отказано. Таким образом, штраф не подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В порядке ст. 103 ГПК РФ, при отказе в иске истцу, освобожденному от уплаты госпошлины, расходы по госпошлине не подлежат возмещению ни с истца, ни с ответчика.
Руководствуясь ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ч. ч. 1 и 2 ст. 5, ст.16.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ, ст. ст. 13, 15, 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. ст. 6, 9, 10 - 12, 29, 39, 53, 55 - 57, 59, 60, 67, 68, 71, 72, 88, 103, 113, 155, 167, 181, 192 - 199, 320, 321 ГПК РФ, ст. ст. 333.19, 333.20, 333.36 НК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к ПАО СК «Росгосстрах» о признании незаконным бездействие страховщика в ознакомлении с независимой технической экспертизой, независимой экспертизой (оценкой), об обязании предоставить ей либо уполномоченному лицу (представителю) ознакомиться с использованием личной фотоаппаратуры с независимой технической экспертизой, независимой экспертизой (оценкой), о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, о взыскании штрафа – отказать.
Решение может быть обжаловано в облсуд через райсуд, путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 25 июня 2018 года.
Председательствующий (подпись).