ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4244/2023 от 31.10.2023 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

В мотивированном виде решение изготовлено 31.10.2023

Гражданское дело № ******

УИД: 66RS0№ ******-86

Решение

Именем Российской Федерации

24 октября 2023 года Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Обуховой В.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» о признании незаконным приказа,

Установил:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным приказа начальника ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и последующее вменение данной функции в должностную инструкцию начальника планово-экономической службы. В обоснование иска указала, что до данным приказом на начальника планово-экономической службы возложены функции по составлению и ведению заявок на предельные объемы финансирования. Данный функционал не отражен в должностной инструкции истца, не относится к перечню обязанность планово-экономической службы, относится к функционалу финансистов. Одностороннее изменение инструкции маскирует изменение трудового договора, заключенного с работником, однако дополнительного соглашения к трудовому договору заключено не было.

Уточнив исковые требования, ФИО1 просит суд признать незаконным приказа начальника ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Истец ранее в судебном заседании уточненные требования поддержала.

Представитель ответчика направила письменный отзыв на иск, в котором просила в удовлетворении заявленных требований отказать в связи со следующим. Истцом пропущен срок предъявления исковых требований в отсутствие уважительных причин его пропуска. С обжалуемым приказом истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка в электронном документообороте АИС ЦУП с комментарием «Ознакомлена». В соответствии с трудовым договором № ****** от ДД.ММ.ГГГГФИО1 осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, должностной инструкцией, положением об отделе, правилами внутреннего трудового распорядка и данным трудовым договором (п. 1.4 трудового договора). ФИО1 при выполнении своих трудовых обязанностей подчиняется первому заместителю начальника Управления - главному инженеру. В соответствии с п. 3.2.1, п. 3.2.2 трудового договора ФИО1 обязуется добросовестно выполнять свои должностные обязанности, возложенные на нее должностной инструкцией, трудовым договором и иными распоряжениями руководителя, соблюдать трудовую и исполнительскую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка Управления, иные локальные нормативные акты Управления. В соответствии с приказом № ****** от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок составления и оформления заявок на предельные объемы финансирования. Порядок определяет правила составления заявок на предельные объемы финансирования денежных обязательств ГКУ СО «Управление автодорог» в соответствующем периоде текущего финансового года за счет средств федерального бюджета и бюджета <адрес>. До приказа № ****** от ДД.ММ.ГГГГ действовал Приказ № ****** то ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка составления и оформления заявок на финансирование». С Приказом № ****** истец была ознакомлена посредством электронного документооборота ДД.ММ.ГГГГ, а также ознакомила подчиненных сотрудников планово-экономической службы. Указанное подтверждает выполнение истцом указанных полномочий с момента начала трудовой деятельности в Управлении, не-законность и обоснованность возложенных полномочий, должностных обязанностей без дополнительного функционала на начальника планово-экономической службы ФИО1 Таким образом, дополнительный функционал, не входящий в полномочия ФИО1 и не включенный в должностную инструкцию начальника планово-экономической службы, истцу не поручался. В соответствии с Положением о планово-экономической службе № ****** от ДД.ММ.ГГГГ основными задачами службы являются: 2.1 Подготовка предложений по формированию и внесению изменений в Государственные программы, перечни объектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также объектов, в отношении которых планируется разработка проектной документации. 2.2. Планирование закупок, в соответствии с законодательством РФ, а также внутренними локальными нормативными актами Управления. 2.3.Подготовка предложений и обоснований показателей Государственного задания Управлению. 2.4. Учет и отчетность в части финансовых показателей исполнения государственных контрактов, государственного задания, составление отчетности по выполнению показателей Государственного задания, Государственных программ, планов, и других нормативных документов. В соответствии с Положением, планово-экономическая служба несет ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности и указание недостоверных данных; некачественное и несвоевременное исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями (раздел 5 Положения). Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных Положением на службу задач несет начальник службы. Степень ответственности других работников службы устанавливается должностными инструкциями (п. 5.1 Положения). В соответствии с п. 1.6 Положения, начальник отдела руководит деятельностью службы, несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на службу. Таким образом, ответственность за своевременное, достоверное и надлежащее предоставление сведений, в том числе информации по Приказу № ****** возложено на планово-экономическую службу, а именно на начальника планово-экономической службы ФИО1 В связи с чем, отсутствуют нарушения трудовых прав ФИО1 в действиях ответчика, выразившихся в регламентировании Порядка составления и оформления заявок на предельные объемы финансирования в ГКУ СО «Управление автодорог», приказ № ****** никаким образом не нарушает трудовые права истца. В связи с изданием приказа № ****** дополнительные обязанности начальнику ПЭС не вменялись. Финансовый отдел в Управлении автодорог отсутствует. В связи с этим, просила отказать в удовлетворении иска.

Суд, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему.

Частью второй статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину (абзацы второй, третий, четвертый части второй названной статьи).

Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор среди прочих является условие о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (абзацы пятый и шестой части первой статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 60 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 379 Трудового кодекса РФ в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании трудового договора с.ДД.ММ.ГГГГ работает в ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» в должности начальника планово-экономической службы.

В соответствии с п. 3.2.1, п. 3.2.2 трудового договора ФИО1 обязуется добросовестно выполнять свои должностные обязанности, возложенные на нее должностной инструкцией, трудовым договором и иными распоряжениями руководителя, соблюдать трудовую и исполнительскую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка Управления, иные локальные нормативные акты Управления.

Заключая трудовой договор, истец согласилась с его условиями, взяла на себя обязанность добросовестно исполнять должностные обязанности, в том числе те, которые указаны в должностной инструкции.

Из положения о планово-экономической службе от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** следует, что основными задачами планово-экономической службы являются: 2.1 Подготовка предложений по формированию и внесению изменений в Государственные программы, перечни объектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также объектов, в отношении которых планируется разработка проектной документации. 2.2. Планирование закупок, в соответствии с законодательством РФ, а также внутренними локальными нормативными актами Управления. 2.3. Подготовка предложений и обоснований показателей Государственного задания Управлению. 2.4. Учет и отчетность в части финансовых показателей исполнения государственных контрактов, государственного задания, составление отчетности по выполнению показателей Государственного задания, Государственных программ, планов, и других нормативных документов.

Согласно должностной инструкции начальника планово-экономической службы от ДД.ММ.ГГГГ, целью деятельности начальника планово-экономической службы является организация работы службы по текущему и перспективному планированию дорожных работ, оказанию государственных услуг, исходя из принципов рационального и эффективного использования бюджетных средств. Основными задачами деятельность начальника планово-экономической службы, в том числе, являются организация разработки проектов планов дорожных работ на текущий год и долгосрочный период, организация подготовки документов для заключения соглашения о выделении финансовых средств из федерального бюджета, изучение и внедрение передового опыта по вопросам ценообразования, планирования, эффективного расходования бюджетных средств и др.

В соответствии с приказом № ****** от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок составления и оформления заявок на предельные объемы финансирования (далее - Порядок). Порядок определяет правила составления заявок на предельные объемы финансирования денежных обязательств ГКУ СО «Управление автодорог» в соответствующем периоде текущего финансового года за счет средств федерального бюджета и бюджета <адрес> (далее - предельные объемы финансирования расходов - ПОФ).

Заявки на финансирование расходов из областного бюджета составляются ежемесячно, в соответствии с «Порядком составления и ведения кассового плана, утверждения и доведения до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования», утвержденного Приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

Заявки на финансирование расходов из федерального бюджета, предусмотренное заключенными на текущий год Соглашениями о направлении средств федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов (в том числе субсидий), составляются и оформляются в соответствии с требованиями Федерального дорожного агентства (Росавтодор).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка, в целях формирования помесячного плана финансирования отдел государственных закупок в течение 3-х дней после поступления передает графики выполнения работ по всем гос.контрактам в планово-экономическую службу. Ежемесячно в срок до 8 числа текущего месяца руководители функциональных подразделений Управления (служба технадзора дорожно- строительных работ, службы содержания, ремонта и диспетчеризации автодорог, технический отдел, отдел имущественных и земельных отношений, отдел управления автодорогами и сооружениями) предоставляют служебной запиской в планово-экономическую службу информацию о прогнозируемых отклонениях от выполнения плана по каждому государственному контракту на следующий месяц. По объектам, где не прогнозируется отклонение от плана, информация не предоставляется.

Информация на финансирование расходов, предусмотренных сметой на содержание аппарата Управления, и других расходов, начальниками отделов и служб направляется в отдел бухгалтерского учета и отчетности не позднее 8 числа текущего месяца.

Планово-экономическая служба на основании информации об ожидаемом выполнении ежемесячно формирует план финансирования на очередной месяц и направляет в отдел бухгалтерского учета и отчетности по форме согласно приложению № ****** к настоящему Порядку до 12 числа текущего месяца.

Планово-экономическая служба ежемесячно, в установленные сроки, направляет ГРБС распределение предельных объемов финансирования в соответствии с заявкой на перечисление предельных объемов финансирования расходов из федерального бюджета бюджету <адрес> для реализации мероприятий, включенных в Соглашения на текущий год.

Отдел бухгалтерского учета, в соответствии с планом финансирования, после сверки сумм оплаты по государственным контрактам и сверки остатков неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, финансируемых из бюджета <адрес>, за исключением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, формирует заявку на финансирование на очередной месяц и направляет её в Министерство транспорта и связи <адрес> до 13 числа текущего месяца.

После доведения ГРБС предельного объема финансирования для оплаты денежных обязательств на очередной месяц, отдел бухгалтерского учета и отчетности, в срок до 27 числа текущего месяца, формирует и направляет в <адрес> распределение предельных объемов финансирования по кодам классификации расходов и кодам дополнительной классификации.

Для более точного распределения доведенных на очередной месяц объемов финансирования, уточненная информация о стоимости (в текущих ценах) предполагаемых к выполнению в следующем месяце работ по объектам строительства и реконструкции, по объектам капитального ремонта, по объектам ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения, направляется в планово-экономическую службу функциональными подразделениями не позднее 23 числа текущего месяца. Уточненная информация предоставляется планово-экономической службе вместе с письменными пояснениями кураторов об объективных причинах перераспределения.

Планово-экономическая служба предоставляет уточненный план финансирования в отдел бухгалтерского учета и отчетности не позднее 25 числа текущего месяца.

В случае отсутствия возможности использования в полном объеме поступивших средств федерального бюджета, согласно заявке на перечисление ПОФ, планово-экономическая служба до истечения последнего месяца квартала в установленные сроки, направляет в <адрес> письмо-уведомление об отзыве средств.

В распределенные объемы финансирования текущего месяца по уважительным причинам, могут вноситься изменения, но не более двух раз в месяц и не позднее 25 числа текущего месяца, в пределах доведенных ПОФ.

Для внесения изменений в распределение объемов финансирования направляется служебная записка на имя начальника Управления, с обоснованием необходимости внесения изменений и указанием объективных причин, повлекших корректировку.

Начальник планово-экономической службы согласовывает с начальником Управления необходимость перераспределения ПОФ и направляет в отдел бухгалтерского учета и отчетности служебную записку с указанием кодов классификации расходов и кодов дополнительной классификации, по которым вносятся изменения.

После утверждения Начальником Управления изменения ПОФ отдел бухгалтерского учета и отчетности не позднее следующего рабочего дня направляет в <адрес> письмо с просьбой о перераспределении объемов финансирования.

Проанализировав представленные суду должностную инструкцию ФИО1, Положение о планово-экономической службе и содержание оспариваемого приказа № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что указанным приказом, дополнительные обязанности, не установленные должностной инструкцией или положением о планово-экономической службе не возлагались, совершение ответчиком действий, направленных на одностороннее изменение трудового договора с истцом не усматривается.

Кроме того, из ответа на ответчика на судебный запрос, следует, что финансового отдела в ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» не существует, следовательно, вопреки доводам истца, обязанности, установленные оспариваемым приказом, не могли быть возложены на финансовый отдел («финансистов»).

В то же время, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд, установленного ст. 392 ТК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 312-О, ДД.ММ.ГГГГ N 728-О-О, ДД.ММ.ГГГГ N 73-О-О, ДД.ММ.ГГГГ N 295-О-О).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, к требованиям истца об оспаривании действий ответчика по вынесения оспариваемого приказа подлежит применению трехмесячный срок обращения в суд, подлежащий исчислению со дня ознакомления с приказом.

С указанным приказом истец была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными ответчиком распечатками системы электронного документооборота АИС ЦУП, где имеются сведения о проставлении ФИО1 отметки о завершении задачи с комментарием «Ознакомлена».

С настоящим иском ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трехмесячного срока, предусмотренного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, более чем на четыре года.

При этом, истец не представила суду надлежащие и допустимые доказательства уважительности причин пропуска срока обращения в суд. Каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших ФИО1 своевременно обратиться в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора и позволяющих восстановить пропущенный срок, судом не установлено. Будучи дееспособной, не имея ограничений в выборе действий и распоряжении собственными правомочиями, истец имела возможность обращения в суд в установленный законом срок, в том числе путем подачи искового заявления как лично, так и через представителя, однако в отсутствие объективных препятствий, своевременно право на судебную защиту не реализовала.

Пропуск срока для обращения в суд, при отсутствии уважительных причин, является самостоятельным основанием для отказа в иске (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"), в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» о признании незаконным приказа – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>

Председательствующий В.В. Обухова