ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4247/2013 от 15.11.2013 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-4247/2013    РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 15 ноября 2013 года

 Свердловский районный суд г. Костромы в составе

 председательствующего судьи Варсанофьевой С.Г.,

 при секретере ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании отказа департамента культуры Костромской области в согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и о возложении обязанности согласовать данное задание,

 у с т а н о в и л:

 ФИО4 обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа департамента культуры Костромской области (далее Департамент) в согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № и о возложении на Департамент обязанности согласовать данное задание. Мотивировал тем, что он является собственником <данные изъяты> доли в праве в квартире <данные изъяты> и <данные изъяты> доли в праве в квартире <данные изъяты> в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, являющемся объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба городская. Х1Х-ХХв.: Дом жилой ФИО5. Х1Х-нач.ХХв.». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент с заявлением о согласовании задания на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом был дан оспариваемый отказ в согласовании задания, который он считает незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные интересы. В отказе Департамент ссылается на то, что перечень указанных в задании проектных работ является недостаточным для проведения работ по сохранению памятника и восстановления его в первоначальном виде и объеме. Однако, указанные в задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия мероприятия не противоречат закону, права и законные интересы других лиц не нарушают и не ухудшают состояние объекта культурного наследия. Все работы, заявленные в задании, направлены на сохранение объекта культурного наследия и поддержание его в нормальном состоянии. Заявитель с <данные изъяты> года неоднократно обращался в Департамент с заявлениями о согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, однако каждый раз получал отказ, в связи с чем с <данные изъяты> на указанном памятнике не проводилось каких-либо работ по его сохранению. Заявитель обращался в Департамент с заявлением о согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а не за согласованием проектной документации, однако, в отказе от ДД.ММ.ГГГГ Департамент обязывает его в проектной документации разработать чертежи (схемы) по демонтажу конструкций, возведенных без исходно-разрешительной документации (двухэтажной пристройки, мансардного этажа, стропильной двухскатной крыши с переломами) с восстановлением существовавшей этажности, исторической стропильной системы, кровли, кованных парапетных решеток и архитектурного декора фасадов, в том числе восстановление высоты венчающего карниза). Считает, что Департамент незаконно обязывает его провести указанный перечень работ в связи с тем, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ Департаменту было отказано в части удовлетворения исковых требований по демонтажу с дворового фасада вновь возведенной двухэтажной пристройки; демонтажу мансардного этажа и восстановлению в соответствии с историко-архивными исследованиями стропильной системы, кровли и кованных парапетных решеток; демонтажу 9 рядов кирпичной кладки венчающего карниза; замене металлопластиковых заполнений оконных проемов надеревянные; замене установленных металлических входных дверей на деревянные; восстановлению архитектурного декора фасадов. В отношении заявителя и ФИО6 возбуждено исполнительное производство в целях исполнения указанного решения суда, но, учитывая то, что Департамент постоянно отказывает заявителю в согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, ему не представляется возможным исполнить решение суда. Часть 6 статьи17 Закона КО № 184-ЗКО «Об объектах культурного наследия» предусматривает 3 основания для отказа в выдаче согласованного задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Однако в отказе от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует ссылка на один из пунктов ч.6 ст.17 Закона и не соблюдена установленная административным регламентом форма отказа в предоставлении государственной услуги.

 В судебном заседании заявитель и его представитель ФИО7 заявление поддержали по изложенным основаниям.

 Представитель Департамента ФИО8 заявление считает необоснованным, суду пояснила, что представленное задание не было направлено на сохранение объекта культурного наследия. Формально уведомление об отказе в согласовании работ не соответствует утвержденной форме, отсутствуют слова «Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги», при ссылке на п.6 ст.17 Закона КО не указан п/п 3, но слова о том, что перечень работ не направлен на сохранение объекта культурного наследия, там есть.Согласование задания на окна и двери трудно привязать к отделке фасадов, специалисты считают, что такое задание согласовать не возможно, согласование такого задания исполнению решения не способствует.

 Заинтересованное лицо ФИО6 пояснила, что заявление считает обоснованным, просит его удовлетворить.

 Остальные заинтересованные лица, а также судебный пристав-исполнитель, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

 Выслушав явившихся участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-1161/2011, суд приходит к следующему.

 Решением Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ (дело № 2-1161/2011) частично удовлетворены исковые требования Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области (ныне Департамент Культуры Костромской области), ФИО4 обязан:

 1.В течение одного месяца с даты вступления в силу решения суда получить в департаменте государственного имущества и культурного наследия Костромской области письменное разрешение на проведение научно-исследовательских работ на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) регионального значения «Дом жилой ФИО5, Х1Х - нач. ХХ в.», расположенном по адресу: <адрес>.

 2. В течение 3-х месяцев со дня получения разрешения на проведение научно-исследовательских работ на указанном объекте культурного наследия на основании задания разработать и согласовать в департаменте государственного имущества и культурного наследия Костромской области проектную документацию по сохранению данного объекта культурного наследия.
             3. В течение одного месяца со дня согласования в департаменте государственного имущества и культурного наследия Костромской области проектной документации получить в департаменте государственного имущества и культурного наследия Костромской области письменное разрешение на производство работ по сохранению указанного объекта культурного наследия и заключить договор на технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия с организацией разработавшей проектную документацию до момента полного выполнения указанных работ.

 ФИО4 и ФИО6 в течение одного года со дня получения в департаменте государственного имущества и культурного наследия Костромской области письменного разрешения на производство работ по сохранению объекта
культурного наследия обязаны выполнить работы по     сохранению объекта культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией при обязательном авторском и техническом надзоре организации-исполнителя проектных работ.

 ФИО4 обязан сдать в трехмесячный срок со дня выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области отчетную документацию,     включая     научный     отчет     о     выполненных работах организацией, осуществлявшей научное руководство за проведением указанных работ.

 В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.

 Решение суда до настоящего времени не исполнено.

 В силу п.1 ст.33 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 В соответствии с п.1 ст.40 указанного закона сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

 Согласно п.1 ст.45 данного закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

 Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

 Здание по адресу: <адрес>, находящееся в общей долевой собственности ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО11, является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой ФИО5, Х1Х-нач.ХХ в.», поставленным под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ №

 В соответствии со ст.17 Закона Костромской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) расположенных на территории Костромской области» для согласования задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявитель представляет (направляет) в Государственный орган посредством личного обращения, по почте или в электронной форме с использованием информационно-коммуникационных технологий документы, указанные в части 3, пунктах 1, 2, 2.1 части 3.1, пунктах 1, 5-7 части 4 настоящей статьи. Документы, предусмотренные пунктом 3 части 3.1, пунктами 2, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются Государственным органом в органах, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Прием заявления и документов, необходимых для получения разрешения и согласования задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и выдача разрешения и согласованного задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ч.2).

 Для согласования задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявитель обязан представить (направить):

 1) заявление о согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по форме, утвержденной Государственным органом;

 2) задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, оформленное заявителем и согласованное с собственником либо пользователем объекта культурного наследия. Форма задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия утверждается Государственным органом.

 Выдача заявителю согласованного задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в настоящей части (ч.3).

 Судом установлено, что заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент с заявлением о согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

 В задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявителем указано, что основанием для реставрации памятника и выдачи задания на разработку научно-проектной документации является решение Свердловского районного суда г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ (п.9).

 В судебном заседании заявитель подтвердил, что задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия было представлено им в Департамент для согласования в целях исполнения указанного решения суда.

 В разделе 4 задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия «Рабочая проектно-сметная документация» указано:

 1.Этап до начала производства работ

 -историко-архитектурный паспорт отделки фасадов

 -архитектурные решения оконных и дверных заполнений, архитектурные детали.

 2.Этап в процессе производства работ

 -При необходимости дополнительная рабочая документация разрабатывается на основании актов исследования памятника на дополнительные виды работ, выявленные в процессе проведения научно-исследовательских, проектных и ремонтно-реставрационных работ.

 Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № названным «О предоставлении информации», Департамент, руководствуясь п.6 ст.<адрес> «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) расположенных на территории Костромской области» отказал в согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по тем основаниям, что перечень указанных в задании проектных работ является недостаточным для проведения работ по сохранению памятника и восстановления его в первоначальном виде и объеме. Указал, что в составе проектной документации необходимо разработать чертежи (схемы) по демонтажу конструкций, возведенных без исходно-разрешительной документации (двухэтажной пристройки, мансардного этажа, стропильной двухскатной крыши с переломами) с восстановлением существовавшей этажности, исторической стропильной системы, кровли, кованных парапетных решеток и архитектурного декора фасадов (в том числе восстановление высоты венчающего карниза).

 В соответствии с ч.6 ст.17 Закона Костромской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) расположенных на территории Костромской области» отказ в согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия возможен в случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства по сохранению объектов культурного наследия:

 1) в представленной документации предусматривается изменение особенностей объекта культурного наследия, послуживших основаниями для его включения в реестр и подлежащих обязательному сохранению;

 2) заявленные работы не соответствуют режимам содержания территории и (или) зон охраны объектов культурного наследия;

 3) заявленные работы не направлены на сохранение объекта культурного наследия.

 Указанные основания для отказа в согласовании задания (предоставления государственной услуги) указаны и в п.14 Административного регламента предоставления департаментом культуры Костромской области государственной услуги по выдаче разрешения на разработку научно-исследовательской и изыскательской проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению объекта культурного наследия или его части для современного использования и выдаче задания на консервационные, ремонтные, реставрационные работы, приспособление объекта культурного наследия или его части для современного использования, утвержденного приказом департамента культуры Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Административный регламент).

 Наименование отказа в государственной услуге по согласованию задания «О предоставлении информации», а не «Уведомление об отказе в выдаче согласованного задания», как предусмотрено п.7 Административного регламента, само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя.

 Несмотря на то, что в уведомлении об отказе в согласовании задания не ссылки на конкретный пункт части 6 статьи 17 Закона Костромской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) расположенных на территории Костромской области», из содержания уведомления следует, что отказано в согласовании на основании п. 3 ч.6 указанной статьи закона, а именно, в связи с тем, что заявленные работы не направлены на сохранение объекта культурного наследия.

 Суд находит указанные основания для отказа в согласовании задания обоснованными, т.к. за основу при вынесении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение которого заявителем было представлено к согласованию задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, было принято заключение (акт) государственной историко-культурной экспертизы, проведенной по определению суда экспертом ФИО1  из которого следует, что облик объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой ФИО5, Х1Х - нач. ХХ в.», расположенного по адресу: <адрес>, изменен вследствие следующих действий: с дворового фасада возведена <данные изъяты> этажная пристройка, переложена часть стен дворового фасада, изменена внутренняя планировка здания, разобран лестничный марш со стороны двора, в одном из помещений возведена новая стена, возведена мансарда, над памятником выполнена надстройка, сломана первоначальная стропильная система кровли и устроена новая, устроена винтовая лестница на мансардный этаж, заложена силикатным кирпичом часть оконных проемов, сбит частично подлинный декор фасада. Кроме того, в процессе ведения работ уничтожена часть памятника археологии регионального значения: «Участок культурного слоя посада вдоль бывших ФИО12 и Никольской улиц, ХV1- ХV111 вв.», принятых под охрану постановлением главы администрации Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № Проведенные работы на данном памятнике нельзя отнести к мероприятиям по сохранению объекта культурного наследия. Сохранение данного объекта культурного наследия не возможно без демонтажа самовольно выполненных работ, грубо искажающих памятник архитектуры и без разработки научно-проектной документации организацией, имеющей лицензию Росохранкультуры на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и согласования ее с органами охраны памятников.

 Вместе с тем, заявителем в задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заявлены для включения в рабочую проектно-сметную документацию лишь историко-архитектурный паспорт отделки фасадов и архитектурные решения оконных и дверных заполнений, архитектурные детали, что нельзя считать достаточным, как правильно указал Департамент, для сохранения памятника и восстановления его в первоначальном виде и объеме. Указанные работы, кроме того, не направлены на исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

 При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

 Руководствуясь ст.ст.194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

 решил:

 В удовлетворении заявленияФИО4 об оспаривании отказа департамента культуры Костромской области в согласовании задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и о возложении обязанности согласовать данное задание отказать.

 Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца.

 Федеральный судья                                                           Варсанофьева С.Г.