ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4247/2013 от 18.07.2013 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2013 года Дело № 2-4247/2013

Абаканский городской суд,

В составе председательствующего Царевой Е.А.,

При секретаре Яковлевой Н.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Правительству <данные изъяты> о признании бездействий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании бездействия Правительства <данные изъяты> незаконным.

Заявленные требования мотивирует следующим. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 из <данные изъяты> в Правительство <данные изъяты> было направлено обращение с просьбой выслать список кандидатов в присяжные заседатели за ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный Правительством <данные изъяты>. Однако, до настоящего времени ответ на свое обращение истец не получил. Ссылаясь на ФЗ РФ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» ФИО1 просит суд признать бездействия Правительства <данные изъяты> незаконными.

В судебное заседание ФИО1 не явился, поскольку отбывает наказание в <данные изъяты>. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель Правительства <данные изъяты> ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что ФИО1 с подобными обращениями обращался ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. На все обращения ФИО1 ему были даны мотивированные ответы. Обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Правительство <данные изъяты> не поступало. В связи с чем, представитель Правительства <данные изъяты> ФИО2 просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав пояснения представителя Правительства <данные изъяты>, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых в том числе нарушены права и свободы гражданина (ст. 255 ГПК РФ).

Статья 256 ГПК РФ устанавливает срок обращения с заявлением в суд, который составляет не более трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).

Статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данная конституционная норма воспроизведена в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Согласно п. 3 ст. 5 вышеназванного федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статьей 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2 данной статьи).

По смыслу приведенных нормативных положений гражданин имеет право на рассмотрение его обращения по вопросу получения информации от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также право на получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации <данные изъяты> поступило обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о направлении сведений о том какие муниципальные образования участвовали в формировании списка присяжных в заседатели в ДД.ММ.ГГГГ.

Данное обращение ДД.ММ.ГГГГ было перенаправлено в Правительство <данные изъяты>, поскольку формирование списка присяжных в заседатели относиться к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Правительство <данные изъяты> направило в адрес ФИО1 ответ на его обращение, в котором было разъяснено, что в списках присяжных в заседателей в ДД.ММ.ГГГГ участвовали представители всех муниципальных образований <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ в Правительство <данные изъяты> поступило обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил выслать список муниципальных образований с количеством присяжных заседателей, предоставленных в ДД.ММ.ГГГГ в Правительство <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 был направлен ответ, что Правительство <данные изъяты> не может выслать документы по формированию списков кандидатов в присяжные заседатели, так как в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» сведения, содержащиеся в этих документах, являются конфиденциальными.

ДД.ММ.ГГГГ в Правительство <данные изъяты> поступило обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил выслать список кандидатов в присяжные заседатели в период с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 Правительством <данные изъяты> был направлен ответ, что переписка с истцом прекращена, так как в обращении содержаться вопросы, на которые давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в общении не приводятся новые доводы или обстоятельства.

Согласно сообщению Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступали обращения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на которые истцу были даны ответы с разъяснениями. До настоящего времени обращений от ФИО1 в Правительство <данные изъяты> больше не поступало.

В соответствии с распределением бремени доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношении, установленном ст. 249 ГПК РФ, заявителю надлежало представить доказательства нарушения ее прав либо охраняемых законом интересов оспариваемым действием.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо дополнительных доказательств того, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> в Правительство <данные изъяты> направлял обращение с просьбой выслать список кандидатов в присяжные заседатели за ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение положений ст. ст. 55, 56 ГПК РФ суду не представлено.

В связи с чем, требования ФИО1 о признании незаконными бездействия Правительства <данные изъяты> по не направлению ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

Помимо этого, требования заявителя о признании бездействий Правительства <данные изъяты> незаконными суд также считает не подлежащими удовлетворению, поскольку с заявлением об оспаривании бездействий Правительства <данные изъяты> ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока заявителем не предоставлено.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований ФИО1 к Правительству <данные изъяты> о признании бездействий незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23.07.2013

Председательствующий Е.А ЦАРЕВА