ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4247/2017 от 21.02.2018 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело .

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года.

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Добровольского Д.Г.,

при секретаре Головачевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> об оспаривании действий, о понуждению к назначению мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи, возложить на ответчика обязанность в назначении обозначенной выше меры социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований истица указала, что ее семья из трех человек (она и ее родители: отец ФИО2, мать – ФИО3) имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в <адрес>, который в третьем квартале 2017 года составил 8687 руб.

В этой связи ДД.ММ.ГГГГ она через ТОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи малоимущей семье в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», приложив к заявлению необходимые документы.

По результатам рассмотрения заявления Управлением социальной защиты и семейной политики <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в назначении требуемой помощи, что стало поводом и основанием для обращения в суд с настоящим иском. Считает, что ответчик неверно произвел расчет среднедушевого дохода членов ее семьи, необоснованного включив в него суммы социальных стипендий, выплачиваемых ей по месту учебы.

В судебном заседании ФИО1 и третье лицо на ее стороне ФИО2 настаивали на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> ФИО4 возражала против удовлетворения иска, настаивала на законности и обоснованности решения, принятого Управлением по обращению истицы.

ФИО3, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин неявки не представила.

Выслушав доводы явившихся участников судебного разбирательства, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об оставлении иска без удовлетворения.

Предоставление государственной социальной помощи предусмотрено положениями ФЗ "О государственной социальной помощи" от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О государственной социальной помощи», а также Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (далее Перечень).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.

Согласно положениям ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О государственной социальной помощи» условиями оказания государственной социальной помощи являются: 1) постоянное или преимущественное проживание малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина, на территории <адрес>; 2) адресный характер оказания государственной социальной помощи, а также ее индивидуализация; 3) заявительный характер оказания государственной социальной помощи; 4) невозможность семьи, одиноко проживающего гражданина, по объективным причинам, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства, повысить свой уровень жизни и выйти из категории "малоимущих"; 5) отсутствие трудоспособных совершеннолетних детей, обязанных содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" (далее Перечень).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по итогам рассмотрения Управлением заявления ФИО1 последней отказано в назначении государственной социальной помощи, в связи с тем, что среднедушевой доход ее семьи, состоящей из трех человек, составил 9819 руб. 85 коп., что на 1132 руб. 85 коп. превышает величину прожиточного минимума в <адрес> в третьем квартале 2017 года.

При определении среднедушевого дохода семьи Управление включило в расчет стипендии, получаемые ФИО1 по месту обучения – ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»: социальная стипендия – 2300 руб., государственная социальная стипендия в повышенном размере – 6150 руб., с чем не согласна ФИО1 со ссылкой на п. 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по текста – Перечень), в силу которого в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Оценив позиции сторон, суд пришел к выводу о несостоятельности позиции стороны истца в силу следующего.

Согласно названному Перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Стипендия, вне зависимости от ее вида и оснований назначения, является формой стимулирования обучающегося в освоении им соответствующих образовательных программ (ст. 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и в этой связи не может рассматриваться как государственная социальная помощь в рамках реализации положений ФЗ "О государственной социальной помощи", в связи с чем включение Управлением сумм стипендий, получаемых ФИО1, в расчет среднедушевого дохода ее семьи не противоречит действующему правовому регулированию.

При указанных обстоятельствах решение Управления об отказе в назначении государственной социальной помощи является законным и обоснованным, что, соответственно, влечет оставление иска ФИО1 без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме «27» февраля 2018 года.

Судья: Добровольский Д.Г.