ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4248/16 от 23.08.2016 Свердловского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

Гражданское дело № 2-4248/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2016 года г. Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Чернышовой О.П.,

при секретаре Сачковой В.Е.,

с участием истца ФИО2, её представителя ФИО3 (доверенность от 29.06.2016), представителя ответчика Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Белгороде ФИО4 (доверенность от 11.01.2016 г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Белгороде о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии,

установил:

<…> ФИО2 обратилась в УПФ РФ в г. Белгороде с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в соответствии с п.п.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В назначении пенсии ей было отказано, с указанием на то, что в её специальный стаж, не может быть включен период работы с 01.08.1983 по 04.10.1991 в должности намотчицы электронагревательных элементов, поскольку данная должность не поименована Списком, а установление 01.09.1987 3-го разряда намотчика электроизоляционных материалов УПФ РФ не принято во внимание, поскольку отсутствует приказ работодателя о переводе ФИО2 на данную должность.

Дело инициировано иском ФИО2, которая просила включить указанный период в её специальный стаж и назначить пенсию с <…>.

В судебном заседании истица и её представитель иск поддержали.

Представитель ответчика требования не признала по основаниям указанным в возражениях на иск.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии пп. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подп. "б" п. 1 Постановления Правительства от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10, по разделу 2 «Производство и обработка слюды» к числу должностей, дающих право на льготную пенсию по указанному основанию, отнесены намотчики электроизоляционных изделий (позиция 2180200а-15058).

В постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 26.04.1985 г. №113/10-32 «Об утверждении разделов: «Общие профессии электротехнического производства», «Производство электроизоляционных материалов», «Электроугольное производство», «Кабельное производство», «Изоляционные и намоточно-обмоточные работы», «Производство химических и других источников тока» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 19», в Перечне наименований профессий рабочих, предусмотренных разделом «Производство электроизоляционных материалов», указана профессия намотчика электроизоляционных изделий.

Согласно трудовой книжке, архивной справке №<…> от <…>, ФИО2 работала с 01.08.1983 по 04.10.1991 в должности намотчика электронагревательных элементов. 01.09.1987 присвоен 3-ий разряд намотчика электроизоляционных материалов и внесена запись "Профессия намотчик электронагревательных элементов" и " Намотчик электроизоляционных материалов" именуется "намотчик электроизоляционных изделий".

Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что она знакома с ФИО2, поскольку они работали вместе на "ЗАО "С" в качестве намотчиков электроизоляционных изделий. Их работа заключалась в наматывании проволоки с использованием клея на нагревательные элементы изделий, также в работе применялся ацетон.

У суда нет оснований сомневаться в правдивости сообщенных свидетелем сведений, поскольку доказательств опровергающих данные обстоятельства, стороной ответчика суду не представлено. Кроме этого показания свидетеля не противоречат документам, имеющимся в материалах дела.

Доводы истца, стороной ответчика допустимыми доказательствами не опровергнуты.

Ссылки стороны ответчика на то, что согласно действующему пенсионному законодательству показаниями свидетелей не могут быть подтверждены характер и условия работы, суд находит неубедительными, исходя из следующего.

Действительно, Федеральным законом РФ от 24.07.2009 года № 213-ФЗ в Закон внесены изменения, в том числе п. 3 ст. 13 дополнен предложением следующего содержания: "Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается".

При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.2001 года) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Так как до принятия изменений в п. 3 ст. 13 Закона каких-либо ограничений в способах доказывания характера работ пенсионное законодательство не содержало, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, поэтому вышеназванные положения п. 3 ст. 13 Закона (в редакции от 24.07.2009 года, действующей с 01.01.2010 года) на правоотношения, возникшие до 01.01.2010 года, не распространяются.

Кроме этого суд учитывает архивные справки о заработной плате №<…> от <…>, №<…> от <…> и № <…> от <..>, согласно которым ФИО2 в спорный период времени начислялась заработная плата, в периоды с 20.11.1985 по 20.03.1987 г., с 21.03.1987 по 25.03.1987 с 17.07.1988 по 22.11.1989 предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет и в период с 03.04.1991 по 16.04.1991 предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, как имеющей двоих детей до 12-летнего возраста. Других отпусков без сохранения заработной платы за период работы с 01.08.1983 по 04.10.1991 не имеется.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Учитывая, что в периоды с 20.11.1985 по 20.03.1987 г., с 21.03.1987 по 25.03.1987 с 17.07.1988 по 22.11.1989 ФИО2 предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 1,5 лет, то есть до внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанные отпуска не подлежали включению в специальный трудовой стаж, суд включает указанные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Период с 03.04.1991 по 16.04.1991, в который ФИО2 предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, как имеющей двоих детей до 12-летнего возраста также подлежит включению в специальный стаж, исходя из следующего.

Пунктом 6 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 24.11.1981 N 323/21-41 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления дополнительного трехдневного оплачиваемого отпуска и двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предусмотренных пунктом 3 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. N 235" (вместе с разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 24.11.1981 N 11/21-41) установлено, что время дополнительного отпуска по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель засчитывается как в общий, непрерывный стаж работы (в том числе и в стаж, дающий право на последующий ежегодный отпуск), так и в стаж работы по специальности.

Поскольку требования истицы о включении в специальный стаж периода работы с 01.08.1983 по 04.10.1991 в должности намотчика электроизоляционных изделий на <…> (ЗАО «С») суд удовлетворяет, то с учетом данного периода работы, требование о назначении ФИО2 пенсии, в соответствии с ч.1 п.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ с <…> также подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Белгороде о включении в стаж периодов работы, назначении досрочной пенсии удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Белгороде включить в специальный стаж ФИО2 по Списку №2 период работы с 01.08.1983 по 04.10.1991 в должности намотчика электроизоляционных изделий на <…> (ЗАО «С») и назначить ей пенсию в соответствии с ч.1 п.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ с <…>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Мотивированный тест решения составлен –28.08.2016.

Судья –