Дело № 2-4248/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2017 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Рябенко Е.М.,
при секретаре Сильченко М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа, администрации Приморского края, департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству финансов РФ о признании права на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, взыскании компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что он является собственником земельных участков: площадью XXXX кв.м, предназначенного для сельскохозяйственного использования, местоположение которого установлено примерно в XXXX м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, площадью XXXX кв.м., местоположение которого установлено примерно в XXXX м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, площадью XXXX кв.м, предназначенного для сельскохозяйственного использования, местоположение которого установлено примерно в XXXX м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX
В период с ДД.ММ.ГГ. в Уссурийском городском округе возникла чрезвычайная ситуация, связанная с продолжительными ливневыми дождями. В результате чрезвычайной ситуации его земельные участки попали в зону подтопления и погибли посевы и посадки сельскохозяйственных культур на площади XXXX га, в том числе картофеля на площади XXXX га, моркови на площади XXXX га, что подтверждается актом обследования земельных участков принадлежащих ему. Он как глава личного подсобного хозяйства ДД.ММ.ГГ обратился в администрацию УГО с заявлением о включении в список на назначение и выплату компенсации, которое было принято и направлено в Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2015 № 2689-р и Соглашением 13/ЧС от ДД.ММ.ГГ ему выделена субсидия на компенсацию ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации природного характера в размере XXXX В соответствии с Порядком предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края, утверждённым Постановлением администрации Приморского края от 25.12.2015 года № 517-па, предоставление субсидии осуществляется департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, куда он в срок до ДД.ММ.ГГ предоставил сведения об открытом на его имя в дополнительном офисе ПАО СКБ Приморья «XXXX» счете с указанием реквизитов для перечисления субсидии. Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края указанная субсидия была переведена на его счёт согласно платёжному поручению XXXX от ДД.ММ.ГГ. Однако, ПАО СКБ Приморья «XXXX» данная субсидия была возвращена на счёт департамента в ДД.ММ.ГГ года в связи с неверным указанием счёта ФИО1 для зачисления. В последствии выделенные ему денежные средства были возвращены в федеральный бюджет как восстановленные в ДД.ММ.ГГ году остатки средств бюджетных ассигнований прошлых лет. До настоящего времени финансовая помощь ему не произведена. Считает, что неверное указание его лицевого счёта в платёжном поручении, а также доводы департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края об отсутствии положительного решения от Минсельхоза РФ о зачете возвращённых федеральных средств, как межбюджетных трансфертов, не могут служить основанием для лишения его права на получение денежной компенсации, причитающейся ему за утрату урожая вследствие стихийного бедствия, поскольку указанные выплаты относятся к выплатам социального характера и действующее законодательство не ставит возможность получения подобных выплат в зависимость от установленных государственными органами механизмов распределения и перечисления бюджетных средств. На основании ст. 39 ч.1 Конституции РФ, 158 БК РФ, ст. 1069 ГК РФ, просил признать за ним право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур в целях оказания поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в летний период ДД.ММ.ГГ года, взыскать с администрации Приморского края в его пользу компенсацию за утраченный урожай сельскохозяйственных культур в размере XXXX и расходы по оплате государственной пошлины в размере XXXX
В судебном заседании представитель истца ФИО2 настаивала на заявленных требованиях по изложенным выше основаниям.
В судебном заседании представитель администрации Приморского края ФИО3 не признал исковые требования, пояснил, что администрация Приморского края является ненадлежащим ответчиком. Платёжным поручением от ДД.ММ.ГГXXXX на счёт ФИО1, открытый в ПАО СКБ Приморье «XXXX» перечислена субсидия на компенсацию ущерба в сумме XXXX Однако, данная сумма была возвращена в связи с отсутствием лицевого счета в платёжном поручении. В дальнейшем был осуществлён возврат указанной суммы в связи с окончанием финансового ДД.ММ.ГГ года. Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края обратился в Минсельхоз России с просьбой разрешить использовать средства федерального бюджета для производства выплат компенсации ущерба, причинённого в результате чрезвычайной ситуации природного характера в ДД.ММ.ГГ года, сельскохозяйственным производителям, которые данные выплаты не получили. Ответа не поступало. Поскольку Администрация Приморского края не может распоряжаться федеральными денежными средствами, просил в иске к Администрации Приморского края отказать.
Представитель Департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края ФИО4 не признала исковые требования, в судебном заседании поддержала доводы представителя Администрации Приморского края, просила в иске к Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края отказать, так как департамент является органом производящим данные компенсационные выплаты за счёт средств федерального бюджета. Однако, разрешения на использование средств федерального бюджета в ДД.ММ.ГГ году для выплаты компенсации ущерба сельскохозяйственным производителям Приморского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период ДД.ММ.ГГ года, в том числе и истцу, до настоящего времени не получено, несмотря на неоднократные обращения в Министерство сельского хозяйства РФ.
Представитель Министерства сельского хозяйства РФ, извещённый о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в иске к Минсельхоз России, которое является ненадлежащим ответчиком, поскольку Минсельхоз России надлежащим образом в полном объёме исполнило свои обязательства по перечислению средств федерального бюджета в бюджет Приморского края в размере XXXX в соответствии с Соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов от ДД.ММ.ГГXXXX-с, заключённым между Минсельхозом России и Администрацией Приморского края на основании Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов их федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.12.2014 года № 1441. Распределение и выплат компенсации конкретным получателям производится уполномоченным органом власти субъекта РФ на основании нормативного акта субъекта РФ, устанавливающего порядок предоставления компенсации и перечень документов, необходимых для её получения. Минсельхоз России в правоотношения с получателями компенсации не вступает и никаких обязательств перед ними не имеет и не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, извещённое о слушание дела надлежащим образом своего представителя в судебное заседание не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, а также пояснения по иску, из которых следует, что выплаты компенсации за утрату урожая сельскохозяйственных культур является расходным обязательством Приморского края..
Администрации УГО, извещённая о слушании дела надлежащим образом не направила своего представителя в судебное заседание, не просила отложить судебное заседание, поэтому дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика.
Суд, выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, считает требования истца к Администрации Приморского края являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, в требованиях к остальным ответчикам следует отказать, по следующим основаниям.
В силу абзаца 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
На основании постановления Правительства от 22.12.2014г. № 1441 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера".
Пунктом 3 выше обозначенных Правил, предусмотрено, что компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется вследствие воздействия такого природного явления как наводнение.
Оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (пункт 4).
Предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов (п.6).
В целях оказания поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в летний ДД.ММ.ГГ года, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1441 "Об утверждении правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера", Администрация Приморского края своим Постановлением от 25.12.2015г. №517-па утвердила Порядок предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в летний период ДД.ММ.ГГ года.
Несмотря на то, что данный порядок утвержден Администрацией Приморского края в ДД.ММ.ГГ., он также предусматривает возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат связанных с гибелью объектов сельскохозяйственной деятельности в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в летний период ДД.ММ.ГГ года.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (далее - субъекты сельскохозяйственной деятельности) в целях возмещения затрат субъектов сельскохозяйственной деятельности, связанных с гибелью объектов сельскохозяйственной деятельности, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в летний период ДД.ММ.ГГ года.
Критериями отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности являются:
осуществление деятельности на территории Приморского края;
признание пострадавшими на основании актов анализа материалов по гибели объектов растениеводства, животноводства, аквакультуры, материальных ценностей, пострадавших от чрезвычайной ситуации природного характера, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (п. 3).
В силу п.4 вышеуказанного порядка, предоставление субсидии осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края.
Для получения субсидии субъекты сельскохозяйственной деятельности, признанные пострадавшими на основании Актов, предоставляют в департамент в срок до ДД.ММ.ГГ текущего финансового года сведения об открытых в кредитных организациях счетах с указанием реквизитов для перечисления субсидий (п.5).
Субсидии перечисляются субъектам сельскохозяйственной деятельности в двухдневный срок после поступления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в краевой бюджет, в размере определенном Актами (п.6).
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, и не оспаривается ответчиками, что ФИО1 является владельцем личного подсобного хозяйства, собственником земельных участков сельскохозяйственного производства, местоположение которых установлено примерно в XXXX м, в XXXX по направлению на юго-запад, в XXXX по направлению на юг от ориентира жилой дом, адрес ориентира XXXX, расположенного за пределами участка, площадью XXXX кв.м., XXXX кв.м. и XXXX кв.м. соответственно.
В период с ДД.ММ.ГГ. в Уссурийском городском округе возникла чрезвычайная ситуация, связанная с продолжительными ливневыми дождями.
Согласно постановлению Губернатора Приморского края от 02.09.2015г. №57-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 26 августа 2015 года N 55-пг "О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера в пределах территориальных границ Партизанского, Пограничного, Октябрьского муниципальных районов" на территории Приморского края определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Уссурийского городского округа, Михайловского, Октябрьского, Ольгинского, Пограничного, Партизанского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Надеждинского муниципальных районов.
ДД.ММ.ГГФИО1 обратился в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о включении в список на назначение и выплату компенсации.
Уполномоченный орган провел обследование посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера и по результатам обследования был составлен и утвержден акт, в котором указано, что из-за сильных осадков в виде дождя у истца погиб урожай сельскохозяйственных культур, а именно картофель на площади XXXX, морковь на площади XXXX га. Общая сумма материального ущерба составила XXXX.
Личное подсобное хозяйство ФИО1 было включено в реестр личных подсобных хозяйств Приморского края, пострадавших от чрезвычайной ситуации «Наводнение» в результате тайфуна «XXXX» в летний период ДД.ММ.ГГ года.
Таким образом, ФИО1 был признан пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера с правом на получение компенсации как сельскохозяйственный товаропроизводитель вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур.
В соответствии с Соглашением о предоставлении иных межбюджетных трансфертов от ДД.ММ.ГГXXXX-с, заключённым между Минсельхозом России и Администрацией Приморского края, Минсельхоз России направил Приморскому краю иные межбюджетные трансферты в размере XXXX, выделяемые из федерального бюджета по коду главы XXXX по разделу 04 «Национальная экономика» функциональной классификации расходов бюджетов РФ, на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в ДД.ММ.ГГ году.
Согласно реестру выплаты субсидии XXXX от ДД.ММ.ГГ из полученных федеральных денежных средств ФИО1, было распределено XXXX
Платёжным поручением от ДД.ММ.ГГXXXX на счёт ФИО1 была перечислена субсидия на компенсацию ущерба в размере XXXX
Платёжным поручением от ДД.ММ.ГГXXXX выше перечисленная сумма возвращена банком по причине отсутствия лицевого счета в платежном поручении от ДД.ММ.ГГ.
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГXXXX Департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края осуществлен возврат в доход федерального бюджета денежных средств в размере XXXX как неиспользованные на 01 января текущего финансового года. В указанную сумму входили, в том числе средства в размере XXXX, предназначавшиеся для выплаты истцу как сельскохозяйственному производителю в связи с утратой урожая.
Письмом от ДД.ММ.ГГXXXX Департамент сельского хозяйства и продовольствия Приморского края обратился в Минсельхоз России с просьбой разрешить использовать возвращённые денежные средства для осуществления компенсации ущерба, причинённого в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в летний период ДД.ММ.ГГ года, сельскохозяйственным производителям, не получившим данную поддержку.
Министерство сельского хозяйства РФ направило в Министерство финансов РФ уведомление XXXX от ДД.ММ.ГГ на подтверждение суммы неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, восстановленных в текущем финансовом году. Ответа по уведомлению от Министерства финансов РФ не поступило.
Исследованные выше доказательства свидетельствуют о том, что субсидия, предназначенная для компенсации ущерба, причинённого ФИО1 была выделена из средств федерального бюджета, но на его счёт в банке не поступила в связи с не указанием в платёжном документе его счёта и была возвращена как не использованная, в результате чего ФИО1 не получил указанную компенсацию.
Учитывая, что в судебном заседании нашёл подтверждение факт утраты истцом урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в летний период ДД.ММ.ГГ года, он был признан пострадавшим от указанной чрезвычайный ситуации природного характера как сельскохозяйственный товаропроизводитель, ему был установлен размер субсидии для компенсации ущерба в размере XXXX, отсутствие вины истца в том, что он не получил полагавшуюся ему субсидию, суд приходит к выводу об удовлетворении его требований о признании за ним право на получение указанной компенсации в сумме XXXX
Рассматривая вопрос о надлежащем ответчике по данному спору, суд исходит из того, что в соответствии с пунктами «е», «ж», «л» части 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут произведены, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 30 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, ликвидация чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации; межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств, привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Губернатора Приморского края XXXX от ДД.ММ.ГГ на территории Приморского края введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера и установлен региональный уровень реагирования.
Из приведённых выше правовых норм и установленных обстоятельств следует, что финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации регионального характера является расходным обязательством субъекта РФ, то есть Приморского края.
В связи с чем суд полагает, что по рассматриваемому спору надлежащим ответчиком является Администрация Приморского края и компенсация в размере XXXX подлежит взысканию с Администрации Приморского края за счёт средств краевого бюджета.
В требованиях к остальным ответчикам следует отказать, поскольку они являются ненадлежащими ответчиками в рассматриваемом споре.
В силу ст. 98 ГПК РФ расходы истца по оплате государственной пошлины в размере XXXX суд взыскивает с Администрации Приморского края за счёт средств краевого бюджета, поскольку они подтверждены документально.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 214 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа, администрации Приморского края, департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству финансов РФ о признании права на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, взыскании компенсационной выплаты-удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур в целях оказания поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в летний период ДД.ММ.ГГ года.
Взыскать с администрации Приморского края за счёт средств краевого бюджета в пользу ФИО1 компенсацию за утраченный урожай сельскохозяйственных культур в размере XXXX, расходы по уплате государственной пошлины в размере XXXX
В удовлетворении требований ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа Приморского края, Департаменту сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству финансов РФ- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.М. Рябенко
Решение изготовлено 06 ноября 2017 года.