ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-424/18 от 16.03.2018 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-424/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2018 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Яковлевой А.А.,

при секретаре Валиахметовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием прокурора Козловой С.Г., гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах ФИО7 к Администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Златоуста в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Златоустовский городской округ в лице администрации Златоустовского городского округа, в котором просят обязать администрацию ЗГО создать условия ФИО1 для беспрепятственного доступа к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, с согласованием с общественным объединением инвалидов.

В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что в прокуратуру г. Златоуста обратился ФИО1 с заявлением о нарушении жилищных прав. В ходе проверки обращения, проведенной прокуратурой города, установлено, что ФИО1 является инвалидом-колясочником, и не может самостоятельно передвигаться. Супруги ФИО1 проживают по адресу: <адрес>, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО3. Администрацией ЗГО создана межведомственная комиссия по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных жилых домах с целью их приспособления с учетом потребностей их доступности для инвалидов (постановление администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ Обследование указанного выше дома проводилось, но при этом денежные средства на обеспечение доступности инвалида-колясочника в жилое помещение не выделены.

Определением суда не надлежащий ответчик Муниципальное образование Златоустовский городской округ в лице администрации Златоустовского городского округа заменен на надлежащего ответчика Администрацию Златоустовского городского округа.

Прокурор г. Златоуста Козлова С.Г. настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО1, представитель ответчика администрации Златоустовского городского округа, представитель третьего лица ООО «Комитет городского хозяйства» в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.36,38,39,40).

Представитель ответчика администрации ЗГО в письменном отзыве не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований (л.д.42-44), просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания установлено, что ФИО1, и ФИО3 (добрачная фамилия-ФИО11 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

ФИО3 является собственником жилого помещения, квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.30-32).

ФИО1 и ФИО3 зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.26).

В прокуратуру города Златоуста обратился ФИО1 с заявлением о нарушении жилищных прав (л.д.6).

В ходе проверки обращения, проведенной прокуратурой города, установлено, что ФИО1 является инвалидом-колясочником и не может самостоятельно передвигаться (л.д.50-53).

Пунктом «а» части 1 статьи 9 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Россией 15 мая 2012 года, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших социальных задач государственной программы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры(жилым, общественным и производственным зданиям, строениями сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации ).

В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 28.11.2013 года № 600-ЗО (ред. от 30.12.2015 г.), «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной и транспортной инфраструктуры в Челябинской области», к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе жилые здания.

Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 г. № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости-другими средствами подъеме.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 201 г. № 689-О-О «об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования-городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления, как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12,130-133 Конституции Российской Федерации), в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2,7,18 и 19).

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления согласно конституционному предназначению местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12,130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2,7,18 и 19). Вопросы финансирования подлежат разрешению органом местного самоуправления и пределах предоставленных им полномочий. Отсутствие пандуса либо иного подъемного устройства свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства и социальной защите инвалидов, в части создания инвалиду условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению, соответственно подлежит устранению путем его оборудования, что прямо следует из норм закона.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», которым утверждены правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с указанным постановлением, Администрацией ЗГО создана межведомственная комиссия по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных жилых домах с целью их приспособления с учетом потребностей их доступности для инвалидов (постановление администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ). Обследование указанного выше дома проводилось, но при этом денежные средства на обеспечение доступности инвалида-колясочника в жилое помещение не выделены.

Представитель ответчика администрации ЗГО в письменном отзыве не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований (л.д.42-44),

На основании изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах ФИО1 к администрации Златоустовского городского округа о возложении обязанности, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах ФИО1 удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Златоустовского городского округа создать условия ФИО1 для беспрепятственного доступа к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: А.А. Яковлева

Решение не вступило в законную силу