ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-424/19 от 04.02.2019 Ачинского городского суда (Красноярский край)

24RS0002-01-2018-006190-61

Дело №2-424/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2019 года г. Ачинск Красноярского края,

ул. Назарова, 28-Б

Ачинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Попова А.В.,

при секретаре Локтишевой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кешишьян Н. Ю. к Администрации города Ачинска Красноярского края о возложении обязанности согласовать границы земельного участка и заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Кешишьян Н.Ю., обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Ачинска с требованием обязать согласовать границы земельного участка и заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, площадью 703 кв.м., по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что истцу на основании договора купли-продажи от 26.08.2016 принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Желая приобрести в собственность земельный участок под указанным жилым домом истец обратилась в администрацию г. Ачинска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на что 21.06.2018 получила отказ в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне Ж-3, где не возможно размещение индивидуального жилищного строительства (л.д.4).

В судебное заседание истец, будучи извещена надлежащим образом, не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.72,74).

Представитель ответчика администрации г. Ачинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.75), согласно представленному отзыву против иска возражает, полагает, что истец просит сформировать земельный участок под жилым домом, находящимся в её собственности, для чего образуемому земельному участку необходимо установить вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Между тем, данный вид разрешенного использования не соответствует правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 30.05.2014 №58-407р (в ред. от 30.06.2017 №23-136р), согласно которым образуемый земельный участок находится в зоне Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами», в перечне видов разрешенного использования которой отсутствуют виды, допускающие размещение индивидуального жилого дома. В связи с чем согласовать предоставление спорного земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилого строительства» не представляется возможным (л.д.67).

Третье лицо Кешишьян Д.А., будучи извещен надлежащим образом (л.д.73), в суд также не явился, представила ходатайство о рассмотрения дела в свое отсутствие (л.д.5).

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Главой V.1 Земельного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ, и действующей с 01 марта 2015 года.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 39.1 указанной Главы Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 26.08.2016 Кешишьян Н.Ю. является собственником жилого дома с кадастровым номером , общей площадью 34,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество от 30.08.2016 (л.д.6,7).

Как следует из кадастрового паспорта на здание и межевого плана, сформированного ООО «Кадастр Инжиниринг» указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 703 кв.м. Также ООО «Кадастр инжиниринг» составлен проект границ спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, по имеющимся характерным точкам (л.д.8-9,50-61).

На обращение Кешишьян Н.Ю. в администрацию г. Ачинска с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка, сформированного из земель населенных пунктов с целю размещения индивидуального жилого дома, находящего в собственности, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» истцом получен отказ от 21.06.2018 в предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории по мотиву невозможности предоставления земельного участка, расположенного в зоне ЖЗ «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами» под размещение индивидуального жилого дома (л.д.63-64).

Как следует из ответа консультанта – главного архитектора г. Ачинска от 15.11.2018, изменение зоны земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на зону Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», либо включение вида разрешенного использования указанного земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства» в действующую функциональную зону Ж-3 «Зона застройки среднеэтажными домами», не возможно (л.д.65).

В силу ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

По правилам п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.

Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 30.05.2014 №58-407р утверждены Правила землепользования и застройки на территории города Ачинска и признано утратившим силу Решение Ачинского городского Совета депутатов от 24.11.2006 №20-113р «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Ачинска».

В соответствии со ст. 39 указанных правил размещение индивидуальных жилых домов в Зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3) не допускается.

Ранее действовавшим Правилами землепользования и застройки на территории города Ачинска, утвержденными решением Ачинского городского Совета депутатов от 24.11.2006 №20-113р, было предусмотрено разделение на два вида (подзон) жилой зоны г. Ачинска:

- занятые многоэтажными многоквартирными жилыми домами, предназначеная для застройки многоквартирными жилыми домами средней и повышенной этажности (при условии соблюдения принципов построения силуэта застройки и размещения градостроительных акцентов), а также сопутствующих объектов повседневного обслуживания местного уровня, скверов, игровых и спортивных площадок;

- занятые коттеджной, усадебной застройкой, выделеная для формирования жилых районов низкой и средней плотности застройки усадебного типа - отдельно стоящие малоэтажные дома с приусадебными садами, огородами, палисадниками (ст. 35 Правил).

При этом, согласно указанным Правилам, многоэтажная многоквартирная застройка занимала центральную часть города (с 1 по 10 микрорайон), территория подзоны - 546 га; кварталы коттеджной, усадебной застройки расположены на окраинах города, а также в старой части города, всего территория подзоны - 1263 га.

Как следует из кадастрового плана здания, принадлежащий истцу жилой дом по адресу: <адрес>, был возведен ранее 1962 года, что подтверждается выкопировкой схемы расположения объекта недвижимости на земельном участке, из инвентарного дела, датированной 09.04.1962 (л.д.9).

Учитывая приведенные выше обстоятельства, свидетельствующие о том, что на дату возведения жилого дома, расположенного фактически в пределах зоны Ж-3, расположение указанного жилого дома не противоречило Правилам землепользования и застройки, учитывая положения п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ и отсутствие в деле доказательств, что использование испрашиваемого земельного участка опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, иным способом реализация права истца на предоставление ей в собственность земельного участка не возможна, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить, обязать администрацию г. Ачинска согласовать границы образованного земельного участка, утвердив схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и согласовать предоставление истцу в собственность за плату земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию города Ачинска Красноярского края утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовать предоставление Кешишьян Н. Ю. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок 44, площадью 703 кв.м., с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья А.В. Попов

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2019 года