ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-424/20 от 18.12.2020 Усть-куломского районного суда (Республика Коми)

УИД: 11RS0018-01-2020-000772-13

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2020 года по делу N 2-424/2020

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,

при секретаре О.Н. Решетиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску службы государственного жилищного надзора Иркутской области к ФИО3 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение для проведения внеплановой выездной проверки,

установил:

Служба государственного жилищного надзора Иркутской области обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО3 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение , расположенного по адресу: <адрес>, специалистам службы государственного жилищного надзора Иркутской области для проведения внеплановой выездной проверки.

В обоснование исковых требований указано, что ответчик ФИО3 является собственником жилого помещения . На основании распоряжения Службы от ДД.ММ.ГГГГ ср-п в отношении ФИО3 назначена внеплановая выездная проверка для установления факта наличия или отсутствия самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения . Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение осмотра жилого помещения на ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 45 мин. Данное уведомление получено ответчиком. В ходе проверки ФИО3 не представил доказательства отсутствия в квартире перепланировки или переустройства и более того доступ в жилое помещение на дату, указанную в уведомлении, для проведения проверки не представил.

Истец – Служба государственного жилищного надзора Иркутской области ходатайствовала о рассмотрении дела без участия их представителя.

Ответчик ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Гражданское дело рассмотрено при имеющейся явке сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ).

Граждане, осуществляя жилищные права не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (часть 2 статьи 1 ЖК РФ), с учетом соблюдения прав и законных интересов в том числе соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства (часть 4 статьи 17 ЖК РФ), собственники обязаны среди прочего соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (статья 30 ЖК РФ), при этом перепланировка (переустройство) жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (статьи 25, 26 ЖК РФ).

Государственный жилищный надзор согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ - это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Право должностных лиц государственного жилищного контроля посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования предусмотрено пунктом 2 части 5 статьи 20 ЖК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 20 ЖК РФ на территории Иркутской области уполномоченным органом на осуществление надзора является Служба государственного жилищного надзора Иркутской области.

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493.

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 11 вышеуказанного Положения).

Аналогичные нормы содержит и Положение о Службе государственного жилищного надзора в Иркутской области, утвержденное Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 № 534-пп.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Основаниями для проведения внеплановой выездной проверки стало обращение от ДД.ММ.ГГГГ в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области с просьбой проверки факта самовольного переустройства и перепланировки в многоквартирном <адрес> и распоряжение руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ ср-п.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ФИО3 направлено распоряжение и уведомление о проведении мероприятия по государственному жилищному контролю. Дата проверки указана ДД.ММ.ГГГГ в 14:45 часов. Уведомление вручено ДД.ММ.ГГГГ лично ФИО3, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области поступило письмо от ответчика ФИО3 в котором он указывает, что не может принять участие в проверке в связи с отбытием на работу в место постоянной регистрации (Республику Коми).

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного советником центрального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда Службы государственного жилищного надзора <адрес>ФИО1, собственник жилого помещения ФИО3 на проверку не явился, доступ в жилое помещение по адресу: <адрес> не обеспечен. Доказательств обратного не представлено.

В связи с отсутствием доступа в жилое помещение в целях проверки соблюдения требований законодательства по его использованию Службой государственного жилищного надзора Иркутской области предъявлен настоящий иск.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела по существу нашло свое подтверждение наличие оснований для проведения проверки - обращение гражданина ФИО2, проживающего в данном многоквартирном доме, в котором находится квартира ответчика, в орган, уполномоченный на проведение выездных проверок соблюдения гражданами порядка переустройства и перепланировки жилых помещений с правом проведения обследования таких жилых помещений, соблюдение порядка уведомления собственника об обеспечении доступа в квартиру, суд пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика предоставить доступ в жилое помещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и госпошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Службы государственного жилищного надзора Иркутской области удовлетворить.

Обязать ФИО3 предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, специалистам службы государственного жилищного надзора Иркутской области для проведения внеплановой выездной проверки.

Взыскать ФИО3 в доход муниципального бюджета МО МР "Усть-Куломский" государственная пошлина в размере 300 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись.

Мотивированное решение составлено 23.12.2020.

Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин