ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-424/2014 от 10.02.2014 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 10 февраля 2014 года     г. Новосибирск

 Дело № 2-424/2014

 Октябрьский районный суд г. Новосибирска

 в составе:
судьи     Котина Е.И.

 при секретаре     Оганян В.В.

 с участием истца ФИО1,

 представителей ответчика ФИО2, ФИО3,

 представителя третьего лица ФИО4,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-424/2014 по исковому заявлению Кузьмина В.ра И.ча к юл1 о понуждении провести обустройство дорог,

 установил:

 ФИО1 обратился в Октябрьский районный суд г. Новосибирска суд с исковым заявлением к юл1 о понуждении продлить маршрут автобуса №, <адрес> и оборудовании промежуточными остановками, электроосвещением, пешеходными тротуарами согласно требованиям ГОСТ Р52766-2007 в срок до /дата/

 В обоснование иска указал, что является инвалидом <данные изъяты> группы, пенсионером и ему трудно пройти 1 км до строительных магазинов по <адрес> и обратно и что ответчик нарушил его право на пользование маршрутом автобуса № отсутствием пешеходных тротуаров с обеих сторон дороги, электроосвещения, промежуточной остановки с обеих сторон дороги. Истец обращался с заявлением в юл1 /дата/ и получил ответ от /дата/ г., также обращался с заявлением в юл2 /дата/ и /дата/ и получил ответ от /дата/ В данных ответах отсутствует информация о конкретных сроках исполнения требований истца. Ранее требования в отношении спорной дороги рассматривались судом, было вынесено решение от /дата/ по делу № 2-236/2013. В связи с этим юл2 обязано выделить денежные средства на продление маршрута автобуса № и принять все меры для продления маршрута до /дата/

 Бездействием ответчика, которое продолжается более 10 лет, нарушается право истца на свободу передвижения.

 В просительной части иска (л.д. 4-5) просит суд:

 1. обязать юл1 в срок до /дата/ оборудовать <адрес> промежуточной остановкой с обеих сторон дороги, пешеходным тротуаром с обеих сторон дороги и электроосвещением, сделать заездной карман для автобуса, павильон остановки в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-22007;

 2. объединить дело в одно производство с делом № 2-236/2013 (решение от /дата/ г.);

 3. обязать юл1 представить обращение юл2 ФИО5 о продлении маршрута № от остановки <адрес> и заказе проекта дороги и данный на него ответ;

 4. обязать юл1 представить проектно-сметную документацию на продление маршрута автобуса № по <адрес>;

 5. обязать юл2 ФИО5 предоставить выделение бюджетных средств из бюджета области на продление маршрута № для исполнения в срок до /дата/

 6. обязать юл2 представить обращение юл1 представить о заказе проекта дороги <адрес> на продление маршрута автобуса № и данный на него ответ.

 В определении об оставлении иска без движения (л.д. 12) суд предложил истцу конкретизировать число ответчиков, к которым он намерен предъявить иск: к юл1 юл2 или министру транспорта юл2 ФИО5 Также суд предложил уточнить, какое из требований является исковым требованием, а какое – ходатайством.

 На данное определение истец в дополнение к исковому заявлении (л.д. 14) уточнил, что пункты 3 и 4 просительной части иска являются ходатайствами в отношении юл1; пункты 5 и 6 просительной части иска являются ходатайствами в отношении юл2. Также уточнил, что третьим лицом по иску является юл2.

 В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям. Уточнил, что не просит объединить настоящее вдело в одно производство с делом № 2-236/2013, поскольку оно уже рассмотрено, а просит обозреть в судебном заседании материалы дела № 2-236/2013, а также материалы дела № 2-3212/2013, в которых рассматривались требования истца к тому же ответчику, связанные с обустройством маршрута автобуса № (протокол, л.д. 175 оборот).

 Также в судебном заседании /дата/ истец конкретизировал, что он настаивает на продлении маршрута № по <адрес> (которая в настоящее время является конечной) в сторону <адрес>, то есть требует установить новую остановку через <данные изъяты> м от конечной остановки Строительная. В вязи с установкой новой остановки и продлением маршрута просит оборудовать тротуары до данной остановки, сделать остановочные павильоны, установить необходимое для остановки оборудование в соответствии с требованиями ГОСТ (протокол, л.д. 112, оборот). Также истец представил схему (л.д. 37), подписанную им, с указанием, где согласно его требования должна быть оборудована новая остановка – по <адрес> в <данные изъяты> метрах от конечной остановки <адрес>

 Также в судебном заседании истец указал, что ответчик не исполняет вступившие в законную силу решения суда об оборудовании остановок, остановочные пункты данного маршрута, такие, как «Больница», «Библиотека», «Строительная», находятся в неудовлетворительном состоянии.

 С учётом утонения истцом требований (а именно, с учётом того, что истец указал, что требования в п. 3-6 просительной части иска являются ходатайствами при рассмотрении дела), дело рассматривается судом в порядке ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований. Требования о предоставлении документации (п. 3-6 просительной част иска) судом расценены как ходатайства об истребовании у ответчика и третьего лица документов, в связи с чем судебными запросами от /дата/ (л.д. 18-19) переписка по вопросу о продлении маршрута, а также проектно-сметная документация о продлении маршрута, сведения о выделении бюджетных средств для продления маршрута судом запрошены у ответчика и третьего лица.

 Представители ответчика юл1 ФИО2, ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, указанным в отзыве на исковом заявлении. Указали, что согласно пункту 10 раздела II Устава юл1 создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти <адрес> в сфере дорожного хозяйства и транспорта и подведомственно юл2. В соответствии с уставом юл1 осуществляет организацию строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности <адрес>. Указанные полномочия осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных юл2, являющимся главным распорядителем бюджетных средств. План дорожно-строительных работ устанавливается в соответствии с Законом Новосибирской области об областном бюджете Новосибирской области и долгосрочными целевыми программами на соответствующий и плановый период, приказами юл2.

 Автомобильная дорога <данные изъяты> <адрес> относится к дорогам общего пользования межмуниципального значения, принадлежит на праве собственности Новосибирской области и закреплена за юл1 на праве оперативного управления. Протяженность указанной автомобильной дороги составляет <данные изъяты>. Автомобильная дорога <данные изъяты> - <адрес> включена в перечень имущества, находящегося в собственности Новосибирской области, утвержденного приказом юл2 от /дата/. №. <адрес> является частью указанной автомобильной дороги. Соответственно, юл1 в отношении дороги осуществляет полномочия владельца автомобильной дороги.

 В /дата/ юл1 разместило государственный заказ на выполнение проектных и изыскательских работ на разработку проектной и рабочей документации на реконструкцию участка (<данные изъяты> автомобильной дороги <данные изъяты> - <адрес>. Государственный контракт заключен /дата/ с юл3 дата приемки работ по контракту - /дата/. Заданием на разработку проектной документации предусмотрено выделение очередей: в первую очередь - приведение в нормативное состояние остановочных пунктов общественного транспорта с устройством тротуаров, во вторую очередь - приведение в нормативное состояние автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ, в третью очередь -устройство освещения. Частично участок автомобильной дороги <данные изъяты> - <адрес> <данные изъяты>, проходящий по <адрес>, включен в разрабатываемый юл3 проект реконструкции автомобильной дороги. Кроме того, участок автомобильной дороги с км <данные изъяты>, проходящий по <адрес>, который не включен в разрабатываемый проект, также планируется к реконструкции.

 В настоящее время разработка проектной документации по реконструкции участка автомобильной дороги <данные изъяты> - <адрес> <данные изъяты> была включена в план проектно-изыскательских работ на /дата/ (приказ юл2 № от /дата/ г.). После разработки документации и доведения необходимых бюджетных средств юл1 будет размещен государственный заказ на проведение строительно-монтажных работ по реконструкции автомобильной дороги. Все необходимые нормативные требования, предъявляемые к оборудованию автобусных остановок и обустройству автомобильной дороги по спорному участку (<адрес>), будут учтены проектной организацией в ходе исполнения государственного контракта. В связи с этим в настоящее время отсутствует возможность предоставить проект на реконструируемый участок автомобильной дороги в виду его фактического отсутствия.

 Проведение процедуры определения поставщика на разработку проектной документации на реконструкцию участка автомобильной дороги <данные изъяты><адрес> <данные изъяты> запланировано Ответчиком до /дата/ а также на проведение строительно-монтажных работ до /дата/ Точные сроки проведения работ по разработке проектно-сметной документации и строительно-монтажным работам будут определены техническим заданием к государственным контрактам после подведения результатов торгов. Кроме того, в настоящее время Ответчиком дополнительно были внесены изменения в план проектно-изыскательских работ на /дата/ в части протяженности реконструируемой дороги по <адрес> до <данные изъяты> км. и направлены на согласование в юл2 (письмо от /дата/.). Таким образом, Ответчиком до настоящего времени были проведены все необходимые действия в рамках своих полномочий.

 Согласно реестру сети пригородных автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории Новосибирской области, утвержденному приказом юл2 от /дата/ №, маршрут № <данные изъяты> (<адрес>» является пригородным маршрутом регулярного сообщения. Конечный остановочный пункт на данном маршруте остановка «Строительная».

 В соответствии с п. 1 Постановления Администрации Новосибирской области № 319-па от 17.11.2008г. «Об утверждении порядка формирования сети пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории Новосибирской области» (Далее - Постановление № 319-па) формирование пригородной и межмуниципальной маршрутной сети на территории Новосибирской области относится к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области - министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. В соответствии с п. 8 Постановления № 319-па в целях улучшения условий транспортного обслуживания населения в процессе эксплуатации маршрутной сети приказами уполномоченного органа вносятся соответствующие изменения в реестры пригородных или межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения. Реестры пригородных или межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения ежегодно утверждаются уполномоченным органом с учетом вносимых изменений и публикуются на сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. В соответствии с п. 12 Постановления № 319-па изменение существующих пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения возможно с учетом потребности населения в перевозках, возможности обеспечения безопасных условий перевозки, а также обоснованных предложений органов местного самоуправления. Таким образом, вопросы продления автобусных маршрутов не входят в компетенцию юл1

 Также в дополнении к отзыву ответчик указал, что автомобильная дорога <данные изъяты> - <адрес> относится к дорогам общего пользования межмуниципального значения, принадлежит на праве собственности <адрес> и закреплена за юл1 на праве оперативного управления. <адрес>, на которой Истец просит установить дополнительную автобусную остановку за пределами конечного остановочного пункта «Строительная» (<данные изъяты> является частью автомобильной дороги <данные изъяты> - <адрес>. Для организации реконструкции автомобильных дорог, закрепленных за юл1 на праве оперативного управления, необходимо наличие следующих условий:

 - наличие необходимых денежных средств в бюджете <адрес>;

 -включение объекта в план проектно-изыскательских работ на текущий календарный год;

 -    включение объекта (автомобильной дороги) в план-график торгов на текущий год;

 проведение необходимых процедур согласования размещения государственного заказа с главным распорядителем бюджетных средств;

 -    размещение заказа в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 В целях исполнения судебных решений Октябрьского районного суда по делу №№ 2-236/2013; 2-3212/2013 по искам ФИО1 об обустройстве автомобильной дороги <данные изъяты> - <адрес> и в рамках своих полномочий Ответчиком в /дата/. был проведен открытый аукцион в электронном виде на выполнение проектных и изыскательских работ по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию автомобильной дороги "<адрес>"

 в юл4 в порядке и сроки, предусмотренные главой 3.1. Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ. По итогам подведения открытого аукциона в электронном виде (путем проставления ЭЦП) был заключен государственный контракт № от /дата/ по выполнению проектных и изыскательских работ по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию автомобильной дороги <данные изъяты> в <адрес>. Согласно п. 10 Технического задания к государственному контракту № от /дата/ дата приемки работ - /дата/

 /дата/ по накладной № Исполнителем по контракту № от /дата/ были переданы результаты выполненных работ по контракту. Протяженность реконструируемого участка автомобильной дороги "<данные изъяты> в <адрес> согласно представленной проектной организацией проектной документации составляет <данные изъяты> км., т.е. до конечного остановочного пункта «Строительная». После проверки представленной Исполнителем проектной документации и приемки результатов работ Ответчиком будет проведена процедура определения поставщика с целью проведения строительно-монтажных работ на реконструируемом участке автомобильной дороги "<данные изъяты> в <адрес> в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании проектной документации, разработанной по государственному контракту № от /дата/

 В соответствии с план-графиком торгов срок размещения заказа на реконструкцию участка автомобильной дороги "<данные изъяты> в <адрес> запланирован Ответчиком на /дата/ при условии положительной оценки результатов работ по государственному контракту № от /дата/ Срок, необходимый для осуществления процедуры определения поставщика путем проведения открытого аукциона в электронном виде, в среднем занимает не менее 80 дней в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 При этом реконструкция автомобильной дороги "<адрес> в <адрес> за пределами конечного остановочного пункта «Строительная» ранее не представлялась возможным в связи отсутствием необходимых денежных средств в бюджете Новосибирской области. В настоящее время в соответствии с Законом Новосибирской области от 10.12.2013г. № 401-03 «Об областном бюджете Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены денежные средства для организации работ по реконструкции участка автомобильной дороги <адрес> за пределами конечного остановочного пункта «Строительная». В связи с этим Ответчиком в план проектно-изыскательских работ на 2014г. в настоящее время был включен участок от автомобильной дороги "<адрес> от остановки Строительная до конца автомобильной дороги, т.е. <адрес> <адрес> и направлен на проверку и согласование в Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> (письмо № 518 от 28.01.2014г.). После утверждения плана проектно-изыскательских работ на 2014г. Участок автомобильной дороги <адрес> (<адрес>) будет включен в план-график торгов в качестве позиции торгов для проведения Ответчиком процедуры определения поставщика. Проведение процедуры определения поставщика на разработку проектной документации на реконструкцию на участке автомобильной дороги (<адрес>) запланировано Ответчиком осуществить до конца /дата/

 Таким образом, после проведения процедуры определения поставщика, заключения и исполнения государственного контракта по выполнению проектных и изыскательских работ по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию автомобильной дороги "<адрес> (участок, подлежащий реконструкции от остановки «Строительная» до <данные изъяты> км, будет указан в техническом задании к контракту). В дальнейшем Ответчиком на основании разработанной проектной документации будет проведена процедура определения поставщика на выполнение строительно-монтажных работ на автомобильной дороги. Ориентировочно срок для проведения процедуры определения поставщика и заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ на автомобильной дороге запланирован Ответчиком до /дата/. Кроме того, строительно-монтажные работы по реконструкции автомобильной дороги носят сезонный характер и не могут проводиться в зимнее время года, в связи с чем сроки для выполнения государственного контракта будут установлены с учетом наступления положительных температур /дата/ и объемом работ, указанных в проектной документации.

 Таким образом, Ответчиком до настоящего времени были проведены все необходимые действия в рамках своих полномочий для обеспечения надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги "<адрес> в <адрес> и приведения автомобильной дороги в соответствие с требованиями действующих отраслевых нормативов.

 Просили суд в иске отказать.

 Представитель третьего лица юл2 ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила суду отзыв на иск, в котором указала, что в соответствии с п. 12 постановления администрации Новосибирской области от 17.11.2008 № 319-па «Об утверждении Порядка формирования сети пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории Новосибирской области» изменение существующих пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения осуществляется с учетом потребности населения в перевозках, возможности обеспечения безопасных условий перевозки и обоснованных предложений органов местного самоуправления. Таким образом, для изменения существующего маршрута необходимо министерству издать приказ об изменении маршрута, но перед изданием приказа проводится обследование маршрута с участием представителей министерства, органа местного самоуправления, по территории которого проходит маршрут, органа ГИБДД. На основании результата обследования комиссия определяет условия изменения маршрута, возможность его изменения, исходя из соблюдения безопасности перевозок пассажиров. Если условия обеспечения безопасности пассажиров соблюдены, то министерство подписывает приказ о внесении изменений в существующий маршрут. Если для изменения маршрута необходимо приведение дорожных и иных условий в соответствие с ГОСТ, то это указывается в акте обследования и решение принимается в зависимости от возможности соблюдения безопасности перевозки пассажиров (решение принимает министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области). Для обеспечения безопасных условий перевозки пассажиров на продленном участке маршрута № 103 от остановки Строительная до предполагаемой конечной остановки маршрута возле кладбища в <адрес> по ГОСТу необходимо на противоположной стороне от остановки Строительная сделать заездной карман для автобуса в сторону города Новосибирска, установить павильон, знак остановки. Также в промежутке от остановки Строительная до предполагаемой конечной остановки необходимо оборудовать дополнительную остановку в обе стороны.

 В /дата/ юл1 получит для осуществления строительно-монтажных работ проект производства работ по реконструкции а/д <адрес> Данный проект предполагает приведение в соответствие с ГОСТом остановок и дороги в целом, существующую остановку Строительная в <адрес>. Требования истца касаются реконструкции автодороги «<адрес> которые не вошли в прежний проект. Согласно приказу Минтранса Новосибирской области от 23.12.2013 № «О внесении изменений» в приказ об утверждении плана проектно-изыскательских работ внесены изменения и включен объект для размещения государственного заказа на производство проектных работ по реконструкции автодороги <адрес> - тот участок, который прилегает к <адрес> в <адрес>, где предполагается сделать временную конечную остановку маршрута № 103.

 Письмом от /дата/ № на запрос юл2 юл1 как государственный заказчик указал, что на данный участок государственный заказ на производство проектных работ будет размещен в /дата/ с предположительным сроком окончания работ - /дата/

 /дата/ представители юл2, юл5 и юл6 обследовали участок от остановки Строительная (сегодняшняя конечная маршрута №) до предполагаемой конечной остановки возле кладбища на предмет возможности продления маршрута до приведения этого участка в соответствие с ГОСТ. По результатам обследования был составлен акт, согласно которому юл6 возражает против продления маршрута, так как условия безопасности дорожного движения на этом участке маршрута не соответствуют действующему ГОСТу. Поэтому министерством по результатам обследования было принято решение - не продлять маршрут № с конечной остановкой возле кладбища по <адрес> в соответствие с ГОСТ. В настоящее время согласно Закону Новосибирской области Закон Новосибирской области от 10.12.2013 N 401-03 "Об областном бюджете Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" на «конструкцию автодороги «<адрес> заложено на 2014 год <данные изъяты> рублей (с учетом оплаты проектно-изыскательских работ), на 2015 год <данные изъяты> рублей). Данная сумма бюджетных средств должна обеспечить выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по реконструкции автодороги для приведения ее в соответствие с ГОСТ с учетом обоих участков. Таким образом, в феврале 2014 года в соответствии с планом ПИР будет размещен государственный заказ на выполнение ПИР по участку от остановки Строительная до <адрес>, где находится кладбище. Срок сдачи работ -декабрь 2014 года, так как эти работы носят сезонный характер, то могут исполняться только после схода снежного покрова - с апреля-мая 2014 года.

 Срок выполнения строительно-монтажных работ будет определен после получения проекта в /дата/, предположительно /дата/. Кроме того, участок улицы Луговой, находящейся в собственности юл5, согласно акту обследования от /дата/ также полностью не соответствует ГОСТу: нет освещения, не хватает тротуара с одной стороны. Для продления маршрута именно на улицу <адрес> юл5 с/совета необходимо привести ее в соответствие с ГОСТ.

 Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие этого Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

 В п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ дано понятие дорожной деятельности, это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

 В силу положений п. 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

 Частями 1 и 2 ст. 11 Закона Новосибирской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" № 112-ОЗ от 07.06.2007г. предусмотрено, что создание, размещение и обустройство объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии осуществляется исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся указанные объекты. В зависимости от величины пассажиропотока и дорожных условий маршрут должен быть обустроен следующими объектами транспортной инфраструктуры: площадками для разворота и отстоя транспортных средств, разворотными кольцами и тупиками для трамваев в начальных и конечных пунктах маршрута, павильонами, автомобильными вокзалами, станциями, посадочными площадками, платформами и пристанями; местами для размещения необходимой информации для пассажиров (о правилах перевозок, расписании, перевозчиках, маршрутах и схеме движения транспорта, условиях проезда пассажиров и провоза багажа и другие сведения); дорожными указателями.

 В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

 Как установлено судом, распоряжением Правительства Новосибирской области от 12.05.2011 г. № 167-рп создано государственное казенное учреждение Новосибирской области "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области".

 Приказом департамента имущества и земельных отношений от 04.07.2011 г. № 1426 утвержден устав данного учреждения.

 Согласно пункта 10 раздела II Устава юл1 создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере дорожного хозяйства и транспорта и подведомственно юл2 (л.д. 100).

 Согласно п. 11.1 устава учреждение осуществляет следующие виды деятельности: организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, паспортизации, инвентаризации автомобильных дорог Новосибирской области регионального и межмуниципального значения (л.д. 100).

     На основании анализа указанных правовых актов суд приходит к выводу о том, что во исполнение возложенных федеральным законодательством на областные органы государственной власти функций в сфере дорожного хозяйства субъектом федерации было создано юридическое лицо (ГКУ НСО ТУАД) государственной формы собственности для непосредственного осуществления деятельности по организации содержания автомобильных дорог <адрес> регионального и межмуниципального значения.

 Судом установлено и подтверждено ответчиком в отзыве на иск, что <адрес> является составной частью автодороги <адрес> Данная автодорога

 Автомобильная дорога <адрес> относится к дорогам общего пользования межмуниципального значения, является объектом областной государственной собственности, закреплена за юл1 на праве оперативного управления приказом департамента имущества и земельных отношений <адрес> от /дата/. №, что подтверждено представленным в дело свидетельством о государственной регистрации права от /дата/ (л.д. 111). Таким образом, юл1 в отношении дороги осуществляет полномочия владельца автомобильной дороги и является лицом, ответственным за ее содержание.

 Согласно п. 7 ст. 7 Закона Новосибирской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" № 112-ОЗ от 07.06.2007г. к полномочиям Правительства Новосибирской области относятся: определение порядка формирования пригородной и межмуниципальной маршрутной сети на территории Новосибирской области.

 Постановлением Администрации Новосибирской области от 17.11.2008г. №319-па утвержден Порядок формирования сети пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории Новосибирской области.

 Согласно п. 1-4 данного Порядка формирование пригородной и межмуниципальной маршрутной сети на территории Новосибирской области относится к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области - министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее - уполномоченный орган) и осуществляется с учетом реализации государственной политики Новосибирской области в сфере организации транспортного обслуживания населения, в том числе оказания дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на пассажирском транспорте по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ) и микропроцессорным пластиковым картам "Социальная карта" (МПК).

 Формирование пригородной и межмуниципальной маршрутной сети на территории Новосибирской области (далее - пригородной и межмуниципальной маршрутной сети) осуществляется уполномоченным органом на основе изучения потребностей населения в пассажирских перевозках по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения на территории Новосибирской области, с учетом реализации комплексных программ и планов развития пассажирского транспорта Новосибирской области, анализа сложившейся маршрутной сети и предполагаемых (прогнозируемых) пассажиропотоков, максимально возможного охвата сельских населенных пунктов области, а также с учетом обоснованных предложений органов местного самоуправления.

 Маршрутная сеть представляет собой совокупность пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения и оформляется в виде соответствующих реестров с указанием пути следования маршрутов, марки (класса вместимости) и потребного количества подвижного состава, действия на маршруте льготных проездных билетов согласно приложению N 1.

 Автобусные маршруты регулярного сообщения организуются и функционируют на автомобильных дорогах, пропускная способность которых обеспечивает регулярное движение автобусов, а состояние и обустройство соответствует требованиям безопасности дорожного движения. На каждый пригородный (межмуниципальный) автобусный маршрут регулярного сообщения уполномоченным органом утверждается паспорт по форме согласно приложению N 2.

 Как указано в п. 8-9 данного Порядка, в целях улучшения условий транспортного обслуживания населения в процессе эксплуатации маршрутной сети приказами уполномоченного органа вносятся соответствующие изменения в реестры пригородных или межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения. Реестры пригородных или межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения ежегодно утверждаются уполномоченным органом, с учетом вносимых изменений, и публикуются на сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

 Перевозки пассажиров на пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутах регулярного сообщения организуются с автовокзалов и пассажирских автостанций Новосибирской области, с остановочных пунктов крупных транспортных узлов или со специально оборудованных посадочных мест - по согласованию с органами местного самоуправления в Новосибирской области - с остановочных пунктов крупных транспортных узлов или со специально оборудованных посадочных мест.

 Приказом Минтранса Новосибирской области от 27.03.2012 № 40 утверждён реестр сети пригородных автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории Новосибирской области, согласно которому маршрут № 103 «Областная больница (г. Новосибирск) - <адрес> является пригородным маршрутом регулярного сообщения. Конечный остановочный пункт на данном маршруте остановка «Строительная». Ответчиком в дело представлена ведомость автобусных остановок с указанием конечной остановки «Строительная» (л.д. 147).

 Согласно п. 12 Порядка формирования сети пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения на территории Новосибирской области, утв. Постановлением Администрации Новосибирской области от 17.11.2008г. №319-па, открытие новых, закрытие и изменение существующих пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения, с учетом потребности населения в перевозках, возможности обеспечения безопасных условий перевозки, а также обоснованных предложений органов местного самоуправления, осуществляются на основании приказов уполномоченного органа. Соответствующие изменения, оформленные приказами уполномоченного органа, в течение 10 дней вносятся в реестры пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярного сообщения.

 Требования к организации остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта закреплены в п. 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства общие требования", утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст.

 Пункт 5.3.2.1 ГОСТ устанавливает, что остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной "карман" (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон; скамьи; туалет (через 10 - 15 км для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

     Судебным разбирательством установлено, что полагая, что окончание маршрута № 103 остановкой Строительной не соответствует потребностям истца в транспортном облуживании, истец обратился /дата/ с письмом на имя руководителя ответчика и на имя министра транспорта НСО о продлении указанного маршрута. На данное обращение истцу ответчиком был дан ответ от 16.102.013 г., в котором истцу было разъяснено, что в настоящее время вопрос о продлении маршрута не может быть разрешен в связи с отсутствием условий обеспечения безопасности перевозки пассажиров. Действующий контракт по разработке проектной документации не включает продление маршрута, с учётом положений законодательства о размещении заказов в данный контракт не представляется возможным внести изменения относительно объемов работ. Рассмотрение вопроса об изменении маршрута будет решаться после проведения работ по реконструкции автодороги.

     Письмом от /дата/ юл2 ответило истцу о том, что принято решение о продлении пути следования автобусных маршрутов № по автодороге в направлении кладбища с конечным остановочным пунктом у дома № по <адрес> указано, что организация обустройства автодороги <адрес> объектами транспортной инфраструктуры (остановочными площадками, павильонами), а также пешеходным тротуаром будет произведена после окончания разработки проекта реконструкции данного участка автодороги и решения вопроса финансирования названных работ (л.д. 11).

     Судебным разбирательством установлено (и следует из отзыва ответчика), что в настоящее время в отношении спорной автодороги ответчиком в порядке размещения государственного заказа заключён государственный контракт от /дата/ № с юл3 по которому заказчик поручает, а исполнитель в соответствии с заданием принимает на себя обязательства по выполнению проектных и изыскателських работ по разработке проектной документации на реконструкцию автомобильной дороги <адрес> (л.д. 131-145).

 Согласно приложению к данному контракту дата приемки работ – /дата/ (л.д. 145).

 Иные контракты по проектированию работ, а также контракты на реконструкцию данной автодороги ответчиком не заключались (протокол, л.д. 175).

 При этом согласно техническому заданию к данному контракту и отзыву ответчика в предмет контракта входит проектирование работ по реконструкцию участка автодороги на отметках <адрес>, что согласно отзыву ответчика не включает работы по продлению маршрута № далее конечной останки данного маршрута «Строительная».

 Как следует представленного а материалы дела акта юл2 составленного совместно с юл7 /дата/ г., в отношении участка автодороги <данные изъяты>, проходящего по <адрес>, и автодороги, ведущей в <адрес> кладбищу, по которому предложено прохождение пути следования автобусов № №, дорожные условия рассматриваемого участка автодороги не соответствуют требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. Продление пути следования автобусных маршрутов № считать возможным после организации на участке автодороги искусственного освещения, обустройства тротуарами с обеих сторон, организации остановочного пункта, соответствующего требованиям ГОСТа (л.д. 68).

 Как следует из анализа вышеуказанных норм федерального и регионального законодательства, решение о продлении маршрута (то есть внесение остановочного пункта в Реестр пригородных или межмуниципальных автобусных маршрутов) принимается уполномоченном органом - Министерством транспорта и дорожного хозяйства НСО после того, как будет подвержена безопасность данного маршрута проведенной проверкой. При этом безопасность маршрута должна быть проверена по результатам реконструкции автодороги, обеспечение чего (проектирование и выполнение работ по реконструкции) входит в компетенцию ответчика – юл1

     Анализ вышеуказанных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, позволяет суду сделать вывод о том, что у уполномоченного органа и казанного учреждения, наделенных полномочиями в сфере дорожной деятельности, имеется обязанность по надлежащему содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, при этом данные нормативные правовые акты не содержат указание на наличие у данных органов и организаций обязанности незамедлительно после поступления обращения гражданина о продлении транспортного маршрута принимать решение о таком продлении и выполнять работы по обустройству маршрута, установке нового остановочного пункта, обустройству инфраструктуры на новом участке.

 Решение о таком продлении и проведении необходимых для этого работ принимается в установленном нормативным актом порядке по результатам обследования соответствующего участка, оценки наличия объективной необходимости в таком продлении с учётом потребностей населения, после утверждения законом об областном бюджете необходимых для этого средств, а также после размещения государсвтенного заказа в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и после фактической подготовки автодороги к продлению маршрута.

 При этом для суда является очевидным то обстоятельство, что у что у уполномоченного органа и казанного учреждения, наделенных полномочиями в сфере дорожной деятельности, отсутствует объективная возможность обеспечить обустройство новых остановочных пунктов по обращению каждого отдельного жителя области, проживающего на соответствующей территории.

 Согласно п. 11, 11.1 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы; осуществления регионального государственного надзора за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

 В силу ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона одним из основных принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

     Согласно ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

 Таким образом, суд вправе понуждать органы государственной власти субъектов РФ (либо подведомственные им казённые учреждения) к совершению тех или иных действий, отнесенных к их компетенции, лишь при установлении нарушения прав граждан. В тех случаях, когда пределы осуществления соответствующей деятельности органов государственной власти субъектов РФ (либо подведомственных им казённых учреждений) определены законом, органы и учреждения действуют в таких пределах самостоятельно, по своем усмотрению.

 Поскольку судом не усмотрено нарушений в действиях ГКУ НСО ТУАД, в удовлетворении требования о понуждении ответчика совершить действия по обустройству дороги соответствующими объектами инфраструктуры (в том числе новым остановочным пунктом) для обеспечения продления автобусного маршрута, надлежит отказать.

 Суд также считает необходимым отметить, что в вышеуказанном письме юл2 от /дата/ указано, что на сегодняшний день принято решение о продлен пути следования маршрута автобуса №, организация обустройства дороги будет произведена после окончания проектирования и решения вопроса финансирования (л.д. 11).

 Из отзыва ответчика, третьего лица и Закона Новосибирской области от 10.12.2013 г. № 401-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (л.д. 61-63) следует, что на конструкцию автодороги <адрес> заложено на 2014 год <данные изъяты> рублей (с учетом оплаты проектно-изыскательских работ), на 2015 год <данные изъяты> рублей. Данная сумма бюджетных средств должна обеспечить выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по реконструкции автодороги для приведения ее в соответствие с ГОСТ, в том числе с учётом необходимости проведения работ по подготовке автодороге к продлению автобусного маршрута.

 С учётом выделения финансирования на проведения работ для подготовке автодороги к продлению автобусного маршрута ответчиком в адрес третьего лица было направлено письмо от /дата/ (л.д. 67), в котором было указано, что в соответствии с планом-графиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2014 год подача в уполномоченный орган заявки на размещение заказа на выполнение проектных и изыскательских работ по реконструкции <адрес> планируется в феврале 2014 года. Срок исполнения контракта будет определен по результатам открытого конкурса, ориентировочно – /дата/

 Указанные обстоятельства были сообщены истцу письмом третьего лица от /дата/ (л.д. 69-70). В письме истцу было разъяснено, что в /дата/ в соответствии с планом ПИР будет размещен государственный заказ на выполнение ПИР по участку от остановки <адрес>, где находится кладбище. Срок сдачи работ -/дата/, так как эти работы носят сезонный характер, то могут исполняться только после схода снежного покрова - с /дата/

 Из указанных документов, а также представленной в дело переписки юл2 и юл1 (письма от /дата/ г., л.д. 23, от /дата/ г., л.д. 24, от /дата/ г., л.д. 25, от /дата/ г., л.д. 27, от /дата/ г., л.д. 28, от /дата/ г., л.д. 29) следует, что учитывая выявленную потребность населения в продлении маршрута автобуса № и необходимость в создании инфраструктуры для такого продления уполномоченный в данной сфере орган исполнительной власти <адрес> и созданное для непосредственного выполнения работ по содержанию дорог казенное учреждение предпринимают необходимые меры по инициированию проведения работ по подготовке автодороги к продлению автобусного маршрута.   

 Данные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

 Относительно утверждения истца о том, что ответчиком не исполняется должным образом обязанность по содержанию действующих остановочных пунктов в надлежащем состоянии, суд отмечает, что данные обстоятельства являлись предметом рассмотрения отдельного гражданского дела № 2-236/2013 по иску Кузьмина В.ра И.ча к юл1 о понуждении провести обустройство дорог и гражданского дела №2-3212/2013 по исковому заявлению Кузьмина В.ра И.ча к юл1 о понуждении к совершению действий. По указанным гражданским делам вынесены соответствующие судебные акты, которыми требования истца удовлетворены частично и которые вступили в законную силу: решение от /дата/ по делу № 2-236/2013 (л.д. 50-53), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от /дата/ по данному делу (л.д. 54-57) и решение от /дата/ по делу №2-3212/2013 (л.д. 166-174).

 Таким образом, по результатам рассмотрения дел суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения иска у суда отсутствуют.

 Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ :

 В удовлетворении исковых требований Кузьмина В.ра И.ча отказать.

 Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.

 Судья                                         Е.И. Котин