ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-424/2018 от 07.02.2018 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Дело №2-424/2018 <адрес>

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

февраля

Центральный районный суд <адрес> в составе:

судьи

Зининой И.В.

при участии:

секретаря судебного заседания

ФИО1

истца

ФИО2

представителя министерства труда и социального развития <адрес>

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к департаменту имущества и земельных отношений <адрес> о признании незаконными действий по утрате документов, понуждении к постановке на учет, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику и просил признать незаконными действиям по утрате документов ФИО2, понудить ответчика передать представленные ФИО2 документы в министерство социального развития НС для постановки на учет для предоставления земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, судебные расходы.

В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении бесплатно однократно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства как лицо, имеющее троих детей в администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> заявление и пакет документов были направлены в департамент имущества и земельных отношений <адрес>. Однако, на запрос был получен ответ, что ФИО2 на учете на получение земельного участка в собственность не числиться. Полагает, что заявление и пакет документов были утрачены ответчиком, что лишило истца возможности состоять в очереди на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Также действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в 50000 рублей.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.

Представитель министерства труда и социального развития в судебном заседании с доводами заявления не согласилась и дала соответствующие пояснения.

Департамент имущества и земельных отношений <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, был извещен судом надлежащим образом.

<адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, был извещен судом надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Положения действующего законодательства предусматривают следующие виды собственности на землю: частная, государственная (собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственная неразграниченная собственность), муниципальная (глава 3 Земельного кодекса Российской Федерации, глава 17 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно.

В силу статьи 39.5 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Статьей <адрес> «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории <адрес>» предусмотрено, что учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес> или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно (далее - учет), осуществляется следующими органами:

1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами <адрес>, - областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере социальной защиты населения на территории <адрес> (далее - областной исполнительный орган, уполномоченный в сфере социальной защиты населения);

2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами <адрес>, - исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований <адрес>.

Учет осуществляется органами учета путем ведения сводного реестра. Ведение сводного реестра осуществляется в порядке, установленном <адрес>.

Постановка на учет осуществляется на основании представленного гражданином заявления в соответствующий орган, осуществляющий учет, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Рассмотрение заявления осуществляется органом, осуществляющим учет, в течение 30 дней со дня его регистрации.

По итогам рассмотрения заявления орган, осуществляющий учет, принимает одно из следующих решений: 1) о постановке на учет; 2) об отказе в постановке на учет.

Гражданин, имеющий право на предоставление земельного участка, вправе состоять на учете в нескольких органах, осуществляющих учет.

Предоставление земельных участков осуществляется: 1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности <адрес>, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами <адрес>, - уполномоченным органом; 2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством и (или) законами <адрес>, - уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований <адрес>.

В соответствии с постановлением <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядке ведения сводного реестра граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности <адрес> или муниципальной собственности, а также земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в собственность бесплатно» министерство труда и социального развития <адрес> ведет сводный реестр граждан, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка, находящего в государственной собственности <адрес> или муниципальной собственности.

<адрес>-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменения в статью <адрес> "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в <адрес>" полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> по распоряжению земельными участками, которые расположены в границах муниципальных образований Новосибирской агломерации, и государственная собственность на которые не разграничена, переданы департаменту имущества и земельных отношений <адрес>, за исключением предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, в ведении муниципальных образований, в том числе <адрес> оставалось в ведение распоряжение земельными участками, находящими в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет на предоставление земельного участка в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

Как указывает истец, он и его семья относится к категории граждан, имеющих право на получение земельного участка однократно в собственность как семья, имеющая трех и более детей.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в департамент имущества и земельных отношений <адрес> было заправлен пакет документов ФИО2 и его заявление.

Истец указывает, что его документы были утрачены ответчиком. Однако суд не может согласиться с доводами истца.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшем о ДД.ММ.ГГГГ) «Об использовании земель на территории <адрес>» предоставление земель государственной и муниципальной собственности носит заявительных характер и гражданин, имеющий право на бесплатное предоставление земельного участка, обращался в департамент имущества и земельных отношений <адрес> с заявлением с приложением необходимого пакет документов.

Как следует из сводного реестра, ФИО2 был поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, текущий номер по сводному реестру . Администрацией <адрес>ФИО2 был поставлен на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства текущий номер по сводному реестру .

При этом из заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он претендует именно на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности. Доказательств тому, что истец обращался в департамент имущества и земельных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, истец не представил.

При таких обстоятельствах, утрата документов ФИО2 ответчиком судом не установлена и в этой части требования истца не подлежат удовлетворению.

Поскольку в установленном порядке ФИО2 был поставлен на учет на предоставление земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, что подтверждается сведениями сводного реестра, то отсутствуют основания и для понуждения в передаче пакета документов в министерства труда и социального развития для постановки на соответствующий учет.

Требование о взыскании компенсации морального вреда является производным от первоначальных, и так же не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

В удовлетворении иска ФИО2 к департаменту имущества и земельных отношений <адрес> о признании незаконными действий по утрате документов, понуждении к постановке на учет, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.В.Зинина