ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-424/2021 от 15.07.2021 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-424/2021

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

15 июля 2021 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Третьяковой О.Б.,

с участием представителей истца ФИО1, ФИО2, действующих по доверенностям,

представителя ответчика ФИО3, действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Нытва» к администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности исключить АО «Нытва» как резервную организацию из схемы теплоснабжения г. Нытва,

у с т а н о в и л:

АО «Нытва» обратилось в суд с иском к администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности исключить АО «Нытва» как теплоснабжающую организацию из схемы теплоснабжения г. Нытва.

В обоснование требований указано следующее:

АО «Нытва является законным владельцем отопительного комплекса, а именно 4-этажного здания котельной № 1 с дымовой трубой, общей площадью 6033,4 кв.м. и 3-этажного кирпичного здания паровой котельной, общей площадью 3857,4 кв.м. находящихся по адресу: <...>.

С 2014 года вышеуказанный отопительный комплекс находится в аренде у МУП «Теплосеть».

Договором аренды имущества между МУП «Теплосеть» и АО «Нытва» № 169 от 06.06.2020 определен срок аренды имущества до 30.04.2021. Согласно письма МУП «Теплосеть» от 23.03.2021 № 02-389 возврат котельных будет осуществлен 01.05.2021

В связи с введением на территорию г. Нытва двух новых котельных, принадлежащих на праве собственности ООО «Газпром теплоэнерго Пермь», и внесением данных котельных в схему теплоснабжения утвержденную постановлением администрации Нытвенского городского округа от 15.09.2020 № 5, водогрейная котельная АО «Нытва» утратила возможность производить тепловую энергию на собственные нужды из-за больших минимальных нагрузок котлов.

В отопительный период 2020-2021 года МУП «Теплосеть» использовало отопительный комплекс только для поставки тепловой энергии от паровой котельной на производственную площадку АО «Нытва» и резервирование 3-х участков тепломагистралей г.Нытва, расположенных на промплощадке.

В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», АО «Нытва» направило в адрес администрации Нытвенского городского округа уведомление от 09.03.2021 № 03/39 о выводе источников тепловой энергии из эксплуатации.

Использование оборудования парового комплекса, находящегося как в здании паровой котельной, так и в здании водогрейной котельной значительно увеличит затраты АО «Нытва» на производство тепловой энергии на собственные нужды, примерный рост затрат за отопительный период составит более 12 млн.руб., что естественно будет являться убыточным для предприятия.

Согласно п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии для потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к таким объектам, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанны); объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

В случае не согласования вывода из эксплуатации водогрейной котельной, администрация Нытвенского городского округа, в соответствии с п. 19 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», должна ежеквартально компенсировать затраты по обеспечению резерва водогрейной котельной на нужды г. Нытва.

На момента подачи искового заявление администрация Нытвенского городского округа в адрес АО «Нытва» ответ на уведомление в 30 дневный срок не направило.

13.03.2021 № 272-01-15исх-276 администрация Нытвенского городского округа просило АО «Нытва» рассмотреть вопрос выкупа водогрейной котельной и участков тепловых сетей в муниципальную собственность. По рассмотрению вопроса по выкупу водогрейной котельной было сообщено, что в здании водогрейной котельной располагается часть оборудования парового комплекса, демонтаж и перенос которого в здание паровой котельной не возможен.

Ввиду наличия альтернативного источника тепловой энергии на территории г. Нытва, а именно включением в схему теплоснабжения г. Нытва двух новых котельных ООО «Газпром теплоэнерго Пермь» считают нецелесообразным нахождение АО «Нытва» в действующей схеме теплоснабжения.

АО «Нытва» при актуализации схемы теплоснабжения г. Нытва в 2020 году не имело возможности внести свои замечания, в виду того, что в нарушении п.п. б п. 19 постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают опубликование сведений о размещении проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - официальные источники опубликования).

Так же в соответствии с п. 33 постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» информацию о размещении схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления обязаны разместить на официальных сайтах и опубликовать в официальных источниках опубликования не- позднее 3 календарных дней со дня размещения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте Нытвенского городского округа от 15.09.2020 № 5 «Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нытва» на официальном сайте администрации Нытвенского городского округа отсутствует.

На основании вышеизложенного, просят обязать администрацию Нытвенского городского округа исключить
АО «Нытва» как теплоснабжающую организацию из схемы теплоснабжения г. Нытва, утвержденную постановлением администрации Нытвенского городского округа
от 15.09.2020 №5.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования уточнила, просит обязать ответчика исключить АО «Нытва» как резервную организацию из схемы теплоснабжения г. Нытва, утвержденной постановлением администрации Нытвенского городского округа № 5 от 15.09.2020, при этом основание иска не уточнено.

Представитель истца ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что уведомление о выводе было направлено, ответ из администрации в срок не поступил, расценили это как молчаливое согласие. Схема теплоснабжения на сайте администрации не была выложена. Ответчик указывает, что истцом нарушен порядок, определенный Правилами 882, но на момент подачи иска и утверждения схемы АО «Нытва» уже не являлось теплоснабжающей организацией. В ответе от 26 апреля администрация не заявила о 3-летнем сроке, на который может быть приостановлен вывод. Дефицита тепловой энергии нет, об этом «Газпром теплоэнерго ФИО1» говорит. Нехватка тепла заключается, скорее всего, в теплопотерях. Когда зимой у населения были проблемы с теплом, ОМС не мог использовать заводскую котельную, т.к. у нее слишком большая мощность. Потребители, находящиеся на территории заводской промплощадки, как получали тепло от завода, так и будут получать, согласие свое дали на это. Завод не выводит котельную в полном объеме. Водогрейная котельная как работала, так и будет работать, т.е. завод в принципе не должен придерживаться 889 Постановления. Администрация предлагала выкупить котельную, но завод не может продать оборудование и здание, т.к. завод сам производит тепловую мощность. Так как администрация не разместила на сайте схему теплоснабжения, не ответила на уведомление в срок, т.е. администрация бездействует, просит требования удовлетворить. Правовое основание уточненного иска остается то же. От требований об исключении их из схемы как теплоснабжающую организацию отказываются. В любом случае котельная будет работать на само предприятие и на потребителей, которые на промплощадке находятся, но будет работать паровая котельная, а водогрейная котельная на ремонт поставят. Для производства пара обе котельные должны работать в комплексе. Не может пояснить, какая котельная без какой может работать. Поскольку схему не видели, то не могли написать на нее возражения со всеми формулами. Раньше завод от МУП Теплосеть получали тепло. Предложения о выкупе обеих котельных не было, администрация предлагала выкупить водогрейную котельную. Просят исключить АО «Нытва» из схемы, т.к. завод не является единственным источником теплоснабжения. Завод не должен отвечать за то, что новые котельные не соответствуют требованиям. Заводская котельная не должна быть в резерве, а в действующих котельных должны быть созданы резервные котлы. Заводская котельная не собирается останавливаться, но если она в резервном состоянии будет находиться, то это расходы, но ОМС может компенсировать расходы, только если своим решением на 3 г. будет приостанавливать вывод, а так будет нецелевое расходование, они вмешиваются в хозяйственную деятельность завода.3-5 дней придется потратить, чтоб переключить заводскую котельную на обогрев города. В законодательстве нет понятия «резервная котельная». Речь идет о том, чтобы продать весь комплекс, но перспектива тут неясная. В 2022-2023 все МУ ы должны быть убраны, как будет решен вопрос, каким образом администрации будет принадлежать котельная – неясно. По гл. 7 в схеме теплоснабжения обоснований нет.

Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал, пояснил, что в 2014 было принято решение строить в городе 2 котельные, завод об этом уведомили, в 2016 котельные должны быть введены в действие. Стали требовать даты, когда заводу котельные вернут и можно будет их для себя готовить. О том, что заводская котельная будет в резерве, не говорил никто. В 2019 их пригласили со схемой ознакомиться, увидели, что завод в схеме как теплоснабжающая организация, В 2014 из состава АО «Нытва» было выделено ГК НытваЭнерго, все специалисты ушли туда, а потом в МУП Теплосеть. На сегодняшний день водогрейная котельная не является полноценным резервом для города, один котел выдает минимум 10,5 Гкал. Раньше тепло на город шло с паровой котельной. И только когда тепло подавалось на город, то водогрейная котельная стала работать в полном объеме. Когда запустили правобережную котельную, то завод свою схему теплоснабжения переделал. Сейчас завод греется от паровой котельной, а раньше грелся от водогрейного котла. Столкнулись с тем, что паровая котельная не может выдать пара столько, сколько заводу надо для производства. Если водогрейные котлы будут работать, то при большой нагрузке заводу не хватит пара для производства. Если газовая котельная выйдет, то для левосторонней части завод с водогрейного котла не сможет выдавать необходимую температуру при температуре ниже 15 градусов. Для правобережной части города не смогут город теплом обеспечить уже при температуре ниже 0 градусов. Как жители города заинтересованы, чтоб город отапливался. В апрелде 2020 от Газпром теплоэнерго ФИО1 получили письмо о том, что у них 106, Гкал/час не задействовано, на правую часть города могут подавать. Технически требуется 3 дня, чтобы в зимнее время перейти на обогрев города водогрейной котельной, технически завод переключить к схеме города можно (т.е. запустить водогрейную котельную). То, что у газпромовской кольной нет насосной станцими, необходимой для обеспечения нормального теплоснабжения (у них мощности насосной станции), они ведь могут ее купить и установить. В случаях пиковой нагрузки для гидравлики у газовых котельных не хватает мощности насосной группы. По левобережной части кировчане говорят, что были утечки, но жители левобережной части не жаловались. По гидравлике и по температуре должен быть резерв 25 %. В случае вывода правобережной котельной водогрейная котельная может обеспечить отоплением и завод, и город при температуре 0 градусов и ниже, но тогда водогрейная котельная должна стоять в схеме как основная, в не как резервная. Завод говорит о выводе из эксплуатации н е всей водогрейной котельной в целом, а водогрейных котлов, участков сетей. Завод планирует вывести водогрейную котельную в части только, а не в целом. В водогрейной котельной для производства пара и отопления завода используются: цех химводоподготовки (он сейчас используется), диараторы, насосное оборудование, которое перекачивает воду с водогрейной котельной на паровую и далее. Это задействовано в схеме теплоснабжения завода. Т.е. частично водогрейная котельная эксплуатируется и сейчас. Техническая возможность оставления водогрейной котельной в резерве есть, но это до 2 млн. руб. убытков, это потеря теплоносителя. Если котельная будет в схеме теплоснабжения, то завод готов сдать в аренду на очередной период, пока новые котельные не достигнут необходимой мощности. В 2020, когда схема теплоснабжения актуализировалась, заводские котельные были еще в аренде, и только в конце апреля решили, что заводу окончательно котельные возвращают. Сейчас завод предлагает опять взять в аренду котельные, это отвлекает завод от основной деятельности.

Представитель истца ФИО4 в предварительном судебном заседании поясняла, что на заводе 2 котельные: водогрейная (для нужд города) и паровая (вырабатывает пар для производства), они были с 2014 в аренде у МУП Теплосеть. Сейчас котельные заводу возвращены, с 01.05.2021 завод самостоятельно осуществляет производство пара, необходимого для производственной деятельности. Заводу для производства достаточно паровой котельной. Очень большие затраты требуются, чтобы содержать водогрейную котельную, которая заводу не нужна, поэтому и просили вывести ее из эксплуатации. Водогрейная котельная без паровой работать не сможет, а паровая котельная без водогрейной работает хорошо. На территории города есть другой источник тепла, который весь город отапливает. Стоял вопрос о продаже, но т.к. в водогрейной котельной есть имущество, оборудование паровой котельной, то все здание водогрейной котельной с оборудованием продать завод не может.

Представитель ответчика ФИО3 с исковыми требованиями не согласен, в т.ч. и с уточненными, пояснил, что согласно новой схеме, котельная АО «Нытва» выводится в резерв (п. 4.4, стр. 14 схемы), при этом в схеме на 2019-2020 уже было указано что дефицит тепла в городе (абз. 1 ст. 17). Администрация готова выкупить все оборудование со зданиями, завод предлагает продать только часть оборудования, но у ответчика имеется обязанность выставить все на торги. Требования истца неконкретизированы, исходя из заявленных требований, необходимо вносить изменения в схему, но истец этого не просит. Схема утверждается на 5 лет и ежегодно актуализируется. Участники могут свои замечания ежегодно представлять, в 2020 разъясняли заводу оба порядка: и по подаче замечаний по схеме, и по порядку вывода из эксплуатации. Взаимоотношения ОМС с заводом давние, при приватизации завода имущество, которое для нужд города предназначено, было приватизировано. В начале 2000-х годов АО отказалось от эксплуатации, было дочернее предприятие образовано, до 2014 оно эксплуатировало котельные. В 2014 директор завода и директор НытваЭнерго главе администрации района сообщили, что отапливать город не будут. Поэтому был заключен договор аренды муниципальным предприятием «Теплосеть» обеих заводских котельных. Поскольку под угрозу был поставлен вопрос отопления города, администрация была вынуждена заключить договор с Газпромом на строительство котельных. Завод знал, что идут инвестирование, проектирование и строительство котельных. Основная причина этого строительства – отказ АО «Нытва» от эксплуатации котельных. Схема 2019 была размещена на сайте, завод имел статус ЕТО, были обязаны направить предложения по схеме теплоснабжения, этого не сделали. Газовые котельные были построены и введены в эксплуатацию (в 2020 - правобережная, в 2021 – левобережная). ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» обратилось в администрацию с заявлением о готовности тепло поставлять, поступили предложения по схеме теплоснабжения, они рассмотрены и в августе 2021 схема была актуализирована в части перераспределения нагрузки между котлами. АО «Нытва» утратило статус ЕТО, но этой же схемой принято решение о резервировании заводской котельной. Котельная сейчас эксплуатируется и планируется поставлять тепло для организаций, завод будет теплоснабжающей организацией для организаций, расположенных на промзоне завода. В 2019-2020 шла процедура преобразования ОМС, нормативно-правовые акты размещались на разных сайтах, были сайты и муниципального района, и поселения, и городского округа, вполне возможно, что истец не смог разобраться. Схема на сайте была опубликована. В водогрейной котельной будут зарезервированы насосная группа, 2 котла и магистрали, которые соединяются с муниципальными магистралями. Администрация готова оплачивать убытки (плату за резервирование) в части имущества, которое завод конкретизирует. Готовы принять имущество в дар. Никто не разрешит оставить город без резерва тепловой мощности в размере 25 %. При проектировании были допущены ошибки, выявилась нехватка мощности построенных котельных. На левобережной части (ул. Матигорова) не хватает мощности у насосной группы, эта котельная не способна обеспечить теплом районо бывшего училища № 33 (ул. К. Либкнехта). Приняты меры, в частности, в тепловом пункте поставлены дополнительные насосы. Правобережная котельная построена с дефицитом мощности – 26 Гкал/час при требуемой 29. Тем не менее были вынуждены ее подключить. В целом микрорайоне города (Юбилейный) теплоснабжение было в ненормативном состоянии, все попытки восстановить те6плоснабжение ни к чему не привели. На сегодняшний день ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» частично модернизируют котельную, но к предстоящему отопительному сезону работы сделаны не будут. Особенность прошедшей зимы – сильные холода показали, что обе котельные не справляются. При температуре - 25 котельные вырабатывают максимальную температуру теплоносителя, при температуре – 35 температура теплоносителя была 108 вместо 130 градусов. Любой порыв, инцидент мог привести к остановке всего теплоснабжения правой стороны. Прокуратура принимала меры, были представления. Подача замечаний к схеме теплоснабжения и вывод объекта из эксплуатации – это абсолютно разные порядки. Право у АО «Нытва» есть на подачу замечаний к схеме, им это разъяснялось, но они только о выводе говорят. 882 Правила регламентируют порядок вывода объекта из эксплуатации,, с февраля и по настоящее время истцом не направлена в администрацию информация о перечне оборудования, сроках вывода, перечень потребителей. При таких обстоятельствах администрация готова исчислять 8-месячный срок с февраля 2021. Но есть право потребовать приостановить вывод источника теплоснабжения в случае дефицита. в НГО есть дефицит тепловой энергии. Ожидают от АО «Нытва» соблюдения процедуры. Админитсрация в 2020-2021 неоднократно предлагала выкупить водогрейную котельную путем оценки и выставления на торги, переговоры велись, завод для себя себестоимость пара считает по одному, а для населения – по-другому, взаимоотношения по покупке пара возможно урегулировать. Позиция истца о возможных убытках при резервировании котельной ничем не подтверждена. Законодательство гарантирует заводу возмещение возможных убытков, это истцу тоже разъясняли. НГО попал в программу по субсидированию расходов на теплоснабжение, субсидии поселение получает. Водогрейная котельная состоит из нескольких участков так, участок водоподготовки используется заводом и сейчас, насосная группа также частично используется заводом для обеспечения циркуляции теплоносителя на промплощадке, поэтому возможно только частичная консервация котельной. В схеме резервируется 2 котла водогрейной котельной из трех. В этот сезон заводская котельная не работала, была в резерве, каких-то сверхубытков не увидели, имела место циркуляция теплоносителя по котлам и небольшому участку теплосети. Нужно была прошлой зимой, когда газовые котельные не справлялись, вводить заводскую котельную, не сделали этого. Сейчас в городе такая схема: ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» производят тепло, вынуждены задорого его покупать и через МУП Теплосеть продавать людям. Ведут переговоры о том, чтобы теплосети передать в «Газпром теплоэнерго ФИО1», тогда все риски на них лягут. Схема покупки тепла у «Газпром теплоэнерго ФИО1» и продажа населению уюбыточна, у МУП Теплосеть сейчас долги 200 млн. руб. Лучший вариант – выкупить заводскую котельную, если газовые котельные не смогут отопить город. Обстоятельства, указанные в представлении прокурора, не оспаривают, в микрорайоне Юбилейном (ул. Буденного) и ул. К.Либкнехта (верхние дома) было холодно, на ул. К.Либкнехта нарушена циркуляция. По представлению писали требования в «Газпром теплоэнерго ФИО1», чтоб предусмотрели повышение мощности, сейчас при подготовке к отопительному сезону также требование направлено по повышению мощности, иначе их признают неподготовленными к сезону. Истец избрал неправильный способ защиты и не смог определиться ни с требованием, ни с правовым основанием. Изменения в схему теплоснабжения регламентируются постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 и должны оспариваться в порядке КАС РФ. Вывод источника тепловой энергии регламентируется постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, и спор тоже должен рассматриваться в порядке КАС РФ. Но это не сделано, рассмотрели исковые требования. Правовые основания требований истцом не приведены. Основной закон здесь – «О теплоснабжении». Органы местного самоуправления обязаны обеспечить надежное теплоснабжение округа, в т.ч. в случае ненадлежащей работы теплоснабжающей организации. Согласование вывода из эксплуатации, утверждением схемы теплоснабжения – это тоже полномочия ОМС. По поводу заявленных истцом убытков следует отметить, что ст. 8 ФЗ «О теплоснабжении» регулирует виды цен в сфере теплоснабжения, а также закон регламентирует вопросы взаимоотношений теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии (ст. 13), а также вопросы платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности (ст. 16). Жители, социальные объекты получают тепло по тарифу, утвержденному РСТ Пермского края. По поводу вывода источника теплоснабжения их\з эксплуатации – это право собственника, но должны уведомить ене менне чеим за 8 мес. (п. 4 ст. 21), а администрацию уведомили в феврале. Правила 889 регламентируют весь порядок, но истец ни в 2020, ни в 2021 не указал полную информацию о сроках вывода, перечне оборудования и пр., хотя истец и сам говорит о том, что оборудование выводится из эксплуатации частично. У ОМС есть безусловное право отказать в выводе из эксплуатации, если есть дефицит тепловой мощности. При этом должен быть соблюден баланс, т.е. ОМС должны компенсировать расходы, согласны на это. А у истца есть право, получив отказ в согласовании, обосновать убытки и потребовать с ОМС. С учетом того, что нехватка тепловой мощности доказана, отказ в выводе обоснован, в прошлый отопительный сезон дефицит тепла был. У ОМС право в течение 3 лет проблемы устранять, а у истца есть обязанность в течение 3 лет обеспечивать теплом, получая компенсацию. По внесению изменений в схему теплоснабжения: Постановление Правительства РФ 154 и ст. 23 ФЗ «О теплоснабжении» также относит этот вопрос к полномочиям ОМС. Порядок урегулирования спора определен, истец эти правом также не воспользовался, с замечаниями и предложениями истец не обращался, поэтому схема была актуализирована, с учетом новых источников тепловой энергии заводская котельная была выведена в резерв. ФЗ «О теплоснабжении» указывает, что схема должна предусматривать меры по консервации избыточных источников (п. 3 ст. 24), с учетом резервирования должен быть баланс обеспечен (п. 6). В нашем случае: были аномальные холода и мощности газовых котельных не хватает, для безопасности жителей города резервируют мощность заводской котельной. 154 Правила содержат пункт о резервировании тепловой мощности. В 2020 в связи с отказом завода мощность была передана на газовые котельные и заводская котельная в резерв включена. действия администрации по выводу в резерв и несогласованию вывода котельной из эксплуатации законны и обоснованы, направлены на защиту прав граждан, потребителей тепла и не ущемляют права истца на получение компенсации. Вопрос выкупа зависит от действий завода, предложение о выкупе направили. Просит в удовлетворении требований отказать.

Также представителем представлен письменный отзыв на заявление, в котором указано следующее:

Истец - АО «Нытва» обратился в Нытвенский районный суд Пермского края с исковым требованием об обязании администрации Нытвенского городского округа исключить АО «Нытва», как теплоснабжающую организацию из схемы теплоснабжения г. Нытва, утвержденную постановлением администрации Нытвенского городского округа №5 от 15.09.2020 г. В обоснование заявленного требования истец ссылается на ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», пункты 18-19 постановления Правительства РФ от 06.09.2012г. №889 «О выводе в ремонт из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», пункты 19, 33 постановления Правительства РФ от 22.02.2012 года №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», а так же на обстоятельства, связанные с убыточностью производства тепловой энергии и утраты возможности производить тепловую энергию.

Администрация Нытвенского округа считает, что заявленные требования основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, с искажением фактических обстоятельств и не подлежат удовлетворению.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-Фз «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организации от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении», орган местного самоуправления утверждает схему теплоснабжения городского округа с численностью населения менее 500 тысяч человек, в том числе присваивает статус единой теплоснабжающей организации.

В подпункте 11 ст.2 Федерального закона «О теплоснабжении» дано определение, в соответствии с которым теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой

осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Пунктом 20 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утвержденный правовым актом, не имеющим нормативного характера, органа местного самоуправления.

Статьей 18 Федерального закона «О теплоснабжении» устанавливается обязанность ежегодно актуализировать схему теплоснабжения. Порядок утверждения и схемы и теплоснабжения и ее актуализации разработан постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.

В соответствии с п.4 «Требований к схемам теплоснабжения» в схему теплоснабжения включаются следующие разделы:

а) раздел 1 "Показатели существующего и перспективного спроса на тепловую
энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения,
городского округа, города федерального значения";

б) раздел 2 "Существующие и перспективные балансы тепловой мощности
источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей";

в) раздел 3 "Существующие и перспективные балансы теплоносителя";

г) раздел 4 "Основные положения мастер-плана развития систем теплоснабжения
поселения, городского округа, города федерального значения";

д) раздел 5 "Предложения по строительству, реконструкции, техническому
перевооружению и (или) модернизации источников тепловой энергии";

е) раздел 6 "Предложения по строительству, реконструкции и (или) модернизации
тепловых сетей";

ж) раздел 7 "Предложения по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего
водоснабжения) в закрытые системы горячего водоснабжения";

з) раздел 8 "Перспективные топливные балансы";

и) раздел 9 "Инвестиции в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию";

к) раздел 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)";

л) раздел 11 "Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии";

м) раздел 12 "Решения по бесхозяйным тепловым сетям";

н) раздел 13 "Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения";

о) раздел 14 "Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения";

п) раздел 15 "Ценовые (тарифные) последствия".

В соответствии с пунктом 2 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения» проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) может разрабатываться уполномоченными органами местного самоуправления городских округов, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами. В пункте 5 указанного порядка юридические лица конкретизированы как теплоснабжающие и теплосетевые организации.

Заявленные истцом требования являются, по сути, неконкретизированными разногласиями к схеме теплоснабжения Нытвенского городского поселения. Истец, направляя в суд данное требование, нарушил обязательную процедуру рассмотрения споров между органом местного самоуправления, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, возникающих при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 7 части 1 ст.4 Федерального закона «О теплоснабжении» постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 882 утверждены «Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения».

Пунктом 3 указанных Правил установлено, что заявление о разногласиях, подписанное заявителем либо его представителем, с прилагаемыми к нему документами (подлинник или копия, заверенная уполномоченным заявителем лицом) направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - уполномоченный орган).

В силу пунктов 29 и 31 указанных правил решение, принятое уполномоченным органом по результатам рассмотрения разногласий, обязательно для исполнения лицами (органами), ответственными за его исполнение, и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В исковом заявлении АО «Нытва» в обоснование своего требования ссылается на уведомление от 09.03.2021 года №03/39 о выводе источника тепловой энергии из эксплуатации. По данному факту поясняем следующее:

Вопрос вывода из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей по инициативе собственников регламентирован ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 года №190 и постановлением правительства РФ от 06.09.2012 года №889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей». Руководствуясь вышеприведенными нормами администрацией Нытвенского городского округа в адрес Истца 26.04.2012 направлен ответ с предложением конкретизировать информацию, содержащуюся в уведомлении в части перечня оборудования, срока вывода из эксплуатации и количестве потребителей на промплощадке.

До настоящего времени запрашиваемая информация в адрес администрации не поступила.

На основании изложенного, считают, что заявленные требования об обязании администрации Нытвенского городского округа исключить АО «Нытва» как теплоснабжающую организацию из схемы теплоснабжения г. Нытва не подлежат удовлетворению.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями пункта 4 части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении",

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:

1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

5) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации;

6) утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;

Ст. 21 Федерального закона "О теплоснабжении", а также Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889 (далее Правила), установлен порядок вывода из эксплуатации источников тепловой энергии.

Согласно пункту 2 Правил, под выводом из эксплуатации понимается окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.

В соответствии с пунктом 16 Правил собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

В соответствии с пунктом 18 Правил, орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

В случае уведомления органа местного самоуправления поселения или городского округа собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии и тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии оно несет ответственность за их эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 22 Правил, вывод из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется после получения согласования на вывод из эксплуатации от органа местного самоуправления, а в случае вывода из эксплуатации электростанции или оборудования электростанции, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, если такой объект соответствует положениям пункта 3 настоящих Правил, также при условии соблюдения требований по выводу из эксплуатации, установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

В случае, если от органа местного самоуправления в срок, предусмотренный пунктом 18 настоящих Правил, заявителю не поступит решение по результатам рассмотрения уведомления, заявитель вправе вывести объекты из эксплуатации в сроки, указанные в уведомлении.

В обоснование требований истцом представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО «Нытва» на 3-этажное кирпичное здание паровой котельной площадью 3857,4 кв.м. и 4-этажного здания котельной площадью 6033,4 кв.м. (л.д. 5-6).

Согласно выписки из ЕРГЮЛ, основным видом деятельности АО «Нытва» является производство холоднотянутого штрипса, одним из дополнительных видов деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (л.д. 111-117).

На л.д. 7–16 имеются договора аренды водогрейной и паровой котельной с оборудованием, заключенные между арендодателем ОАО «Нытва» и арендатором МУП «Теплосеть» (с доп. соглашениями) на периоды с 01.09.2014 на 11 мес., с последующим продлением срока договора.

01.06.2019 заключен аналогичный договор аренды между ОАО «Нытва» и МУП «Теплосеть» на срок до 30.04.2020 (л.д. 17-19).

01.05.2020 также заключен аналогичный договор № 133 с протоколом разногласий, на срок до 05.06.2020 (л.д. 20-26).

06.06.2020 заключен договор аренды № 169 на срок до 30.04.2021 (л.д. 27).

23.11.2020 МУП «Теплосеть» направило в АО «Нытва» предложение о расторжении договора № 169 с 01.01.2021 в связи с невозможностью урегулирования цены тепловой энергии в паре (л.д. 109-110).

06.12.2019 постановлением администрации НМР № 192 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Нытвенского городского поселения (л.д. 58).

В схеме, утвержденной постановлением администрации НМР № 192 (л.д. 59-84), в частности, указано, что единой теплоснабжающей организацией являются МУП «Теплосеть», границы зоны деятельности: Нытва, м/р Солнечный и Усть-Нытва (в случае прекращения договора аренды с ОАО «Нытва»), ОАО «Нытва», границы зоны деятельности: г. Нытва, за исключением м/р Солнечный и Усть-Нытва (в случае прекращения договора аренды с МУП «Теплосеть» и отсутствии альтернативной подачи тепловой энергии от блочно-модульных котельных ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1»), теплоснабжающей организацией является ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1», граница зоны деятельности: г. Нытва (левобережная часть города (за исключением м/р Солнечный и Усть-Нытва (р. 8); с целью повышения надежности и качества оказываемых услуг теплоснабжения существующего жилфонда г. Нытва предусмотрено строительство на правом берегу р. Нытва блочно-модульной котельной установленной мощностью 32,7 МВт (Нытва, пр. Металлургов, 4). В 2020-2021 планируется проектирование и монтаж блочно-модульной газовой котельной мощностью не менее 3,9 МВт в районе здания центрально-теплового пункта по адресу: <...> (п. 4.1).

15.09.2020 постановлением администрации НГО № 5 утверждена актуализированная схема теплоснабжения НГО, признано утратившим силу постановление администрации НМР № 192 от 06.12.2019 (л.д. 85).

В схеме, утвержденной постановлением администрации НГО № 5 (л.д. 86-108), в частности, указано, что после ввода в эксплуатацию водогрейной газовой котельной по адресу: г. Нытва, пр. Металлургов, 4подключенная нагрузка котельной АО «Нытва» будет составлять 0 Гкал/час при установленной мощности котельной 90,0 Гкал/час подключенная нагрузка заводской котельной – 0 Гкал/час (п. 4.3); предложения по перспективной тепловой мощности по заводской котельной – 63,99 Гкал/час (т.е. зарезервированная мощность данной котельной (таблица п. 4.4.); планируемая мощность не обеспечит эффективную работу правобережной котельной, необходимы мероприятия по увеличению мощности до 32,7 Гкал/час (установленная мощность составляет 28,1 Гкал/час). После ввода в эксплуатацию правобережной котельной (<...>) котельная по адресу: <...> выводится в резерв (п. 4.4); единой теплоснабжающей организацией является МУП «Теплосеть», границы зоны деятельности: Нытва, м/р Солнечный и Усть-Нытва, теплоснабжающей организацией является ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1», граница зоны деятельности: г. Нытва (левобережная и правобережная части города (за исключением м/р Солнечный и Усть-Нытва (р. 8); в целях улучшения качества теплоснабжения комплекса теплоснабжения Нытвенского техникума, снижения теплопотерь а аварийности на тепловых сетях в 2020-2022 планируется проектирование и монтаж блочно-модульной газовой котельной мощностью не менее 3,9 МВт в районе здания центрально-теплового пункта по адресу: <...> (р. 7).

15.09.2020 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию котельной по адресу: <...> (л.д. 52-54).

03.02.2021 АО «Нытва» обратилось в администрацию НГО, просило сообщить, будет ли отопительный комплекс АО «Нытва» в дальнейшем использоваться для нужд теплоснабжения города, поскольку срок договора аренды № 169 от 06.06.2020, заключенного между ОАО «Нытва» и МУП «Теплосеть», истекает 30.04.2021.

09.03.2021 АО «Нытва» направило в адрес администрации НГО уведомление о выводе источников тепловой энергии – водогрейной котельной из эксплуатации с 01.05.2021 (л.д. 28).

26.04.2021 администрацией дан ответ на уведомление, в котором указано, что в период отопительного сезона 2020-2021 выявился дефицит тепловой энергии на котельных ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1», в связи с чем исключается возможность согласования администрацией вывода из эксплуатации водогрейной котельной и участков тепломагистралей до момента реконструкции котельных ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1». Также указано на необходимость указания конкретной даты вывода их эксплуатации водогрейной котельной с соблюдением установленного Федеральным законом «О теплоснабжении» 8-месячного срока, на необходимость выполнения мероприятий по резервированию мощности водогрейной котельной и проведения в полном объеме подготовки к ОЗП 2021-2022 годов (л.д. 55-57).

12.03.2021 администрация НГО направила в АО «Нытва» письмо с предложением рассмотреть вопрос о выкупе водогрейной котельной и участков тепловых сете, проходящих по промплощадке (л.д. 29).

17.03.2021 АО «Нытва» направило ответ о том, что возможна продажа только определенного оборудования (л.д. 30).

23.03.2021 МУП «Теплосеть» сообщило в АО «Нытва» о том, что 30.04.2021 в связи окончанием срока договора аренды имущество будет возвращено (л.д. 31).

25.03.2021 прокуратурой Нытвенского района в администрацию НГО, в МУП «Теплосеть» вносились представления об устранении нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, жилищного законодательства, законодательства о теплоснабжении, в которых указано следующее:

09.12.2019 между ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» и МУП «Теплосеть» заключен договор тепловой энергии № 151/2019. Предметом данного договора является поставка (продажа) поставщиком тепловой энергии, теплоносителя, прием и оплата покупателем ресурсов, соблюдение режима потребления, предусмотренного договором и нормами действующего законодательства РФ.

между ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» и МУП «Теплосеть» к договору № 151/2019 от 09.12.2019 заключено дополнительное соглашение № 1.

Приложением № 2 к договору № 151/2019 от 09.12.2019 (с учетом дополнительного соглашения № 1 от 18.09.2020) утвержден температурный и гидравлический график по Котельной БМК-32,7 МВт, расположенной по адресу: <...> (далее - Температурный график).

Температурный график предусматривает температуру поставляемого энергоресурса в подающем (130/70°С) и обратном трубопроводе (70/54°С) в зависимости от температуры наружного воздуха.

Прокуратурой района 25.02.2021 в рамках проводимой проверки, в присутствии начальника участка, совершен выход на территорию Котельной БМК-32,7 МВт, расположенную по адресу: <...>. В ходе осмотра рабочего процесса на котельной установлено, что, согласно данным технического оборудования, температура поставляемого энергоресурса в подающем трубопроводе 108.61°С, в обратном трубопроводе 58.49°С, при температуре наружного воздуха -35,5°С.

Согласно Температурному графику температура в подающем трубопроводе, при температуре наружного воздуха -35°С должна составлять 130°С.

Таким образом, выявлено несоответствие температуры поставляемого энергоресурса Температурному графику.

Из вышеизложенного следует, что администрацией Нытвенского городского округа должным образом не исполняются требования положений пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пунктов 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Неисполнение должным образом требований указанных положений законодательства выражено в том, что администрацией Нытвенского городского округа не организовано обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории округа, не принимаются меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.

Также указано, что в рамках проверки, проводимой прокуратурой района совместно о представителем Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, 25.02.2021 совершены выезды в многоквартирные дома с целью установления фактической температуры в теплоносителе, находящимся в введении МУП «Теплосеть», используемом для отопления, а также установления температурного режима в жилых помещениях.

Во время проведения проверки температура наружного воздуха была низкая: от -24,5 до -17.9°С.

В ходе осмотра общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме по адресу: <...>, установлено, что по общедомовому прибору учета тепловой энергии температура теплоносителя, используемого для отопления, на вводе в дом на подающем трубопроводе 96.8°С’, на обратном трубопроводе 48.6°С.

Согласно графику температурного режима, температура в подающем трубопроводе, при температуре наружного воздуха в пределе -24°С…-18 °С должна составлять соответственно 111-100 °С. Температура в обратном трубопроводе, при температуре наружного воздуха в пределе -24°С …- 18°С должна составлять соответственно 63-59" С.

Таким образом, выявлено несоответствие температуры поставляемой тепловой энергии Графику температурного режима.

Несоответствие температуры поставляемой тепловой энергии Графику температурного режима выявлено также в многоквартирном доме по адресу: <...>.

При выезде 25.02.2021 в многоквартирные дома представителем Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в присутствии техника МУП «Теплосеть» произведены замеры температуры в выборочных жилых помещениях термометром контактным цифровым ТК5.09 (заводской номер 2095409, первичная поверка 23.06.2020) с зондом 3B.I50 2025573. При осуществлении замеров установлено следующее:

в многоквартирном доме по адресу: <...>,

температура воздуха в жилом помещении (квартира № I) в угловой комнате составляла + 19,2 "С;

в многоквартирном доме по адресу: <...>,

температура воздуха в жилом помещении (квартира № 2) в угловой комнате составляла 19,3 °С, в жилом помещении (квартира № 15) в наибольшей по площади комнате составляла 17,4 °С;

в многоквартирном доме по адресу: <...>, температура воздуха в жилом помещении (квартира № 2) в угловой комнате составляла 16,5 °С;

- в многоквартирном доме но адресу: г. Нытва, уд. Буденного, 41, температура воздуха в жилом помещении (квартира № 6) в угловой комнате составляла + 19,2 °С.

Таким образом, на момент проведения проверки выявлено несоответствие поставляемых МУП «Теплосеть» коммунальных услуг по отоплению установленным требованиям к качеству коммунальных услуг, что является нарушением жилищного законодательства».

26.02.2020 АО «Нытва» обращалось в администрацию НГО с просьбой исключить ОАО «Нытва» из числа теплоснабжающих организаций г. Нытва.

18.03.2020 администрация НГО отказала ОАО «Нытва» в выводе источника тепловой энергии их эксплуатации, при этом разъяснен порядок подачи замечаний к схеме теплоснабжения и порядок вывода источников тепловой энергии из эксплуатации.

28.10.2020 МУП «Теплосеть» сообщало в ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» о том, что в связи с переключением систем теплопотребления многоквартирных домов на отопительный режим в октябре 2020 от управляющих компаний г. Нытва ив адрес МУП поступают жалобы о недостатках теплоснабжения правобережной части г. Нытва. С целью обеспечения достаточного теплоснабжения просили поддерживать необходимые параметры теплоносителя от оборудования котельной ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1», расположенных по адресам: <...>.

30.12.2020, 14.01.2021, 10.02.2021, 11.02.2021, 18.02.2021, 03.03.2021, 25.02.2021 МУП «Теплосеть» сообщало в ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1», в администрацию НГО, а также Министру ЖКХ и благоустройства Пермского края (25.02.2021) о фактах несоответствия температурного режима, а именно 30.12.2020, в январе-феврале 2021 температура теплоносителя в подающем трубопроводе котельных ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1», расположенных по адресам: <...> ниже графика. Главным инженером МУП «Теплосеть» в феврале 2021 утверждались акты несоответствия температурного режима.

АО «Нытва» сообщало в ООО «Корунд», АО «Краснокамскпромжелдортранс», ООО «Базальтовое волокно», МУП «ЖКХ» (т.е. организациям, находящимся на территории промплощадки АО «Нытва») о возможных вариантах отопления помещений указанных организаций, в т.ч. предлагало заключить с АО «Нытва» договор на поставку тепловой энергии.

Вышеуказанные организации сообщили в АО «Нытва» о готовности заключить с заводом договор на поставку тепловой энергии.

20.04.2021 ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» направило в АО «Нытва», ООО «Корунд», АО «Краснокамскпромжелдортранс», ООО «Базальтовое волокно» письмо, в котором указано, на газовой котельной, расположенной на ул. Матигорова г. Нытва, имеется резервная мощность 10,6 Гкал/час, в случае заинтересованности в приобретении тепла следует обратиться для согласования в МУП «Теплосеть».

24.06.2021 АО «Нытва» направило в комиссию по подготовке к ОЗП администрации городского округа письмо, в котором указано, что с мая 2020 водогрейные котлы ПТВМ-30 не задействованы в качестве источника тепловой энергии для нужд населения города, в связи с чем требуется проведение ремонтов, технического освидетельствованиям всех котлов. Здание водогрейной котельной не может быть продано (безвозмездно передано) муниципальному образованию, поскольку в нем расположено оборудование, участвующее в подготовке и распределении воды и пара для нужд завода, возможна продажа конкретного оборудования. В связи с письмом ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» от 20.04.2021 о наличии резервной мощности на котельной по ул. Матигорова предложен вариант передачи тепловой энергии на правобережную часть города по магистралям, проходящим через промплощадку завода. С мая 2020 водогрейные котлы ПТВМ-30 не задействованы в качестве источника тепловой энергии для нужд населения города, в связи с чем требуется проведение ремонтов, технического освидетельствованиям всех котлов. Также указано, что водогрейные котлы ПТВМ-30, расположенные в здании водогрейной котельной, не могут являться резервом для г. Нытва; АО «Нытва» не имеет возможности подготовить к ОЗП 2021-2022 имущество, расположенное в здании водогрейной котельной, т.к. арендатор должным образом не проводил ремонт котлов, технологического оборудования.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что с 2014 водогрейная и паровая котельные, принадлежащие АО «Нытва, по договору аренды переданы в МУП «Теплосеть» и использовались для выработки тепловой энергии, используемой, в т.ч., для нужд отопления г. Нытва. С 01.05.2021 договор аренды расторгнут, котельные возвращены в АО «Нытва». 25.11.2019 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию котельной по адресу: <...> 15.09.2020 выдано разрешение на ввод в эксплуатацию котельной по адресу: <...>.Таким образом, в период 2019-2020 на территории г. Нытва введены в действие две газовые котельные, принадлежащие на праве собственности ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1». 09.12.2020 между ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» и МУП «Теплосеть» заключен договор тепловой энергии. Соответственно, в отопительный сезон 2020-2021 единой теплоснабжающей организацией являлось МУП «Теплосеть» (границы зоны деятельности: Нытва, м/р Солнечный и Усть-Нытва), теплоснабжающей организацией являлось ООО «Газпром теплоэнерго ФИО1» (граница зоны деятельности: (левобережная и правобережная части города г. Нытва (за исключением м/р Солнечный и Усть-Нытва). При этом отопительный сезон 2020-2021 показал, что на территории г. Нытва имеется дефицит тепловой энергии, мощности введенных в эксплуатацию газовых котельных для нужд города не хватает. Прокуратурой Нытвенского района в ходе проведения проверки выявлено несоответствие поставляемых МУП «Теплосеть» коммунальных услуг по отоплению установленным требованиям к качеству коммунальных услуг, что является нарушением жилищного законодательства. Так, в многоквартирных домах по ул. Буденного, К.Либкнехта г. Нытва температура не соответствовала установленным параметрам. Тем самым нарушались права жителей города, иных потребителей тепловой энергии на получение качественной услуги теплоснабжения. При этом уже в схеме теплоснабжения, утвержденной 06.12.2019, (п. 4.4 стр. 17 схемы) указано, что планируемая мощность не обеспечит эффективную работу котельной по ул. Матигорова, необходимы мероприятия по увеличению мощности с 28,1 до 32,7 Гкал/час.

При вынесении решения суд учитывает, что органу местного самоуправления в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии предоставлено право потребовать от владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года. При этом именно к полномочиям органов местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 14 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится организация в границах поселения теплоснабжения населения.

Таким образом, поскольку судом установлено, что в связи с имеющимся дефицитом тепловой энергии на территории НГО существует угроза нарушения прав жителей г. Нытва, иных потребителей тепловой энергии на получение теплоснабжения в необходимых объемах и надлежащего качества, администрация НГО отказала АО «Нытва» в согласовании вывода из эксплуатации источника тепловой энергии, то оснований для возложения на администрацию НГО обязанности исключить АО «Нытва» из схемы теплоснабжения суд не усматривает.

Также суд считает, что истцом избран неверный способ защиты своих прав, поскольку действующее законодательство предусматривает возможность либо вывода источника тепловой энергии в порядке, определенном Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, либо подачи замечаний, предложений по схеме теплоснабжения в порядке, определенном
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 (ред. от 16.03.2019) "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения". Истцом же заявлены требования об исключении из схемы теплоснабжения.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 882 утверждены «Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения». Настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" устанавливают порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек. Однако, истец также не воспользовался возможностью урегулировать разногласия таким путем.

Кроме того, суд учитывает, что истцом нарушен порядок направления уведомления о предстоящем выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) источников тепловой энергии и тепловых сетей, установленный Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 N 889, в части указания срока вывода, перечня оборудования, и др.

В обоснование требований истец указывает, что нахождение котельной в резерве влечет для них большие убытки, однако, эти доводы документально не подтверждены. Кроме того, п. 19 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, предусмотрено, что в случае, если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать АО «Нытва» в удовлетворении требований к администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности исключить АО «Нытва» как резервную организацию из схемы теплоснабжения г. Нытва, утвержденной постановлением администрации Нытвенского городского округа № 5 от 15.09.2020.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова